Белорусский историк: Западнорусизм — не идеология, а этническая идентичность

«В современных условиях западнорусизм — это не столько концепция, какая-то политическая идеология, сколько, как думается, этническая идентичность, которая выстраивается исходя из признания русской культуры и языка как „своих“», — заявил 1 февраля в интервью корреспонденту ИА REGNUM белорусский историк Александр…

«В современных условиях западнорусизм — это не столько концепция, какая-то политическая идеология, сколько, как думается, этническая идентичность, которая выстраивается исходя из признания русской культуры и языка как „своих“», — заявил 1 февраля в интервью корреспонденту ИА REGNUM белорусский историк Александр Киселев, комментируя перспективы развития идей западнорусизма в Белоруссии.

«На вопрос о том, что такое западнорусизм, проще ответить, чем он не является. Так, в белорусской историографии доминирует понимание, сформулированное еще в конце 20-х гг. XX в. Александр Цвикевичем и подхваченное в начале 90-х гг. в „Энциклопедии истории Белоруссии“ литературоведом Алексеем Кавко. Согласно данному там определению, западнорусизм — это „концепция отрицания историчности белорусов как самостоятельной и самобытной этнической единицы, отождествление их с великорусским этносом“. Более того: западнорусизм объявляется идеологией, которой руководствовалась советская власть под лозунгами интернационализма, что является просто абсурдным утверждением», — сказал Киселёв.

По мнению белорусского историка, сущность западнорусизма невозможно понять вне исторического контекста, в котором он зародился. «Недостаток такого понимания западнорусизма заключается в том, что оно несет на себе печать идеологической борьбы, которую вели публицисты „Нашей нивы“, члены „Белорусской социалистической громады“ и активисты „Белорусской народной республики“ в начале XX века», — отметил историк.

«Достаточно сказать, что те, кого называют „западнорусами“, никогда не отождествляли белорусов и жителей, например, Рязанской или Владимирской губерний в этнографическом плане. Более того: именно такими деятелями как Михаил Коялович и Евфимий Карский белорусы были опознаны и описаны как этнокультурная общность, — отметил Киселёв. — Другой вопрос, что в XIX — начале XX веков белорусские уроженцы православного исповедания, из среды которых и выходили деятели, зачисляемые историками по ведомству „западнорусизма“, более чем скептически относились к идее о необходимости отделения от Российской империи, переводу обучения на белорусский язык и тезису о том, что белорусы являются не частью формировавшейся в тот период русской нации, а отдельной славянской нацией по образцу поляков или болгар».

«В современных условиях западнорусизм — это не столько концепция, какая-то политическая идеология, сколько, как думается, этническая идентичность, которая выстраивается исходя из признания русской культуры и языка как „своих“. Большинству белорусских граждан достаточно сложно, например, считать, что Александр Сергеевич Пушкин является иностранным поэтом. Отнюдь неслучайно в Республике Беларусь конституционно закреплен государственный статус русского языка. Вопрос о будущем такого типа идентичности зависит от целого ряда факторов, однако определенно можно сказать только одно: он сохранится и будет оказывать влияние на культурную и политическую жизнь государства», — подвёл итог белорусский историк.

Как сообщало ИА REGNUM, в 2011 году власти Белоруссии инициировали ряд мероприятий, охарактеризованных белорусскими экспертами как «политика мягкой белорусизации». Министерство культуры в декабре инициировало установку очередного памятника великому князю литовскому (Миндовгу), 6 января 2012 года Совмин утвердил госпрограмму «Замки Белоруссии», в рамках которой будут восстанавливаться находящиеся на белорусской территории замки польских магнатов. Недавно, 11 января председатель Союза писателей Белоруссии Николай Чергинец в очередной раз озвучил предложение предоставить льготы гражданам, изучающим белорусский язык. «По нашему предложению все улицы были названы на белорусском языке. По нашему предложению все населенные пункты были названы по-белорусски — знаки стоят», — заявил журналистам Чергинец.

Напомним, в декабре 2011 года Николай Чергинец (в недавнем прошлом — высокопоставленный чиновник) заявил о необходимости организовать курсы белорусского языка и предоставить льготы тем, кто будет изучать белорусский язык на данных курсах. «А стимулом может стать сокращение на час рабочего дня», — заявил Чергинец. При этом сам он отказался проходить обучение на данных курсах.

Также напомним, осенью 2011 года власти Белоруссии возобновили преследование витебского писателя Андрея Геращенко, и в конце декабря уволили его с госслужбы. На протяжении двух лет прозападная оппозиция добивалась увольнения литератора, а председатель провластного «Союза писателей Белоруссии» Николай Чергинец пообещал «расправиться» с витебским писателем. «Дело Геращенко» получило известность после того, как белорусский писатель в интервью российскому порталу «Материк» (28 января 2010 года) заявил о единстве русских и белорусов, обозначил Белоруссию как русское государство, а также отметил, что белорусский язык не имеет в Белоруссии широкого распространения, являясь средством общения националистически настроенной интеллигенции.

Источник: www.regnum.ru

Николай Малишевский: Западнорусизм как идеология возрождения Русского мира
Истоки Любой национальный организм имеет идейно-смысловое ядро, дающее ему мировоззренческое обоснование и возможность перманентного обновления энергий существования.

Белорусский историк: Истоки белорусской государственности — в Древней Руси…
«Республика Беларусь — наследница БССР, а БССР — это детище советского строя», — заявил 14 декабря корреспонденту ИА REGNUM белорусский историк, кандидат исторических наук Александр Бендин, комментируя заявления провластного Союз писателей Белоруссии и министерства культуры Белоруссии о необходимости установки памятника…

Немецкий фотоальбом: «Русские свиньи не ходят, а ползают»
Нет, не угасло наше молодое поколение.

Белорусский историк: «Как СССР мог напасть на Украину, если она была его частью?»
«Никогда не будет примирения бойцов Красной армии с бандеровцами, потому что одни с фашизмом сражались, а вторые служили фашизму», — заявил 4 февраля корреспонденту ИА REGNUM доктор исторических наук, профессор Евгений Новик, оценивая решение киевской хунты изъять из учебной литературы термин «Великая Отечественная война» и отмечать 9 мая не День Победы, а «Дни памяти и примирения» и «70-летие завершения войны в Европе».


  • Белоруссия,
  • Чергинец,
  • ЯЗЫК,
  • Западнорусизм,
  • Культура
Комментировать публикацию через Постсовет:
Комментарии (0) RSS свернуть / развернуть

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.


Комментировать публикацию через Вконтакте: