Россия и Украина сидят на пороховой бочке

Отшумели напыщенные речи во время и после визита президента России в Украину, завершилась череда круглых столов и пресс-конференций, на которых эксперты проанализировали итоги визита (большей частью даже не ознакомившись с итоговыми документами, подписанными делегациями). Теперь настала пора поговорить не только о том, что было подписано и сказано двумя президентами, но и о том, что НЕ было подписано и НЕ было сказано.

Мечта поколений тарасюков и огрызков осуществлена!

Сразу хочу пояснить свою позицию относительно долгожданного официального визита главы российского государства в Киев. Я расценивал и расцениваю этот визит как очень важную поворотную веху на пути перезагрузки отношений между Украиной и Россией. Даже если бы президенты ничего не подписали, сам факт возобновления официальных визитов лидеров наших держав друг к другу является позитивным свидетельством того, что черный период во взаимоотношениях между странами, связанный прежде всего с бездумным антироссийским курсом Виктора Ющенко, канул в Лету.

И уж тем более этот визит можно считать результативным в связи с тем, что президентами и членами обеих делегаций подписаны очень важные документы. Политологи, дипломаты и журналисты единодушно на первый план по значимости выдвигают соглашение о демаркации сухопутной границы. Хотя я не стал бы преувеличивать значение этого договора. На самом деле, демаркация – это всего лишь дорогостоящая формальность, на которую у Украины все равно в ближайшее время денег не будет.

Но с другой стороны, меня поражают комментарии некоторых оппозиционных экс-дипломатов, которые так долго уверяли нас в том, что подобное соглашение является чуть ли не вопросом жизни и смерти для молодой украинской державы, а теперь солидаризуются со мной, заявляя о второстепенности данного договора. Поколения тарасюков, огрызков и иже с ними постоянно твердили нам байку о том, что от подобного соглашения чуть ли не зависит судьба безвизового режима для Украины в Европе.

Хотя я не помню ни одного европейского чиновника, который увязывал бы эти два вопроса вместе. Мало того, Россия, не крича на каждом углу о своей «европейскости», не открывая в одностороннем порядке границы для граждан ЕС, добилась в продвижении к безвизовому режиму с Европой гораздо больших успехов, чем Украина. И я, кстати, не удивлюсь, если Москва заключит соглашение с ЕС об отмене виз раньше, чем Киев. Причем, заметьте, никто от России демаркации границ со всеми своими соседями не требует.

На самом деле, никогда вопрос формальной демаркации границ с соседями не являлся препятствием для получения безвизовых режимов с ЕС. Мало того, это даже не являлось препятствием для членства государств в Евросоюзе. Так, страны Прибалтики вступили в ЕС и Шенгенскую зону в 2004 г., а демаркация границ с Белоруссией у некоторых из них состоялась лишь в 2008 г. Хорватия получила безвизовый режим с ЕС чуть ли не сразу после распада Югославии, хотя демаркационные споры и даже войны с соседней Сербией у нее продолжались еще многие годы и даже десятилетия.

Да что там далеко в историю углубляться! Сербия буквально в прошлом году получила безвизовый режим с ЕС – и это притом, что львиная доля членов Евросоюза признала независимость Косово, а Сербия, само собой, не только границ с Косово не демаркировала, но и по-прежнему считает его составной частью своего государства.

Россия тоже не раз подчеркивала, что вопрос демаркации уже давно определенной сухопутной границы с Украиной для нее не был столь уж принципиальным. Подписав сейчас данное соглашение вне привязки к более спорному вопросу делимитации морской границы, Москва пошла навстречу пожеланиям нескольких поколений украинских дипломатов. Поэтому особенно удивительно слышать возмущенные возгласы некоторых из этих дипломатов. Нет никаких сомнений, что для них противно видеть любое сближение с Россией – даже если это сближение происходит в связи с движением Москвы навстречу пожеланиям украинской стороны.

Экономикоцентризм» возвращается?

Гораздо более важными мне показались подписанные под пристальными взорами президентов соглашения министров культуры и образования наших государств, о которых мы поговорим чуть ниже. Пои этом, прямо скажу, вызвало некоторое беспокойство заявление Дмитрия Медведева: «Нам нужно заниматься сначала экономикой, потом ещё раз экономикой, потом… снова экономикой». Президент России, правда, сразу же вспомнил, что между нашими государствами существуют и проблемы «в других сферах». «Но экономика, во-первых, важнее, — пояснил он, — и, во-вторых, здесь, может быть, проблемы наиболее опасны».

На фоне того, что основные соглашения, подписанные во время встреч Медведева и Януковича, как было сказано выше, касались гуманитарной сферы, согласитесь, сведение основных проблем, накопившихся между Украиной и Россией, исключительно к экономической тематике выглядит довольно пикантно. Конечно, легче всего объяснить эту фразу обстоятельствами, при которых она была сказана – все-таки президент РФ встречался с украинскими олигархами и говорил о том, что их интересует в первую очередь. Однако буквально за час до этого он встречался со студентами Киевского университета, львиная доля из которых была гуманитариями, и говорил фактически то же самое.

Поневоле, когда слышишь подобные фразы (экономика, экономика и все время экономика), начинаешь беспокоиться: а не возвращаются ли старые добрые времена, когда Москва фактически субсидировала украинскую экономику дешевыми энергоресурсами, закрывая глаза на целый ряд серьезных проблем гуманитарного свойства и на тот факт, что под боком у России стремительными темпами формируется откровенно антироссийский и даже русофобский идеологический проект размером с целое государство? Не секрет, что в период с 1991 г. по начало 2000-х годов мы неоднократно из уст различных государственных деятелей и Украины, и России слышали слова о том, что «экономика всему голова». Нас уверяли в том, что «главное – развивать экономические связи и товарооборот, а все остальное само приложится». Как показали события 2004 г., не «приложилось».

После Майдана мы не раз могли убедиться в том, что Россия извлекла уроки из событий в Грузии, Украине и Киргизии, перейдя к более прагматичным отношениям со всеми соседями и уделив гораздо более значительное внимание, чем прежде, гуманитарным и идеологическим проектам (особо обращаю внимание, что за эти проекты вплоть до избрания президентом РФ в Кремле отвечал именно Дмитрий Медведев). И эта политика начала давать весомые результаты для России на постсоветском пространстве, что отмечают сейчас фактически все западные аналитики.

Любого, кто заинтересован в продолжении этой успешной политики, не может не волновать перспектива возврата к идеологии «экономикоцентризма», когда во главу угла ставили экономические вопросы, а спорные пункты повестки дня (языковая и правовая защищенность русских и русскоязычных граждан в Украине, к примеру) попросту выносились за скобки. Нагляднее всего такая политика проявлена в Большом договоре о дружбе между РФ и Украиной.

Мне кажется в этой связи, что сейчас крайне важно предостеречь от возвращения Киева и Москвы к исключительно экономической повестке дня. Экономика экономикой (никто, само собой, не выступает против тесного развития экономических связей между нами), но важно выделить ряд серьезнейших проблем между нашими государствами, которые должны быть первоочередными для нас. Некоторые из них гораздо важнее вопроса о том, кому достанется то или иное предприятие.

МЭР: Товарооборот между Россией и Украиной сократился на 80%
Товарооборот между Российской Федерацией и Украиной упал в 2015 году на 80%, сообщил первый заместитель министра экономического развития Алексей Лихачев. Лихачев отметил, что товарооборот уже пострадал заметно.

Россия и Украина: шансы на интеграцию
Вопросы взаимоотношений России и Украины за последние годы принято обсуждать в ключе постоянных споров по самым различным проблемам.

Голос из Гааги: Россия и Украина воюют!
Как предварительно установил Международный уголовный суд, аннексия Крыма и Севастополя «равнозначна международному вооружённому конфликту между Украиной и Российской Федерацией».

Анонсированная на 21 сентября встреча руководства министерств энергетики России и Украины не состоится
Встреча руководства министерств энергетики России и Украины, предварительно анонсированная на 21 сентября в Минске, не состоится, сообщил источник, знакомый с ситуацией (см. «НГ» от 20.09.16). По информации РИА Новости

Россия и Украина сближаются статистикой
Соцопросы показывают улучшение отношений России и Украины



1 | 2 | 3 | 4Дальше »
  • постсоветское пространство,
  • Россия-Украина,
  • Янукович,
  • Медведев
Комментировать публикацию через Постсовет:
Комментарии (0) RSS свернуть / развернуть

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.


Комментировать публикацию через Вконтакте: