Украина слишком дешево продалась России

Харьковские договоренности продолжают оставаться предметом споров по обе стороны границы. В Украине сильны сомнения относительно их негативного влияния на способность правительства проводить независимую внутреннюю и внешнюю политику.
Иными словами, часть свободы оказывается проданной, пусть даже и по приличной цене.

Впрочем, насколько хороша цена, тоже не очевидно: скидка представлена к цене, которая по ряду причин представляется завышенной.

В России сомнения прямо противоположного характера: упущенные от продажи газа по установленной 19 января 2009 года цене выгоды — примерно 40 миллиардов долларов — расцениваются многими несоизмеримыми с преимуществами от аренды Севастополя. Не переплатила ли Россия? — вопрошают они.

При оценке цены свободы и степени ее обоснованности обязательно должны учитываться как упущенные в результате отказа от самостоятельной игры выгоды, так и привлекательность самого факта ведения «своей игры».

Полученная Украиной скидка на газ, возможно, и превышает стоимость аренды. Однако при этом снижаются стимулы к структурным реформам украинской экономики и, следовательно, создаются предпосылки для сохранения зависимости украинской экономики от поставляемых из России энергоносителей, прежде всего, природного газа.

Это как с первыми дозами наркотика: их предлагают по привлекательной цене, которая сохраняется ровно до тех пор, пока «клиент» окончательно не подсядет на иглу. Упущенные поставщиком на первом этапе выгоды с лихвой окупаются впоследствии, за счет сохранения или увеличения объемов продаж.

Заложники структуры

Не будет большим преувеличением сказать, что общая структура украинской промышленности по сравнению с позднесоветским периодом изменилась незначительно. Во второй половине 80-тых годов ХХ века к отраслям промышленности, на которых специализировалась Украина, относили химическую промышленность, черную металлургию, машиностроение, производство цемента и пищепром.

Первые два направления специализации были во многом обусловлены включенностью украинской экономики в единый союзный комплекс, что позволяло получать сырье — прежде всего, природный газ — по заниженным по сравнению с мировыми ценам.

В 2007 году отрасли специализации остались теми же. Если взглянуть на структуру промышленности Украины по отраслям и сравнить ее с другими постсоветскими странами (за исключением Прибалтики), то нетрудно увидеть превышающий средние показатели вклад химического производства (4,7%) и черной металлургии (24,7%).

За последние девять лет, в которые включены как период президентства Леонида Кучмы, так и Виктора Ющенко, темпы роста химического производства оказались весьма близки к средним по украинской промышленности (см. Таблицу), что свидетельствует о сохранении основных структурных пропорций вне зависимости от находящихся у власти лиц и изменчивой розы геополитических ветров.

Если социально-экономическая динамика в Украине последней четверти века имеет константы, то унаследованная от советского периода структура промышленности, по всей видимости, является одной из них.

Отсутствие структурных изменений означает наличие серьезных ограничений при проведении внутренней и внешней политики, прежде всего, на российском направлении. Ведь химическую промышленность и металлургию в их нынешнем состоянии можно поддерживать только за счет невысоких — по сравнению с мировыми — цен на энергоресрусы.

В постсоветских реалиях это означает тесную экономическую и политическую интеграцию с Россией и отказ от ряда степеней свободы.

Таким образом сущность харьковских соглашений сводится к сделке по отказу правительства Украины от части свободы в обмен на возможность еще в течение нескольких лет НЕ проводить серьезные структурные реформы, которые чреваты ростом социального недовольства и подрывом позиций ряда близких к регионалам олигархов.

Однако краткосрочные выгоды получения дешевого газа «в обмен на Севастополь» меркнут по сравнению с потерями от аналогичных сделок в будущем. Харьковские соглашения уничтожают стимулы к структурным реформам в промышленности и поиску альтернатив зависимости от дешевого природного газа из России.

А ведь такие альтернативы потенциально существуют — упущенные выгоды от их реализации и составляют львиную долю той действительной цены, которую согласилось заплатить украинское правительство.

Казахстан отказался продавать газ Украине без согласования с Россией
Казахстан ответил официальным отказом Украине на её запросы поставлять газ без согласования с российской стороной.

Ричард Пайпс: Украина должна разделиться, или Россия введет туда войска
Предлагаем прочесть злободневное интервью со знаменитым американским историком и политологом, бывшим советником президента Рональда Рейгана, профессором Ричардом Пайпсом.

Савченко: для пользы Украины поеду и в Россию
Об этом народный депутат Украины сообщила в эфире местного телеканала «112 Украина». «Я буду ездить везде, куда буду считать необходимым, для того чтобы это было на пользу Украине.

Генпрокуратура Украины опубликовала «доказательства» причастности России к «захвату» Крыма
Генпрокуратура Украины (ГПУ) опубликовала записи, в которых якобы советник президента РФ Сергей Глазьев обсуждает с директором Института стран СНГ Константином Затулиным «проект Новороссия».

Украина прекратила поставки в Россию жизненно важного медицинского препарата
Москва, 14 июня. Украина прекратила поставки в Россию анестетик мезатон, который в РФ внесен в перечень жизненно важных лекарственных препаратов.


  • постсоветское пространство,
  • Россия-Украина,
  • сланцевый газ
Комментировать публикацию через Постсовет:
Комментарии (0) RSS свернуть / развернуть

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.


Комментировать публикацию через Вконтакте: