Флот, который имеет одну базу – это не флот

На протяжении почти двадцати лет Черноморский флот остается самым болезненным вопросом российско-украинских отношений. Многие мои украинские собеседники, в том числе официальные, не хотят видеть российские базы на Черном море. Они объясняли: «Ваш флот – источник непредсказуемости и опасности, что показали события в Южной Осетии. ЧФ, Севастополь, ваше военное присутствие в Крыму – едва ли не основной источник дестабилизации обстановки даже не в регионе – во всей Украине. Вмешательство ваших военных, дипломатов, политиков в наши внутренние дела – факт установленный». «Тут запросто можно учинить любую провокацию, – говорили мне, – будь на то команда из Москвы или желание товарищей из штаба. Возможностей масса, да хоть имитация теракта – против кораблей, консульства. Бах – и военная машина пришла в движение».

Когда пришел дележки час

Но нужен ли России флот в Черном море – в эпоху ракет, авиации и бесконтактной войны? Есть ли у нас в этом регионе потенциальный противник? Есть, и, как ни странно, тот же, что у украинцев. Бывший командующий ВМС Украины вице-адмирал Владимир Безкоровайный в интервью официальной газете «Флот Украины» открыто его назвал: Турция, потому что никуда не пропало «стремление Анкары к «Великому Турану».

Действительно, сейчас Анкара наращивает свое военное присутствие в бассейне Черного моря, качественно и количественно обновляя флот. Только с середины 1990-х годов Турция пополнила его боевой состав восемью подводными лодками, двумя эсминцами, четырьмя фрегатами управляемого ракетного оружия (УРО), восемью ракетными катерами, шестью тральщиками современных проектов. Заказано еще шесть современных субмарин, 16 корветов, три ракетных и 13 патрульных катеров, тральщик, десантный корабль. Стоимость программы строительства новых кораблей оценивается в 27 млрд долларов. По данным на 2009 год, в составе ВМС Турции было 13-17 подводных лодок, не менее 20 фрегатов УРО, шесть корветов, 25 ракетных катеров, около 20 минно-тральных корабля, 106 патрульных кораблей и катеров, 50 десантных кораблей и катеров, более 80 вспомогательных судов и катеров. Разумеется, это сосредоточено не в одном Черном море, но черноморская группировка ВМС Турции по своей боевой мощи уже превзошла возможности ЧФ в 2-3 раза.

Именно поэтому ЧФ остается важнейшим элементом российской оборонительной системы, прикрывающим юг страны. Вынь это звено, говорят эксперты, все посыплется. Там и так уже дыра: «Брешь – она и есть брешь, – печально говорил мне год назад адмирал Эдуард Балтин, ныне, увы, покойный (он командовал российским ЧФ в 1993-1996 годах). – Хорошую брешь не закроешь».

Схватка за ЧФ началась в последние недели жизни Советского Союза – в октябре 1991 года. Депутаты украинского Верховного Совета тогда приняли решение подчинить Украине весь Черноморский флот ВМФ СССР. На момент распада Союза в составе ЧФ значились четыре крейсера, 11 больших противолодочных кораблей (БПК); 12 сторожевых кораблей (СКР) (по другим данным 40); 24 подводных лодки (по другим данным около 40). Еще десантные корабли и катера – 55; ракетные – не менее 32; 24 малых противолодочных корабля. Плюс около 30 тральщиков (по иным данным – до 70), до 800 разного рода вспомогательных судов и свыше 400 самолетов морской авиации. Численность личного состава ЧФ оценивали тогда в 70-100 тысяч человек, и по боевым возможностям он на голову превосходил флот Турции.

И хотя не все это базировалось в Крыму, значение его не преуменьшить: это главная база флота. Практически вся инфраструктура была развернута на украинской территории. Там же базировалась авиация флота, учебные подразделения, полигоны. И заводы – судостроительные, судоремонтные, одни лишь Николаевские верфи чего стоят! Все, без чего флот не проживет и минуты, находилось на украинской территории. Кого волновало, что с этим добром не управиться в одиночку, что даже Советский Союз не мог обеспечить достойное содержание Черноморского флота?

В январе 1992 года украинский президент Леонид Кравчук заявил: Украина должна получить не менее 50 процентов ЧФ. И хотя тогда же сумели достичь временной договоренности о том, что ЧФ сохраняется как цельная единица в составе Объединенных вооруженных сил СНГ, дележ остановить не удалось. Весной 1994 года договорились: 81,7 процента ЧФ отходит России, 18,3 процента – Украине. Соответствующий документ стороны подписали 9 июня 1995 года в Сочи. Из него следовало, что хотя ЧФ России и ВМС Украины базируются раздельно, основная база и штаб российского флота остаются в Севастополе.

28 мая 1997 года были подписаны три соглашения о статусе и условиях пребывания ЧФ России на территории Украины: российские корабли могут находиться в Севастополе до 2017 года. А потом – как договорятся. Россия обрела права на 388 кораблей и судов (в составе флота тогда числилось 833 плавсредства), а также на 161 летательный аппарат. Предельная численность личного состава ЧФ в Крыму была определена в 25 тысяч человек. За Россией на украинской территории осталось три пункта базирования корабельного состава (Севастополь, Феодосия и, временно, Николаев), два основных и два запасных аэродрома, а также одно место дислокации береговых войск – Севастополь. Однако реально решили вопрос лишь с кораблями, до сих пор актуальна проблема имущественных отношений, инвентаризации земель, аренды и оплаты за нее, жилья, платы за электроэнергию, проблема маяков, линий связи…

Валентина Самар из Крымского информационного пресс-центра, уверена, что российско-украинские проблемы нужно перевести в русло денежных отношений: «Многое изменится, когда российские военные поймут, что за землю, причалы, коммуникации и прочее надо платить рыночную цену». Сейчас российские военные платят Украине 98 млн долларов в год, а настоящая арендная плата за гектар прибрежной земли ныне – 100 тысяч долларов, за причал – 1,2 млн долларов. ЧФ занимает в Крыму 3500 гектаров, эксплуатирует 127 причалов, помимо этого используются акватория, аэродромы и т. п. В целом выходит до 1,5 млрд долларов. «А когда есть возможность бесплатно прибрать к рукам кус земли на чудесном побережье, – говорит Валентина Самар, – кто же откажется? И прибирают, и вовсе не для нужд безопасности – под дачки, коттеджи».

Увы, развитие ЧФ почти заглохло уже к моменту распада СССР, новыми кораблями I ранга он не пополнялся с 1979 года, в рамках советской стратегии тех лет вообще считался второстепенным. Хотя он и имел выход в Средиземноморье, реально был смертником. Никаких шансов прорыва через Босфор и Дарданеллы на оперативный простор в случае начала боевых действий с НАТО он не имел. И, сколь бы мощен он ни был, в век ракет и авиации участь его была бы предрешена, что понимали и советские адмиралы. Потому и не насыщали его кораблями современной постройки: стратегические задачи черноморцев были вспомогательными – принять на себя удар, оттянув часть сил противника. Опять же, второстепенность тогдашнего ЧФ предопределила и ставка на ракетоносный подводный флот: атомным субмаринам с ракетно-ядерным оружием в Черном море делать нечего.

Флотилия вместо флота

Мне удалось побывать на

Лимит на эволюцию исчерпан
Захар Прилепин о необходимости амбициозной власти Наши буржуазные охранители любят говорить, что склонность к революции — это нереализованные комплексы некоторых отдельно взятых граждан.

Клип «Сиськи» группы «Ленинград» провоцирует пышногрудых женщин на откровенности
Репортёр Metro узнал подробностиКлип «Сиськи» группы «Ленинград» собрал в Интернете уже 14,5 миллионов просмотров, его сюжет активно обсуждают в соцсетях.

Украинские матросы о своём флоте: «Это не корабли, это – куча г…»
Остатки ВМС Украины, переведённые с Крымского полуострова в Одессу, находятся в жалком состоянии, сообщили журналисту канала ICTV украинские военнослужащие.

В одну телегу впрячь не можно?.. О союзе Тель-Авива и Эр-Рияда
Российская и иностранная пресса наперебой пишет о странном союзе, вызревающем на Ближнем Востоке.

Итоги недели. «Война — это не покер! Её нельзя объявлять, когда вздумается!»
Ереван записывается в Союз… В Таможенный Президент Армении Серж Саргсян заявил о решении республики вступить в Таможенный союз и предпринять в этих целях необходимые практические шаги, а в последующем — участвовать в формировании Евразийского экономического союза.


  • Черноморский флот,
  • ВМФ,
  • Владимир Соловьев
Комментировать публикацию через Постсовет:
Комментарии (1) RSS свернуть / развернуть
+
+2
«Великий Туран», мля.
Я понимаю, что большинство российских правителей и граждан живут понятиями и представлениями в лучшем случае 19 века.
Но нельзя же обо всех судить по себе.
avatar

e_1_off

  • 25 ноября 2009, 10:41

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.


Комментировать публикацию через Вконтакте: