Война с Наполеоном вернула национальный костюм

Городской костюм, принятый повсеместно в Западной Европе, был введен в России указами Петра I в 1700 году. За 25 лет, истекших со времени издания указов до смерти Петра I (1725 год), западноевропейский костюм прочно вошел в быт дворянства и разночинной интеллигенции. XVIII век — время французского кафтана, камзола, коротких панталон, длинных чулок и башмаков с пряжками, белых париков и пудреных волос.

Городской костюм, принятый повсеместно в Западной Европе, был введен в России указами Петра I в 1700 году. За 25 лет, истекших со времени издания указов до смерти Петра I (1725 год), западноевропейский костюм прочно вошел в быт дворянства и разночинной интеллигенции.

XVIII век — время французского кафтана, камзола, коротких панталон, длинных чулок и башмаков с пряжками, белых париков и пудреных волос. Лишь в последние 10-15 лет века пришли новые моды, покорившие сначала щеголей, а затем и всех остальных.

В XVIII веке законодателями мод в России были придворные дамы и кавалеры, на которых равнялось остальное столичное, а в последней четверти века и провинциальное дворянство. Подражала им также некоторая часть богатого купечества и разночинцев. В основном же купцы и их семьи одевались в русское национальное платье, перенимая лишь немногое из модного костюма.

Распространялись моды в XVIII веке не модными журналами, которых было мало, да и выходили они с перерывами в несколько лет, а при помощи готовых образцов. Богатые дворяне выписывали нарядные костюмы из Парижа и Лондона или покупали их у торговцев модными товарами, привозивших готовые платья, материи и всякие модные мелочи из-за границы. Крепостные портные и портнихи, обученные по таким образцам, шили одежду для небогатых дворян, а также домашнее платье и ливреи в знатных домах.

Уже в начале XIX века двор начинает терять свой прежний лоск. Вместо богатого вельможи и блестящего офицера героем, достойным подражания, становится мыслящий человек, преданный идее свободы и просвещения, философ, романтик, которому не к лицу придавать слишком большое значение своей внешности. Тогда все чаще начинают встречаться молодые люди в сюртуках вместо фраков, появляются клетчатые «шотландские» жилеты и шейные платки, напоминающие о Байроне и героях романов Вальтера Скотта.

В период Отечественной войны 1812 года женщины отказались от французских мод из патриотических чувств. В дворянской среде вновь вошли в обиход русское национальное платье-сарафан, душегреи, кокошники. Правда, уже в 20-х годах XIX века женщины стали подчеркивать талию и вернули в гардероб заграничные ткани.

Стоит отметить, что европейское платье было принято только частью городского населения, так называемыми «образованными сословиями». Поэтому само отношение к модному костюму расценивалось как показатель степени культуры городского жителя.

Интересно, что значительно отличалась друг от друга мода двух столиц. Санкт-Петербург жаловал приличие в одежде, не любил пестрых цветов и уж тем более резких и дерзких отступлений от моды. А Москва — напротив. «Если уже пошло на моду — чтобы во всей форме была мода! Если талия длинна — то она пускает ее еще длиннее, если отвороты фрака велики — то у ней, как сарайные двери», — так описал московскую моду Гоголь в одном из писем в Петербург.

Источник: rus.ruvr.ru

Стоило ли России продолжать войну с Наполеоном? Начало Заграничного похода руссколй армии
Грандиозная Русская кампания 1812 года закончилась для Наполеона Бонапарта полным поражением.

Англия против России. Втягивание в войну с Францией
210 лет назад, в 1805 году, Россия заключила союз с Англией и Австрией, и выступила против Франции.

Война с Персией 1804 — 1813 годов
C 1812 годом в России ассоциируется, в основном, Отечественная война.


  • ВЕК,
  • ПЕТР,
  • Костюм,
  • МОДА,
  • Платье
Комментировать публикацию через Постсовет:
Комментарии (0) RSS свернуть / развернуть

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.


Комментировать публикацию через Вконтакте: