Кентавры в новом образе

Кентавры в новом образеЭтот выпуск программы — о существах загадочных и странных, полулюдях-полуживотных. В индийской мифологии их называли гандхарвами, в славянской — китоврасами, а в древнегреческой — кентаврами. Поначалу они были символами необузданности и дикой силы, затем превратились в воплощение мудрости и гармонии…

Этот выпуск программы — о существах загадочных и странных, полулюдях-полуживотных. В индийской мифологии их называли гандхарвами, в славянской — китоврасами, а в древнегреческой — кентаврами. Поначалу они были символами необузданности и дикой силы, затем превратились в воплощение мудрости и гармонии с природой. Хотя, строго говоря, не вполне понятно, как им удалось пройти такой эволюционный путь.

Начнем с внешности этих диковинных созданий. Тут есть несколько странностей. С одной стороны, ни знаменитый Гомер, ни другой древнегреческий поэт Гесиод, упоминая о кентаврах, практически не описывают их наружность. С другой стороны, кентавров часто рисовали на вазах и других сосудах. Внешность изображаемых персонажей была специфическая: тело коня, а там, где должна начинаться шея, вырастал человеческий торс с человеческими же руками и головой.

Впрочем, так они выглядели не всегда. Наиболее древние греческие рисунки изображают кентавров как созданий, чьи передние ноги были человеческими, а сзади к фигуре дорисовывали лошадиную часть — спину, брюхо, задние ноги и, само собой, хвост. Вид был странный (если это слово вообще применимо к таким странным созданиям, как гибрид лошади и человека).

Еще более странным он становился, когда неизвестный художник оснащал этого персонажа двумя типами гениталий — и людскими, и животными. Этим подчеркивалось смешанное происхождение кентавров. Большинство из них рисовались обнаженными, как и подобает зверям, и только для одного из них делалось исключение — для кентавра Хирона, который многим отличался от своих собратьев.

Теперь поговорим об их происхождении. Если посмотреть, что по этому поводу думают историки, то часть из них считает, что кентавров породила фантазия оседлых народов, которые встретились с кочевниками. Например, есть версия, что грекам гомеровской эпохи искусство верховой езды было неизвестно, и когда они впервые увидели скифского всадника, то подумали, что человек и конь представляют собой единое целое. Поскольку скифы-кочевники славились свирепым нравом, то точно такой же характер стали приписывать и кентаврам.

Эту теорию подтверждает происхождение слова «кентавр». Оно родилось из двух греческих корней: kenteo — «колоть» и tauros — «бык», которое может интерпретироваться и как «убийца быков», или «охотник на быков», то есть погонщик. Кочевники как раз и были погонщиками, поскольку жили за счет скотоводства.

Такова одна из исторических версий. Мифологические же версии поражают разнообразием. Так, одна из них гласит, что некто Иксион, сын непредсказуемого в гневе бога войны Ареса, унаследовал нрав своего отца. Когда Иксион оказался на Олимпе, то решил соблазнить не кого-нибудь, а богиню Геру, жену громовержца Зевса — самого главного бога.

Зевс, конечно, от этой идеи был не в восторге, тем более что Гера, по некоторым версиям, начала поглядывать на заезжего красавца с благосклонностью. Тогда повелитель Олимпа отправил к молодому нахалу призрак Геры, сделанный из облака (или, как говорит другое предание, Герой прикинулась богиня облаков Нефела). Миф гласит, что Нефела и произвела на свет кентавров:

«Мать эта принесла Иксиону чудовищное потомство. Не было никогда ни такой матери, ни такого ребенка, которого не приняли ни люди, ни боги. Она вырастила его и нарекла Кентавром. От его союза с магнезийской кобылицей произошло небывалое племя, нижнюю часть унаследовавшее от матери, а верхнюю — от отца».

Другая легенда звучит так же странно. Низвергнутый бог Кронос, отец Зевса, в свое время вздумал изменить своей супруге Рее. И когда благоверная застукала его на месте преступления с одной из нимф, он превратился в коня (по другой версии – превратил в кобылицу барышню). От этой связи и появились полулошади-полулюди.

Древнегреческая мифология никогда не была особенно целомудренной, как и ее создатели. Мораль Древней Греции сильно отличалась от нашей. Так, к примеру, историк Плутарх в книге «Пир семи мудрецов» упоминает об одном случае, когда к хозяину пришел пастух и принес ему в подарок странное новорожденное существо – тело у него снизу было жеребячье, а сверху – человечье, и плакало оно как младенец. Один из гостей дома, оглядев подарок, сказал хозяину, что ему следует либо не приставлять к кобылам молодых пастухов, либо не оставлять своих работников без женщин.

В общем, в мифах о происхождении кентавров явно прослеживаются мотивы, наводящие на мысль о сексуальной патологии. Но не следует думать, что в древности люди были наивны и безоговорочно верили подобным рассказам. Так, у римского философа Лукреция в его трактате «О природе вещей» читаем:

«Нет, никогда никаких не бывало Кентавров, и тварей

Быть не могло бы с двойным естеством или с телом двояким,

Сплоченных из разнородных частей и которых бы свойства

Были различны на той и другой половине их тела.

Даже тупому уму понять это будет нетрудно.

Ведь на исходе трех лет уже в полном расцвете ретивый

Конь, а дитя остается младенцем…

Позже, когда у коней начинают от старости силы

И одряхлевшие члены слабеть с убегающей жизнью,

Только тогда для детей наступает цветущая юность,

И начинают пушком одеваться их нежные щеки.

А потому и не верь, что от семени лошади вьючной

И от людей бы могли получиться живые Кентавры».

Современные писатели, например, фантаст Филипп Фармер, в своей книге «Создатель вселенной» указывает, что кентавры, если бы они существовали, не могли бы выглядеть так, как их рисовали в древности. Во-первых, они не смогли бы нормально дышать. Человеческие легкие не способны обеспечить кислородом большое нижнее лошадиное тело. Это же касается и питания. В желудок человека не влезет такое количество пищи, которое нужно лошади. Поэтому Фармер своих кентавров видоизменил, в частности, укрупнив человеческую часть. Вот как он описывает созданий, порожденных его фантазией:

«Гибридные существа … не во всем совпадали с мифическими созданиями, послужившими их образцом. Рты и шеи были пропорционально большими, чтобы позволить вдохнуть достаточно кислорода. На месте человеческих легких находился похожий на меха орган, гнавший воздух через горлоподобное отверстие, а оттуда — в большие легкие конского тела.

Эти легкие были больше лошадиных, потому что вертикальная часть увеличивала потребность в кислороде. Пространство для больших легких было создано удалением более крупных травоядных пищеварительных органов и заменой их меньшим плотоядным желудком. Кентавры ели мясо…».

По мнению писателя, такие кентавры где-нибудь в параллельной вселенной вполне могли бы быть полноценным видом — не то, что особи, изображенные на древнегреческих вазах. Но оставим в стороне вопрос биологической возможности (точнее, невозможности) существования кентавров. Ведь древние мифы часто говорят с нами не языком фактов, а языком метафор. Кентавры символизировали соединение животного и человеческого начал. И животное у большинства из них выигрывало.

Если верить легендам, кентавры были чрезвычайно сильны, а также похотливы, гневливы, жестоки и совершенно неконтролируемы, если заполучали вино. Один из самых популярных мифов о кентаврах гласит, как один из них, основательно выпивши на пиру в честь свадьбы царя Пирифоя, попытался обесчестить невесту, за что ему отрезали уши и вышвырнули вон. Тогда смутьян поднял своих собратьев на битву с людьми, но четвероногие проиграли и были вынуждены бежать.

Другая популярная история – о кентавре Нессе, который попробовал украсть жену Геракла, прекрасную Деяниру. Геракл ранил Несса отравленной стрелой, и кентавр задумал отомстить. Он сказал Деянире, что знает, как той сохранить любовь героя на веки вечные: нужно собрать кровь умирающего Несса и пропитать одежды Геракла. Деянира так и сделала – и герой погиб от яда, отравившего кровь кентавра.

Так Несс достал своего врага с того света. В общем, по мифам понятно, что у греков кентавр был воплощением животных качеств — агрессии и неумеренной сексуальности. В средние века придерживались такой же точки зрения, трактуя кентавра как символ человека, разрываемого между грязными животными желаниями и тонкими возвышенными устремлениями.

Впрочем, не все кентавры были хулиганами. Были среди них и вполне приличные, например, кентавр Хирон. Он, в отличие от своих собратьев, был, во-первых, бессмертным, а во-вторых, необычайно мудрым. Он стал наставником Эскулапа, а также Ахилла и Ясона. Своих воспитанников Хирон обучал ратному делу, музыке и медицине.

По трагическому стечению обстоятельств Хирон получил рану отравленным оружием, но, поскольку умереть не мог, был вынужден мучиться. Тогда боги сжалились над ним и поместили благородного кентавра на небо, где он находится до сих пор (не верите – попробуйте отыскать среди звезд созвездие Кентавра).

Образ Хирона оказался таким привлекательным, что потихонечку начал вытеснять из массового сознания образы своих неотесанных и диких собратьев. Это произошло, например, в русской сказке о Бове-королевиче. Там мы встречаем некоего китовраса – получеловека-полуконя (иногда — полупса). Очевидно, что китоврас — это искажение от слова «кентавр».

В сказке говорилось, что он был сильным и чрезвычайно быстрым — мог преодолеть «семь верст за один скок». Сначала китоврас был врагом Бовы-королевича, но после стал его верным другом и мудрым союзником, практически непобедимым в бою.

Еще один образ чрезвычайно сильного и разумного кентавра предлагает один из русских апокрифов, вошедший в сборник «Суды Соломона» — в нем рассказывается о мудрости библейского царя. Одна из апокрифических новелл повествует о том, как Соломон, нуждаясь в помощи при постройке храма, хитростью и заклинаниями поймал китовраса, или кентавра, доставил его к себе в город, и тот был вынужден, что называется, пойти на сотрудничество.

Кроме того, кентавр успел сделать несколько пророческих прогнозов относительно судьбы некоторых встретившихся ему жителей, и все его предсказания сбылись. Апокриф говорит о кентавре не просто как о мудром существе, но как о создании высшего порядка, которому открыты сокровенные знания.

Сегодня кентавра принято изображать скорее положительным персонажем, чем отрицательным. Все его отталкивающие черты, такие как дикость, необузданность и коварство, ушли в тень. В кино и в книгах кентавры, скорее, симпатичные создания, к тому же причастные к глубинным тайнам природы.

Почему произошла такая перемена в восприятии образа? Сложно сказать наверняка, но вполне возможно, что причина кроется в том, что человек несколько иначе стал воспринимать самого себя хотя бы потому, что учится принимать те качества, которые раньше считались греховными. Например, ту же сексуальность, выражение которой было табуировано многие века, или гнев, которому не находится цивилизованного выхода оттого, что это социально порицаемая эмоция.

Сегодня карта человеческой психики расширяется, и оттого образы, которые раньше казались враждебными, наполняются несколько иным смыслом. Например, психолог и философ Кен Уилбер предлагает считать кентавра символом не противопоставления, а объединения способностей, присущих человеку — с одной стороны, возможностей физического тела с его энергией и мощью, а с другой — возможностей ментальных: к осмыслению себя, действительности и того, что за ее пределами. А это уже, согласитесь, совершенно новая трактовка образа.

Источник: rus.ruvr.ru

Лолита предстанет в новом образе
Лолита, одна из самых эксцентричных и темпераментных артисток российской эстрады, готовится предстать перед широкой публикой в новом образе. Большой сольный концерт певицы пройдет 29 октября в Крокус Сити Холле. Зрители увидят феерически оформленное шоу, где в главной роли выступит романтичная, нежная длинноволосая красавица. Лолита исполнит программу из лучших номеров разных периодов творчества и свои новые песни. «Вы услышите новые аранжировки, совсем непохожие на студийные записи. Приглашаю в Крокус Сити Холл всех, кто любит живое...

Алла Пугачева предстала в новом образе
Маэстро Раймонд Паулс отметил 80-летний юбилей. По этому случаю прославленный композитор собрал в столичном Крокус Сити Холле своих друзей и коллег.

Алла Пугачева предстала в новом образе
Маэстро Раймонд Паулс отметил 80-летний юбилей. По этому случаю прославленный композитор собрал в столичном Крокус Сити Холле своих друзей и коллег.

Певица Юлия Оксанич впервые вышла в свет в новом образе
Певица Юлия Оксанич недавно решилась на кардинальную смену имиджа, и над её новым образом работал знаменитый стилист Макс Гор. Но перед широкой публикой певица долгое время не появлялась. Первый громкий выход в свет состоялся на днях: Юлия посетила вечеринку LITTLE BLACK DRESS: from BEAUTY BRANDS with LOVE, которая проходила в ROSE BAR. Приятная атмосфера, летняя прохлада и тёплая компания – в такой обстановке провела вечер певица Юлия Оксанич, немного передохнув от записи новых песен. Последние недели исполнительница проводит всё время в студии звукозаписи, работая над...


  • Кентавр,
  • Часть,
  • Собрат,
  • ТЕЛО,
  • Намера
Комментировать публикацию через Постсовет:
Комментарии (0) RSS свернуть / развернуть

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.


Комментировать публикацию через Вконтакте: