Тот, Кто Воевал

– Зеленая травка, зеленая травка… – заикается он.

– Непробудным сном… Покоятся… В навозных ямах, в воронках лежат они, изрешеченные пулями, искромсанные снарядами, затянутые болотом…
Э. Ремарк «Возвращение»

Война и смерть не страшны в кино – герои умирают от аккуратной маленькой дырочки в области сердца. Грязь, кровь и ужасы настоящей войны всегда остаются за кадром. Но именно для настоящих боевых действий создавался советский истребитель-бомбардировщик Су-17. «Сухие» летали там, откуда не велось официальных телерепортажей, где не было возможности отличить чужих от своих, а условия требовали с предельной жестокостью наносить удары по вражеским позициям. В отличии от торжественно-парадных МиГ-29 и Су-27, «семнадцатый» остался неизвестен широкой публике. Зато его силуэт хорошо запомнился тем, на чью голову он обрушил тонны бомб.

Су-17 впервые «засветился» на авиапараде в Домодедово в 1967 году, где он был сразу же отмечен наблюдателями НАТО, как «primary objective», наряду с легендарным перехватчиком МиГ-25 и самолетом вертикального взлета КБ «Яковлева». «Семнадцатый» был первым советским самолетом с крылом изменяемой геометрии. Такая конструкция крыла улучшала взлетно-посадочные характеристики и повышала аэродинамическое качество на дозвуке. В качастве базовой конструкции был выбран сверхзвуковой истребитель-бомбардировщик Су-7Б – глубокая модернизация превратила старую проверенную машину в многорежимный боевой самолет третьего поколения.

Три тысячи самолетов этого типа разлетелись по обоим полушариям Земли: в разное время Су-17 стоял на вооружении стран Варшавского договора, Египта, Ирака, Афганистана и даже далекого государства Перу. Сорок лет спустя с момента своего появления, «семнадцатый» по прежнему остается в строю: кроме таких стран, как Ангола, КНДР и Узбекистан, Су-17 составляют основу истребительно-бомбардировочной авиации Польши – страны-члена блока НАТО. Предыдущие 2 года Су-17 снова провел на передовой – истребительно-бомбардировочная авиация (ИБА) правительственных сил Ливии и Сирии периодически подвергала ударам базы мятежников.

Истребитель-бомбардировщик Су-17 серийно выпускался на протяжении 20 лет – вплоть до 1990 года, за это время было создано 4 модификации для ВВС СССР и 8 экспортных модификаций (Су-20 и Су-22) с сокращенным вооружением и бортовым оборудованием, не считая двух учебно-боевых вариантов и модификаций, превращающих ударный самолет в разведчик. Все они значительно отличались друг от друга составом вооружения, авионики и пилотажными характеристиками. Особенно выделялись две наиболее совершенные модификации:
— Су-17М3 — создавался на основе учебно-боевого варианта: на месте кабины инструктора появились блоки бортового радиоэлектронного оборудования и дополнительный топливный бак.
— Су-17М4 – последняя, во многом новая, модификация. Самолет был оптимизирован под низковысотный полет, конус воздухозаборника зафиксировали в одном положении. Внедрена повсеместная автомотизация, появилась бортовая ЭВМ, лазерная система подсветки цели «Клен-ПС» и телеиндикатор для применения управляемого оружия. Была разработана автоматическая система «Увод», проводившая мониторинг опасной зоны и определявшая оптимальное времени отворота с учетом пилотажных возможностей самолета и зоны поражения зенитных средств противника. Если пилот не реагировал на соответствующую индикацию, система автоматически выводила самолет из опасной зоны.

Не смотря на принадлежность к истребительной авиации, Су-17 исключительно редко ввязывались в воздушные бои с самолетами противника – у Страны Советов было достаточно специализированных истребителей (одних перехватчиков было три типа: Су-15, МиГ-25 и МиГ-31). Главной задачей Су-17 стали удары по наземным целям с использованием широкого спектра оружия класса «воздух-земля».

Су-17 получил «боевое крещение» во время Арабо-Израильской войны 1973 года – в составе ВВС Сирии на тот момент имелось 15 машин этого типа (под обозначением Су-20). Ввиду всеобщего хаоса, оценить результаты из боевого применения сложно – известно, что машины совершили несколько боевых вылетов, имелись серьезные потери.
На 1980-е годы пришелся пик боевого применения Су-17: экспортные модификации Су-22 использовались для подавления опорных баз партизанской группировки УНИТА (эти чернокожие граждане требовали освобождения Анголы сначала от Португалии, затем от коммунизма, затем вообще неизвестно от кого – гражданская война продолжалась без малого 30 лет).
Су-22 ВВС Ливии штурмовали наземные цели во время Первой гражданской войны в неспокойном государстве Чад (последние полвека там идет бессмысленная резня с короткими передышками для перегруппировки сил). Два самолета этого типа были сбиты над заливом Сидра палубными перехватчиками ВМС США в августе 1981 года.

Су-20 и Су-22 ВВС Ирака 8 лет сражались на фронтах Ирано-Иракской войны (1980 — 1988 гг.), попутно привлекаясь к подавлению шиитских восстаний на Юге страны. С началом войны в Персидском заливе (1991 г.), многие иракские истребители-бомбардировщики были временно переброшены в Иран – при полном превосходстве в воздухе ВВС многонациональных сил вести боевые действия они уже не могли. Иран, как водится, самолеты не вернул, и сорок «сухих» поступили на стражу Исламской революции.

Отмечено применение Су-20 во время гражданской войны 1994 года в Йемене, примерно в это же время, на другом конце Земли, перуанские Су-22 вступили в воздушную схватку с «Миражами» ВВС Эквадора во время войны с диковинным названием Альто-Сенепа. Самолеты были сбиты, а обе латиноамериканские страны, как водится, объявили себя победителями.

Афганские стрижи

По-настоящему знаковым событием для Су-17 стала Афганская война. В первые же дни после ввода советских войск, на авиабазу Шиндад (провинция Герат, северо-запад страны) было переброшено два десятка «сухих» 217-го авиационного полка истребителей-бомбардировщиков Туркестанского военного округа. Все это делалось с такой поспешностью, что никто понятия не имел, что представляет из себя новый аэродром, в каком он состоянии и кому принадлежит. Опасения летчиков оказались напрасны – Шиндад оказался подготовленной военной базой, находящейся под контролем советских войск. Взлетно-посадочная полоса длиной 2,7 километра находилась приличном состоянии, при этом, разумеется, все навигационное и светотехническое оборудование требовало капитального ремонта и восстановления.
Всего на территории Афганистана нашлись 4 подходящих полосы для базирования истребителей-бомбардировщиков: уже упомянутый Шиндад вблизи границы с Ираном, небезызвестные Баграм и Кандагар, и непосредственно, аэропорт Кабула. К концу 1980 года, когда боевые действия в Афганистане приобрели масштабы настоящей войны, — к ударам стали привлекаться Су-17 Туркестанского военного округа.

Летали «сухие» много и часто, выполняя весь спектр задач истребительно-бомбардировочной фронтовой авиации – огневая поддержка, уничтожение заранее выявленных целей, «свободная охота». Нормой стало 4-5 боевых вылетов в день. Большую известность приобрели разведывательные версии, например, Су-17М3Р ставшие «глазами» 40-й армии. Разведчики постоянно висели в афганском небе, контролируя перемещения караванов моджахедов, занимались поиском новых целей и выполняли доразведку результатов бомбоштурмовых ударов ИБА.

Разведчик Су-17 ведет ночное фотографирование предгорий Сапрохигар
Особую важность имели ночные вылеты разведчиков Су-17 – в темное время суток активизировались перемещения душманов, приходили в движение бесчисленные караваны. Комплексная ночная разведка ущелий и перевалов проводилась с использованием тепловизоров и радиотехнических систем, пеленговавших радиостанции противника. Инфракрасные датчики комплекса «Зима» (аналог современной американской инфракрасной прицельно-навигационной системы LANTIRN, усиливающей свет звезд в 25 000 раз) позволяли ночью обнаруживать даже следы от недавно проехавшего автомобиля или потухший костер. При этом, в любой момент, разведчики могли самостоятельно атаковать выявленную цель – на подвесках, кроме контейнера с фотоаппаратурой, всегда находились бомбы.

Еще одной скорбной задачей Су-17 стало минирование с воздуха опасных районов и горных троп – к моменту окончания боевых действий, количество мин в афганской земле многократно превышало количество афганских граждан. Минирование с воздуха проводилось с использованием контейнеров для малогабаритных грузов, каждый из которых нес по 8 блоков, вмещавших 1248 противопехотных мин. О точности сброса говорить не приходилось – минирование заданного квадрата проводилось на околозвуковой скорости. Такой боевой прием не только затруднял перемещения душманов, но и ставил под угрозу проведения спецопераций в горах силами советских подразделений. Обоюдоострое оружие.

В условиях, когда каждый камень и расщелина становились укрытием для противника, началось массовое применение кассетных бомб типа РБК, уничтожавших все живое на площади нескольких гектаров. Неплохо показали себя могучие ФАБ-500: взрыв 500-килограммовой бомбы вызывал обвалы на склонах гор, вызывая уничтожение секретных троп, замаскированных складов и укрытий. Типовым вариантом боевой нагрузки стали 2 блока НАР (64 неуправляемые ракеты С-5) и две кассеты РБК с осколочными или шариковыми бомбами. При этом, каждый самолет обязательно нес два 800-литровых подвесных топливных бака: в условиях отсутствия каких-либо естественных ориентиров и прерывающуюся радиосвязь (связь с самолетами, идущими между складок гор, обеспечивали ретрансляторы Ан-26РТ), увеличенный запас топлива был одним из важнейших факторов, непосредственно влияющих на успех боевого вылета. Инструкция гласила, что в случае потери ориентации, пилот был обязан взять курс на Север и катапультироваться, после полной выработки топлива – по крайней мере, возникала вероятность того, что он окажется в безопасности на территории СССР.
К сожалению, ожесточенные боевые действия приводили к потерям в штурмовой авиации – 23 марта 1980 года с задания не вернулся первый Су-17. В тот день пара «сухих» наносила удар по крепости Чигчаран, направление атаки в сторону хребта с крутого пикирования. Су-17 майора Герасимова не хватило всего нескольких метров – самолет зацепил вершину хребта и взорвался на обратной стороне. Летчик погиб, обломки упали в пропасть.

С ростом количества стволов зенитной артиллерии и крупнокалиберных пулеметов в руках моджахедов, превращало каждый боевой вылет в пляску со смертью – к середине 80-х потери составляли 20-30 «сухих» в год. Три четверти повреждений штурмовики получали от огня ручного стрелкового оружия, ДШК и зенитных горных установок, для борьбы с этим явлением на нижнюю поверхность фюзеляжа Су-17 стали устанавливать бронеплиты, защищавшие основные узлы самолета: коробку приводов, генератор, топливный насос. С появлением у душманов ПЗРК началась установка систем для отстрела тепловых ловушек – к слову, угроза ПЗРК была во многом преувеличена – грамотное противодействие (тепловые ловушки, «Липа», специальные тактики полета), а также относительно малое количество зенитных ракет и слабая подготовка душманов приводили к тому, что три четверти потерь самолетов были … от огня ручного стрелкового оружия, ДШК и зенитных горных установок.

Пара Су-17 занимается свои привычным делом
Простой и надежный Су-17 продемонстрировал совершенно уникальные эксплуатационные характеристики в немыслимых условиях Афганской войны: двигатель самолета работал без перебоев во время пылевых бурь (здесь сразу вспоминается газотурбинный двигатель танка «Абрамс»), на самом отвратительном топливе (трубопроводы, протянутые к Шиндаду от советской границы, постоянно обстреливались и повреждались местными «любителями» дармового горючего). Бывали случаи, когда поврежденные Су-17, выкатывались за пределы полосы и разбивали о грунт всю носовую часть фюзеляжа – их удавалось восстановить и вернуть в строй силами персонала авиабазы.
По результатам афганской компании, Су-17М3 по надежности опережали все остальные типы самолетов и боевых вертолетов ВВС Ограниченного контингента Советских войск, имея наработку на отказ 145 часов.

Кайра

Говоря о Су-17 нельзя не упомянуть о его вечном сопернике и партнере –ударном самолете МиГ-27. Обе машины появились практически в одно и то же время, имели идентичные массогабаритные характеристики и общий конструктивный элемент – крыло изменяемой геометрии. В то же время, в отличии от «летающей трубы» Су-17, в основе ударного МиГа лежала более современная конструкция истребителя третьего поколения МиГ-23.

В последние месяцы Афганской войны Су-17 на аэродроме Шиндад сменили МиГ-27 – это уже никак не могло отразиться на эффективности авиаударов, командование всего лишь хотело проверить МиГи в боевых условиях.
На авиационных форумах между пилотами, летавшими на Су-17 и МиГ-27, всякий раз возникают жаркие дискуссии на тему: «Что же лучше — МиГ или Су»? Спорщики так и не пришли к однозначному выводу. С двух сторон звучат солидные аргументы и не менее серьезные обвинения:
«Авионика – каменный век» — возмущается бывший летчик ИБА, очевидно когда-то летавший на Су-17М3
«Зато просторная кабина и по прочности конструкции ему нет равных» — заступается за любимый самолет другой участник дискуссии
«МиГ-27 – лучший. Он мощнее и современнее. Мы цепляли по 4 «пятисотки» и за первый виток над аэродромом набирали 3000 м. Прощай, стингер!» — авторитетно заявляет пилот МиГа – «Особенно впечатляет «Кайра, тут Су-17 близко не стоял»

Оптический «глаз» прицельного комплекса «Кайра-23»в носу фюзеляжа МиГа
Тут пилоты принялись горячо обсуждать знаменитую модификацию МиГ-27К, оснащенную лазерно-телевизионной прицельной системой «Кайра-23». Конечно, это был самолет совсем другого уровня – на момент создания один из лучших истребителей-бомбардировщиков в мире.

«На МиГе стояла шестиствольная пушка калибра 30 мм! Разрывала цель в клочья…» — восклицает кто-то
«Да ладно! Пушка конечно хороша, но применить ее не было никакой возможности – в Афгане под конец войны мы не летали ниже 5000 метров. Пушку и боезапас возили как балласт» — сдержанно говорит новый участник дискуссии.
«Простота залог успеха! Су-17 надежнее и проще в пилотировании» — не унимается любитель Су-17, продолжая перечислять факты невероятного воскрешения подбитых самолетов. – «Может быть для Европейского ТВД и предпочтительнее МиГ, но для Афгана Су-17 был самое то!»

В общем, результат спора МиГ vs Су вполне очевиден: МиГ-27 является более современной ударной машиной, превосходящей «сухого» по целому ряду характеристик. В свою очередь, Су-17 — жестокий беспощадный киллер, предназначенный для таких же жестоких, беспощадных и бессмысленных войн.

Эпилог.

Когда в январе 1995 года российские танки горели на улицах Грозного, а боевые действия на территории Чеченской республики приобрели характер крупномасштабной войны, российское командование вдруг вспомнило, что неплохо бы привлечь к нанесению ударов истребительно-бомбардировочную авиацию. Буквально пару лет назад в составе отечественных ВВС находились сотни МиГ-27 и Су-17 последних модификаций. Почему их сейчас не видно в небе? Где самолеты?

Твою###! – в сердцах ругаются генералы всех мастей. В соответствии с директивой Генштаба ВС РФ от 1 июля 1993 года были сформированы новые командования Фронтовой Авиации, Резерва и Подготовки кадров. На вооружении Фронтовой Авиации оставались только современные самолеты, к которым Главком причислил МиГ-29, Су-27, Су-24 и Су-25. В тот же год истребительно-бомбардировочная авиация была ликвидирована как род военной авиации, ее задачи передавались бомбардировщикам и штурмовикам, а все МиГ-27 были массово списаны и переданы на базы хранения.

Ввиду острой потребности в истребителях-бомбардировщиках, на эти «кладбища техники» отправились высокие государственные комиссии с целью отобрать наиболее боеспособные машины и вернуть их в строй, пусть даже под обозначением «штурмовик» или «бомбардировщик». Увы, ни одного боеспособного МиГ-27 найти не удалось – всего за пару лет «хранения» под открытым небом, без всякой консервации и должного надзора – все МиГи превратились в руины.

МиГ-27МЛ «Бахадур» ВВС Индии и F-15 ВВС США на совместных учениях
По состоянию на 2012 год крупнейшим оператором МиГ-27 в мире является Индия. 88 самолетов модификации МиГ-27МЛ «Бахадур» составляют основу истребительно-бомбардировочной авиации индийских ВВС, и, возможно, будут оставаться в строю до конца этого десятилетия.


Интересные факты об афганской эпопее Су-17 взяты из книги В. Марковского «Жаркое небо Афганистана»

Об этом пишет сегодня Военное обозрение.

«Мы должны быть благодарны тем, кто воевал и победил»
К 120-летию маршала Победы Георгия Константиновича Жукова «В последние годы отец очень любил разводить розы.

Льюль: Газоль — подлинный лидер команды, тот, кто вёл нас к победе
Серхио Льюль поделился впечатлениями от победы в финале Евробаскета-2015 над командой Литвы со счётом 80:63. «Мы верили в нашу победу.

И тот, кто будет ею сражён, погибнет, не начав настоящий бой
О пропаганде можно говорит часами и приводить огромное количество примеров воздействия на солдат противника.

Польский политик: Тот, кто принял решение отправить солдат на учения на Украину - виновен в измене родине!
Кандидат в президенты Польши от Ruch Narodowyj («Национальное движение») Мариан Ковальский заявил, что решение отправить польских военнослужащих на совместные учения на территории Львовской области Украины является изменой родине.


  • МИГ,
  • Война,
  • ВВС,
  • БОЕВ,
  • Авиация
Комментировать публикацию через Постсовет:
Комментарии (0) RSS свернуть / развернуть

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.


Комментировать публикацию через Вконтакте: