Задача: защитить берег

Россия обладает самыми длинными морскими границами в мире – порядка 39 тысяч километров.

Одновременно с этим у нашей страны есть прямой выход в два океана (Северный Ледовитый и Тихий), также имеется доступ в Атлантический, через моря. Таким образом, Россия имеет возможность в полной мере пользоваться всеми преимуществами морских грузоперевозок и военно-морского флота. Однако большая длина побережья кроме прочего имеет и не совсем позитивные стороны. Чем длиннее береговая линия, тем большее пространство для маневра имеет морской десант противника и, как следствие, требуются большие силы на прикрытие берега от высадки. Многолетний опыт зарубежных государств наглядно показывает, что морские десантные операции вполне эффективны для того, чтобы начинать с них успешные наступления. Кроме того, все ведущие и развивающиеся страны имеют и/или строят достаточное количество десантных кораблей различных классов. В таких условиях противодесантная оборона побережья становится одним из самых актуальных вопросов. Для России эта задача имеет особую важность ввиду ее географического положения и протяженности морских границ и берегов.



Организация противодесантной обороны побережья является достаточно трудным делом, имеющим ряд характерных особенностей и загвоздок. В качестве их примера можно привести особенности взаимодействия разных видов войск. Очевидно, что в обороне побережья должны участвовать не только сухопутные войска, но и авиация с флотом. Таким образом, для эффективной противодесантной обороны требуются отлаженные связи между видами/родами войск, которые обеспечат своевременную передачу информации о действиях противника и возможном развитии текущей ситуации. Кроме того, в некоторых ситуациях требуется не только правильное взаимодействие видов и родов войск, но и связь между подразделениями, принадлежащими различным государственным организациям. Дело в том, что, начиная с первых лет существования Советского Союза, Пограничные войска относились к ВЧК, НКВД и КГБ. Теперь они являются структурным подразделением Федеральной службы безопасности. Собственно вооруженные силы, в свою очередь, относятся к министерству обороны, что требует дополнительных связей между министерством и федеральной службой.

Еще одной специфической проблемой взаимодействия войск является вопрос личного состава. Военнослужащие, занятые в координации действий, должны знать особенности и земных, и морских карт, которые в силу технических причин сильно различаются. Таким образом, офицерский состав для участия в организации противодесантной обороны должен пройти специальный курс подготовки, без которого он не сможет работать с должной эффективностью. Стоит сказать, что подготовка офицеров для подобной работы является достаточно длительным процессом. При этом, если младший офицерский состав, обеспечивающий взаимодействие, может просто изучить ряд соответствующих пособий, поупражняться в оформлении карт и т.п., то для командиров с более высокими званиями, которые в случае высадки будут руководить обороной, требуется длительная подготовка с изучением тактических нюансов защиты от десанта, методик нападения и обороны, а также взаимодействия различных видов войск.

Собственно говоря, вопрос взаимодействия подразделений касается не только разных родов войск. Правильно организованная десантная операция может быть внезапной, поэтому обороняющиеся войска могут попросту не успеть полностью подготовиться к ней. Соответственно, требуется минимизация сроков передачи информации между подразделениями, а также ускорение планирования. С планированием все и так понятно – нужно хорошее командование, желательно с большим опытом подобной работы, пусть даже и полученным в ходе учений. А вот ускорение передачи сведений требует другого подхода, касающегося технического оснащения. Наиболее перспективной методикой решения этой задачи являются интегрированные системы связи и управления. В настоящее время военные делают упор на создание единых систем связи в пределах одного вида войск. Иными словами, военно-морской флот, сухопутные войска и ВВС должны иметь по своей интегрированной системе. Однако в таком случае остается открытым вопрос взаимодействия флота с сухопутными войсками, сухопутных войск с военно-воздушными силами и авиации с флотом. Таким образом, еще требуется создание дополнительных систем для взаимодействия двух и более интегрированных систем видов войск либо разработка и внедрение общего комплекса передачи данных и управления, который будет единым для всех вооруженных сил. Правда, такое решение проблемы займет массу времени и «съест» огромное количество денег. Однако с учетом последних тенденций развития вооруженных сил по всему миру эти жертвы выглядят вполне нормальными и стоящими конечного результата.

Итак, с глобальными вопросами обеспечения противодесантной обороны в целом все ясно. Теперь нужно рассмотреть практическую сторону дела, прямо связанную с защитой побережья. Морской десант может быть высажен практически на любой берег, отвечающий определенным требованиям. Эти требования достаточно мягки, вследствие чего в большинстве случаев выбор конкретного места высадки больше зависит от задумки командования атакующей стороны и погодных условий, нежели от рельефа берега. Для обороняющихся войск этот факт имеет не совсем приятные последствия: оборону нужно строить на достаточно протяженной территории, что влечет за собой необходимость переброски большого количества личного состава, вооружений и техники, сложной подготовки значительного числа позиций и т.д. На практике это может вылиться в организацию обороны по принципу опорных пунктов. Причем в условиях побережья некоторых морей, в первую очередь, северных, это грозит появлением «дыр» шириной, как минимум, в несколько десятков километров, которые кроме прочего могут даже не контролироваться радиолокационными средствами или авиаразведкой. Как следствие, обороняющиеся войска должны иметь хорошую мобильность и быть оснащены самым современным оборудованием и вооружением. Кроме того, хорошим подспорьем окажется грамотное изначальное размещение позиций на побережье. В последнем случае ко всему прочему добавляется разведка, радиотехническая, спутниковая или авиационная, которая должна вовремя засечь передвижения десантных средств противника и вскрыть его планы.

И все же даже своевременное обнаружение десантных кораблей противника на достаточном удалении от собственных берегов может не оказать должного влияния на ход всей обороны. Для переброски войск и их развертывания требуется время, поэтому планы противника должны быть известны, самое позднее, при выходе десантных кораблей из порта. В противном случае даже самая грамотная организация обороны рискует не достичь ожидаемого эффекта из-за банальной нехватки времени на полноценную подготовку. Таким образом, необходимы дополнительные источники информации, от разведывательных спутников до агентов в соответствующих кругах страны, которая может стать противником.

Подводя итог можно сказать следующее: в деле обеспечения безопасности морских побережий России еще нужно сделать массу различных вещей технического и организационного характера. Все это не будет просто и быстро, но безопасность берегов страны того стоит. Конечно, в настоящее время ни одна страна не проявляет признаков подготовки к конфликту с Россией, но строительство полноценной системы противодесантной обороны займет довольно много времени. За эти годы геополитическая ситуация может ощутимо измениться и могут найтись желающие напасть на нас.


По материалам сайтов:
vpk-news.ru/
ria.ru/
vpk.name/
flot.com/
giscraft.ru/
morpeh.com/

Об этом сообщает Военное обозрение.

Никаких российских боевых кораблей, выполняющих задачи у берегов Сирии нет
В Минобороны России вызвало недоумение сообщение ряда средств массовой информации о, якобы, выполнении боевыми кораблями российского Военно-морского флота задач у берегов Сирии, сообщает Управление пресс-службы и информации МО РФ.

МО РФ пригласило иностранных журналистов для проведения репортажа с борта ракетного крейсера "Москва" у берегов Сирии
Минобороны РФ дало разрешение на посещение гвардейского крейсера «Москва», находящегося у берегов Сирии, журналистам иностранных средств массовой информации.

Два корабля ЧФ отремонтируют после выполнения задач у берегов Сирии
Два больших десантных корабля (БДК) Черноморского флота (ЧФ) «Новочеркасск» и «Николай Фильченков» выполнили задачи в Средиземном море и встали на ремонт в Севастополе, сообщил журналистам в четверг официальный представитель ЧФ РФ капитан первого ранга Вячеслав Трухачев.

Бой в Желтом море 28 июля 1904 г. Часть 1: Вильгельм Карлович Витгефт и Хэйхатиро Того
Удивительно, но факт – морское сражение, состоявшееся в Желтом море 28 июля 1904 года, по сию пору остается относительно малоизвестным для широкого круга читателей.


  • Войско,
  • Оборона,
  • Побережье,
  • Взаимодействие,
  • Противник
Комментировать публикацию через Постсовет:
Комментарии (0) RSS свернуть / развернуть

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.


Комментировать публикацию через Вконтакте: