Мастер-класс для предпринимателей: как работать с российскими фрилансерами?

Российский рынок внештатных работников планирует в ближайшее время приобрести цивилизованные черты. Но пока этого не произошло большинство из предпринимателей, которые хотят минимизировать свои затраты, продолжают или работать, или присматриваться к этой рабочей силе. Как построить эффективные отношения с такими работниками — об этом поделятся обе стороны — и стартапер, и фрилансер.

«Почему фрилансеры? Потому что как правило дешевле. Нет нахлебников в виде менеджмента, часто не нужного. Например, всякого рода креативных директоров, которые допустимы, на мой взгляд, только в больших компаниях», — говорит Станислав Карасев. Карасев — предприниматель с богатым опытом  работы с фрилансерами. На посту генерального директора компании Lanwell он закрыл несколько десятков проектов, связанных с разработкой приложений для социальный сетей, мобильных телефонов и других.
«Я работал с достаточно большим количеством фрилансеров, выполняя самые разные проекты. Тут не только IT-разработки, это и мобильные приложения, и телеком-проекты, и приложения для социальных сетей».

«Фрилансеры, они как еда, — продолжает он. — Бывают изначально невкусные. С ними с самого начала что-то не так, они протухли. С ними работать не надо. Они проваливают первый же твой заказ».

Большинство фрилансеров Карасев сравнивает с продуктами, которые держат в холодильнике. После пятого-шестого заказа, они считают заказчика постоянным клиентом и начинают работать плохо, становятся менее обязательными. Скорее всего они провалят все сроки.

Есть исключения, с которыми приятно работать. «Это как тушенка или шоколад на складах гос. резерва. Они хранятся десятилетиями. Те проверенные команды, которые не подводят. Таких мало, за такими всегда все охотятся, у них обычно очень много заказов. Если с такой командой есть взаимодействие, то это для всех хорошо», — говорит предприниматель.
Встречаются и команды как обед в ресторане — «мы можем сделать все и очень классно». «Штука в том, что хоть такие команды есть, и они очень ценные, но и стоимость соответствующая. Потому что люди реально высококвалифицированные, плюс, они, как команда, закрывают достаточно широкий спектр работы. В любом случае, это удобно. Если команда проверенная, то лучше гораздо больше заплатить, но знать, что результат будет. Как говорят джиперы, которые гоняют по болотам: «Хорошая дорога – знакомая дорога». И вторая поговорка: «Если есть время — давай срежем». В работе  фрилансерами такой же принцип».

Какие бывают фрилансеры

«Глобально фрилансеры делятся на три категории: студенты и новички, профессионалы из регионов и москвичи», — говорит Евгений Балашов, предприниматель, два года занимающийся разработкой проектов под заказ.

Студенты и новички – это люди, у которых нет портфолио и отзывов, которые работают не ради денег, а ради опыта. «Если качество и срок не критичны, с ними можно работать, потому что с ними дешево. Они предлагают самые выгодные условия для клиента», — говорит Балашов. Если качество и результат критичны, и если конечное решение о принятии результата принимает не сам заказчик, а, например, его руководитель, то эти люди не подходят. «Если ты сам принимаешь решение о результате, то даже когда человек присылает полную хрень, ты можешь сказать, где и что нужно исправить, а главное – повторить внесение серьезных правок несколько раз. Процесс от этого затягивается, но вполне может идти. Если же ты решение принимает несколько человек, с такими исполнителями нянчиться невозможно, а сроки сильно вырастают».

Не подойдут студенты и в случае, если заказчик плохо понимает, что ему нужно. «Если ты даешь заказ в области, в которой не очень разбираешься сам,  ты сам не сможешь объяснить, что не так», — говорит Балашов.

«Среди молодых команд очень мало стоящих, которые не тупо бабла срубят, а и тебе хорошее дело сделают, — говорит Карасев. — Очень часто они еще и неадекватно воспринимают критику. Это особенность новых секторов, она касается и мобильных приложений, и приложений для соц сетей. Не знаю почему так». Зато студенты удобны по оплате – они мыслят масштабами своей стипендии. Так что заказ чаще всего обойдется в  единицы тысяч или даже меньше тысячи. 

Вторая группа фрилансеров – профессионалы из регионов или из СНГ. Они работают на фрилансе, потому что не могут найти адекватную работу в офисе в своем регионе. Либо они переросли те вакансии, которые там есть и работать за зарплату в 20 тыс. рублей им уже не интересно. Их цель – зарплата порядка 40 тыс. рублей, они начинают работать с удаленными заказчиками, потому что этот рынок больше, чем локальный. «Это отличный вариант по соотношению цена-качество, — говорит Балашов. — Если такой человек проходит тест на адекватность, то именно с этим человеком и надо работать. Их по России очень много, в Украине отличные программисты и дизайнеры, и в Белоруссии встречаются».

Профессионалы хороши тем, что они заинтересованы в долгосрочном сотрудничестве. С одной стороны им нужны деньги, так как фриланс — их основной источник дохода, с другой — просят меньше, чем столичные специалисты. Они умеют делать то, за что берутся, и они чаще всего адекватные люди 27-35 лет.

Последняя группа — профессионалы (или непрофессионалы) из Москвы. «С ними тяжело работать, — говорит Балашов. – Мой опыт показывает, что они больше выносят мозг, чаще требуют подробное техническое задание, четких формулировок, выставляют высокую цену. Придираются по мелочам, тем самым тормозя работу». У таких фрилансеров есть своя аудитория заказчиков – те, кому важно лично пообщаться с исполнителем, и кто готов за это доплатить. Серьезные финансовые потребности (аренда в столице недешевая) вынуждают фрилансеров из Москвы браться за все подряд проекты, где можно выставить высокую цену.

Некоторым особняком среди фрилансеров стоят посредники. Их работа состоит в том, чтобы взять заказ и распределить его между исполнителями. Иногда они именуют себя «командой» или «студией». Если при этом они предлагают цену, сопоставимую с ценами отдельных фрилансеров, то качество будет провалено просто наверняка. Конечный исполнитель получит совсем мало денег, значит работать он будет спустя рукава.

Если же ценник завышен в 1,5-2 раза, то посредник берет на себя риски закачика. Это значит, что конечному исполнителю уйдут адекватные деньги, а посредник берет на себя головную боль по поводу получения результата от него. «Если это профессионал в той области, в которой у тебя заказ, а ты не профессионал, то это гарантия, что все будет хорошо. Ты получишь результат и уложишься в бюджет. У тебя нет варианта сэкономить, но ты получаешь меньше головной боли. Так что агент — не всегда зло», — говорит Балашов.

«Я столкнулся с тем, что лучше иногда увеличивать количество структур управления. Договариваться с фрилансерами, чтобы они сами нашли своих разработчиков и делали под ключ, а не заморачиваться самим. Если у них есть такой ресурс, это достаточно эффективно. Даже не возникает проблем «испорченного телефона». Переплачиваешь в таком варианте 15-20%, не так много», — рассказывает Карасев.

Где искать?

Самый простой вариант, где искать фрилансеров – это сайты фрилансеров. Можно просто опубликовать задание в ленте всех проектов, но если качество нужно высокое, лучше открыть поиск по базе фрилансеров, пролистать несколько первых страниц в нужной категории работ, просмотреть портфолио понравившихся специалистов. «Дело в том, что в  последнее время большая часть людей, отвечающих на отзывы – профессионалы довольно среднего уровня. А те специалисты, кто работают давно и хорошо, уже собрали свою клиентскую базу и сами новые заказы не ищут», — рассказывает Балашов.

Просмотрев каталог, заказчику необходимо составить лист из десятка профессионалов и отправить каждому личное сообщение с брифом, чтобы получить точную оценку по деньгам и срокам. На бриф, опубликованный в общем доступе, профессионалы высокого уровня, не отвечают. На 10 писем, придет 5-7 ответов, по которым можно смотреть, с кем работать дальше.
Если вам нужно решить специфическую задачу, то можо опубликовать работу на форуме, где общаются специалисты, способные с ней справиться. На форумах же, например, на форумах вузов, можно искать студентов. «У этого способа есть один недостаток, — говорит Балашов. — Все общение студентов перебралось в ВКонтакте и, довольно часто, в группы, которые особо-то и не читают.

«Проверенные команды я нахожу, как правило, через знакомства или в социальных сетях, — говорит Карасев. — Я, к примеру, знаю, что эти люди делали те или иные работы. И начинаю с ними связываться и спрашивать. Так, например, я однажды обратился к знакомому с просьбой разработать мобильное приложение под Android. Он нужное приложение написал за 4 дня. С учетом того, что нужно было еще общаться с разработчиком серверной части – это не просто быстро, это очень быстро. Он без особых сложностей сделал все необходимое, причем с первого раза так, что за месяц тестирования не было найдено ни одной ошибки».

Перед публикацией проекта

Для начала нужно сформулировать задачу так, чтобы над каждым элементом работал однозадачный человек. К примеру, на первом этапе работ нужен хороший дизайнер, и не важно, умеет ли он кодить. Это позволяет работать с оптимальным соотношением цены и качества. «На фрилансе довольно много универсальных людей, которые могут сделать сайт под ключ, начиная с дизайна и до конца. Но это означает, что в чем-то одном работа будет хорошей, а во всех остальных местах посредственной. Или же этот человек часть делает сам, часть кому-то дает», — говорит Балашов.

«В брифе (кратком описании проекта) нужно написать все, что важно в твоей задаче. Если тебе важно, чтоб было 3 варианта макета — пиши. Если тебе важно, чтоб было похоже на другие работы – пиши. Пиши все, что важно, даже если это вещь, которая кажется второстепенной». Составлять большой бриф нет смысла, его не прочитают. Больше трех абзацев текста пролистываются, не глядя. Фрилансеры смотрят ключевые слова, могут ли они это сделать и отвечают. Чем меньше бриф, тем больше вероятность, что его прочтут. Но при этом он должен быть детальным, чтобы специалисты могли определить трудоемкость. При этом стоит помнить, что заказчик вряд ли сможет учесть все тонкости, которые нужны исполнителю. Хороший профессионал о деталях спросит сам.

Техническое задание (подробное описание задач, которые необходимо выполнить) заказчик дописывает совместно с выбранным человеком, на основе его уточняющих вопросов. Туда же закачик добавляет все материалы, которые у него есть.

Публикация проекта и выбор исполнителя

Задачу по каждому этап работ лучше публиковать за пару дней до реального начала. Этот запас времени нужен, чтобы спокойно выбрать исполнителя.
После публикации заказчик ждет от 12 часов до суток, чтобы получить достаточное количество отзывов. Если отзывов мало, стоит пересмотреть раздел, в котором было опубликовано объявление, или смотреть, что не так с задачей. «Обычно на типичные задачи отзывов 20-30 (например, в случае, если нужно сверстать простую страничку). На сложные проекты бывает всего 3-5 отзывов, если проект требует узкой квалификации от исполнителя», — рассказывает Балашов. 

На следующем шаге нужно отсеять большую часть отозвавшихся исполнителей. Отсев может занять довольно много времени. «Есть несколько простых правил, — рассказывает Балашов, — верхних и нижних по цене можно сразу срезать. Верхние – это либо неадекватная оценка агента, либо профессионалы несколько более высокого уровня, чем нужно, а нижние — это люди, которые не умеют, не имеют опыта, это лишняя головная боль. Чем меньше денег, тем больше головной боли».

Проблема в том, что  правило «чем больше денег, тем меньше головной боли» не работает. Профессионалы часто требуют очень подробное техзадание, требуют точной формулировки всех нюансов сразу. «Их можно понять, но на практике это очень редко бывает реализуемо, — говорит Балашов. — Во-первых, сначала невозможно все предусмотреть, во-вторых, сложность создания точного техзадания почти всегда в маленьких проектах сопоставима со сложностью реализации. Ты неделю будешь составлять точную задачу, которая делается полторы недели человеком. Поэтому верхние по цене специалисты и отсеиваются».

Если задача визуальная, то дальнейший отсев тоже довольно прост. Заказчик смотрит портфолио, пытаясь понять, совпадает ли портфолио с собственным чувством прекрасного.  Следующий шаг – определить, есть ли в портфолио работы, похожие на то, что нужно сделать. Например, если заказчику нужен простой вариант дизайна промо-сайта, а у человека все сайты в портфолио – интернет-магазины, то, возможно, ему будет сложно работать с такой задачей. «Бывает такое, что у человека почти все работы одинаковые. Люди работают в одном стиле, и пытаться из них выжать что-то в другом стиле практически невозможно. Зато, если стиль подходит, будет хороший вариант, — говорит Балашов. Кроме того, всегда надо смотреть отзывы, их количество и от кого они оставлены.

Выбрать исполнителя для невизуальной задачи несколько сложнее. Невизуальная работа на практике чаще всего – программирование. «Тогда лучше преступить к тесту на адекватность, связавшись с человеком по скайпу. Начинаешь в легкой форме выносить ему мозг, чтобы понять как он реагирует на разные ситуации, — рассказывает Балашов. — Просишь подробности по работам, которые тебе нравятся или просишь его еще примеры. Мы спрашиваем про условия вроде «не показывать работу в портфолио» и о возможности подписать договор о передаче авторских прав. Это тоже отсеивает людей».

Если человек не хочет связываться с помощью Skype — это тревожный знак. Если исполнитель не готов подстраиваться под режим работы заказчика, то  с ним, скорее всего, будет сложно.
На этом этапе стоит спросить у исполнителя номер мобильного телефона. Если он соглашается – то, скорее всего, он не пропадет, если отказывается – это плохой знак. «Всякое бывает, даже самые хорошие исполнители иногда пропадают. Мобильный телефон не панацея, но иногда помогает», — говорит Балашов.

Последний шаг в тесте на адекватность – обсудить форму оплаты. Фрилансеры чаще всего принимают оплату электронными деньгами и банковским переводом. Обычно 30-50% суммы вносится в качестве предоплаты. 

«По совокупности всех факторов нужно прислушаться к собственным ощущениям и понять, веришь ли ты в то, что этот человек сделает твою задачу, — говорит Балашов. — Если есть подозрение, что что-то не так, то надо поискать еще. Если нет контакта, если что-то не нравится, значит, будет взаимное недовольство, которое будет сказываться на качестве результата. Это плохо. Мы несколько раз проводили эксперимент и слушали разум, а не интуицию, и прокалывались на этом. Чем лучше вы ладите, тем больше вероятность, что результат всех устроит».

Начало работы

После 2-3 тестов на адекватность заказчик выбирает несколько исполнителей. Если они недорогие, то можно начинать сразу с двумя, особенно если критичны сроки и результат. Это также полезно, если финальное решение принимает не сам заказчик. К примеру, дизайн, который нужно согласовать с руководством. Чтобы не отвлекать начальство каждые пять минут, для страховки можно работать сразу над двумя.

Основное правило работы с фрилансерами: сроки нужно умножать на 3, бюджет — на 2. «Для работы стоимостью 10 тыс. рублей и длящейся 1 неделю, стоит иметь 20 тыс. рублей и 3 недели времени. Скорее всего ты в них уложишься, а запас позволит не дергаться и вовремя принимать решения о том, что пора менять человека. Вероятность того, что работа не уложится в  1 неделю — 90%, даже если тебе фрилансер будет все вовремя присылать промежуточные результаты. Этапы согласования с тобой раздвинут эту неделю. Вероятность того, что ты уложишься в 2 недели – 75%. В 3 недели – 90%».

Состояние работы заказчику стоит проверять раз в 2-3 дня. Тогда, даже если фрилансер в первый раз приукрасит свои успехи, то поймет, что их все равно достигать надо. Если работу проверять только раз в неделю, то времени на исправление будет катастрофически меньше. Кроме того, при проверке человека раз в два дня, можно быстро отследить проблемы или пропажу человека. Тогда у заказчика будет время сориентироваться и найти нового человека, чтобы сохранить сроки.

Типичные проблемы

Люди пропадают по разным причинам. В регионе началась гроза, вырубился интернет и электричество. Или человек просто ничего не сделал, и боится выйти на связь. «Если ты понимаешь, что человек больше, чем 2 раза не вышел не связь – беда. Возможно, он вернется и все доделает, но не факт. Если результат важен, надо передавать работу кому-то еще», — говорит Балашов.
«Мы разрабатывали для одного крупного рекламного агентства приложение для социальный сетей, — рассказывает Карасев. — Слава богу, что я сделал допуск чуть больше чем в два раза и по цене, и по срокам. Потому что в итоге все равно сроки были провалены, причем проверенной командой. Могут испортиться все, гарантий нет. Я считал эту команду «тушенкой госрезерва», с ними был сделан не один десяток проектов. Просто один человек на неделю пропал по всем каналам коммуникаций. Самое неприятное, что все было завязано на старте рекламной компании по многим каналам. Его из-за нас пришлось переносить. Сложные были разговоры с рекламным агентством, а у рекламного агентства с заказчиком». 

Качество результата не превзошло ожидания. Главная страховка от такого варианта – внимательно смотреть портфолио исполнителя до начала работ. Выполнял ли человек работы необходимого уровня и качества? Если нет – вряд ли он перепрыгнет через себя.

Если же работа уже идет и заказчик видит, что человек раз за разом присылает не то, что от него ждут, и даже исправления не помогают исправить результат, а часть комментариев человек просто игнорирует, то динамика явно не ведет к результатам. «Тут надо сделать две вещи, — говорит Балашов. — Во-первых, объяснить человеку, что он делает полнейшую хрень и что он должен срочно одуматься. К примеру: «Вот эта работа, которую мы вам показывали в качестве образца — прикольная. Это то, что нам нужно. Но то, что вы прислали, это хрень. Берите и переделывайте, чтоб было хорошо». Во-вторых, начинай искать другого человека, который сделает хорошо, не дожидаясь пока первый п

Чемпионы мира по тайскому боксу проведут мастер-класс для школьников Астаны
АСТАНА. КАЗИНФОРМ — 29 июня участники второго Международного фестиваля боевых искусств проведут мастер-класс для воспитанников спортивных школ Астаны.

Московские артисты провели театральный мастер-класс для азербайджанских детей
Театральный мастер-класс для детей прошел в Российском информационно-культурном центре (РИКЦ) в Баку, сообщили агентству «Интерфакс-Азербайджан» в пресс-службе РИКЦ. Артисты московского детского театра «Трикстер» провели мастер-класс по театру теней.

В Заречном проводят мастер-классы для владельцев животных
В Заречном с 2015 года действует проект «Доброе сердце». Его цель — сформировать у горожан доброе и гуманное отношение к животным. 2016 год организаторы проекта начали с серии мастер-классов для…

Голландский эксперт маркетинга провел мастер-класс для менеджеров гостиниц
По приглашению тбилисской мэрии голландский эксперт маркетинга Якоб ван Древен провел мастер класс для менеджеров связей с общественностью и маркетинга гостиниц.


  • Балашов,
  • Человек,
  • Работа,
  • Фрилансер,
  • Заказчик
Комментировать публикацию через Постсовет:
Комментарии (0) RSS свернуть / развернуть

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.


Комментировать публикацию через Вконтакте: