Ухтыш и Узола – гусеничные «Бобик» и «Таблетка»

Для любого военного, названия «Бобик» и «Таблетка» сразу ассоциируются с военной техникой, которая собственно и носит данные прозвища, как и их гражданские варианты.

Как бы то ни было, но данные названия вызывают различную степень ностальгии — у кого положительную, у кого отрицательную.

Машины, представленные компанией из Нижнего Новгорода, производящей вездеходную технику, получили «вторую жизнь», теперь они называются «Ухтыш» и «Узола» — гусеничные особо легкие вездеходы. Кстати, гусеницы машин — асфальтопроходимого типа, на которых без проблем можно ездить по асфальтированным дорогам. Вездеходы имеют сертификацию как тракторная техника. Облегченный вездеход «ЗВМ-2410» предназначается для перемещения людей или небольшого груза по любым слабонесущим поверхностям, воде и льду.

«Ухтыш» или ЗВМ-2410 обладает серьезным преимуществом перед остальными гусеничными и колесными вездеходами – он обладает наименьшим коэффициентом удельного давления, создаваемым машиной на грунт 12.5 кПа. Подобными характеристиками могут похвастаться разве что вездеходы на пневматике.



А теперь самое главное, что интересует в первую очередь, – это сколько такое решение будет стоить, и какой будет расход топлива. Так вот, стоимость одной единицы в базовой комплектации стоит чуть более одного миллиона рублей, согласитесь, не такая уж заоблачная сумма для облегченного вездехода. Расход, в зависимости от езды, составляет 25-30 литров на 100 км. Вездеход выпускается в комплектации с бензиновым или дизельным двигателем. Естественно у дизельного «ЗВМ-2410» расход будет немногим меньше. Скорость, как для гусеничной техники, очень приличная и составляет до 60 км/ч для бездорожья. Основной изюминкой вездехода Ухтыж является способность преодолевать водные преграды! Передвижение осуществляется за счет проворачивания гусениц со скоростью до 5 км/ч. Возможно использование навесного лодочного мотора для увеличения скорости.

Конструкция и оборудование
Интерьер машины сделан в классическом варианте — кресла и панель знакомы по салонам отечественных УАЗиков.
Агрегаты и оборудование вездехода взяты от разных машин отечественного автопрома:
— силовая и некоторые агрегаты трансмиссии от «УАЗ»;
— пневматический компрессор от «ПАЗ»;
— пневматические краны от трактора.



Вездеходы основаны на водоизолированной лодке, на которой установлена верхняя часть, для Ухтыша — это верх «УАЗ-469», для «Узолы» — это верх «УАЗ-452». Нижняя часть (лодка) негерметична, перед преодолением водных преград необходимо включить насосы и опустить пластину, установленную перед радиатором.

Ухтыш был первым транспортным средством, созданным на предприятии. К нему сразу проявили интерес многочисленные отечественные организации и компании. Сейчас облегченные вездеходы трудятся у энергетиков, газовиков, геологов и нефтяников.

Количество сидений и мест зависит от требований заказчика – от двух мест до восьми (Узола). Наличие вместительного кузова не сильно влияет на общий вес вездеходов. Стандартная вместимость Ухтыша — до 5 человек (с водителем), полезная нагрузка — 50 килограммов. Можно сложить задние сидения для увеличения вместимости полезного груза. Для «Ухтыша» снаряженный вес составляет 2.7 тонны, для «Узолы» — 2.8 тонны (вес отличается в зависимости от модификации). Дополнительное оборудование вездеходов – багажник, лебедка, силовые бамперы, автономный подогреватель. Как заверяют создатели, возможна установка практически любого дополнительного или специфического оборудования.



Гусеничный трак — для вездехода самое дорогое. Основа трака – пластина металлическая с зубом в резинокордовой оболочке. Внутри трака два РМШ. Соединение между траками осуществляется при помощи цевков (специальные железные пластины), надеваемые на выступы РМШ. Цевки далее соединены с уширителями. В данное время используется последняя модификация траков, в которых усилены уширители (раннее случались частые обламывания при езде по острым камням). Срок гарантийной эксплуатации составляет 8 тысяч километров. Если сравнивать цены на гусеничный трак, то они значительно дешевле зарубежных аналогов – 130 000 рублей (для шведского BV-206 -160 000 рублей). Установить гусеницу на вездеход под силу двоим всего за полчаса. Как показала практика использования, вездеход получился действительно отечественным — одеть гусеницу можно подручными средствами, например, деревянными брусками. При использовании вездехода зимой требуется установка «снегочиста» — железного пальца устанавливаемого в ведущую звездочку.

Двигательные установки на вездеходы можно установить достаточно разнообразные. В данное время устанавливают в базовых комплектациях бензиновый ЗМЗ-409-10 или дизельный ЗМЗ-514 (основной). Известны случаи установки «под заказ» иностранных двигателей типа ниссановского турбодизеля RD28.

Коробка осталась об УАЗ четырехступенчатая с УАЗовской 2-х ступенчатой раздаточной коробкой. От ГАЗ-71 достался корпус главпередачи. Фрикционы многодисковые сухого трения с пневматическим управлением. Подвеска рычажно-торсионная независимая. Передние и задние балансиры обеспечены амортизаторами. Ходовая – шесть сдвоенных опорных обрезиненных катков с тремя поддерживающими роликами по каждому борту.

Эксплуатация
Передвижение на облегченном вездеходе достаточно комфортное и независимое от рельефа пересекаемой местности. Ход машины мягкий без ощущения тряски. В наследство от УАЗ достается только отсутствие шумоизоляции. Зимой в салоне достаточно тепло, летом можно открыть большой люк на крыше машины. Вождение машины имеет свои особенности – отсутствие педали тормоза и наличие вместо руля двух рычагов. Принцип работы прост и давно используется в управлении гусеничной техникой:
— рычаги на себя – торможение, включаются ленточные тормоза;
— рычаг левый /правый на себя – поворот влево/вправо, фрикцион задействованного рычага отключается, и машина продолжает движение на одном (противоположном) фрикционе и соответственно начинает поворачивать. Непривычным для водителя автомобиля становится отсутствие инерции и быстрое переключение передач. Однако привыкание к такому вождению происходит довольно быстро, ведь на самом деле управление машиной максимально упрощенное.



Основные характеристики ЗВМ-2410 Ухтыш:
— вес снаряженный/полный – 2.7/3.2 тонны;
— скорость по земле/воде – 60/5 км/ч;
— емкость топливных баков – 130 литров;
— дорожный просвет – 40 сантиметров;
— база – 2.5 метра;
— высота – 2 метра;
— ширина – 2 метра;
— длина – 4.2 метра;
— мощность двигателей бензин/дизель – 150/110 л.с;
— гусеница ширина/шаг – 40/11.5 сантиметров.

Источники информации:
www.zgt.ru/index.php?id=15
inetauto.ru/2009/01/06/zvm-2410-ukhtysh...-dzhip-ili-tank.html
karl-lvovich.ru/post208814233/

По материалам сайта Военное обозрение.

Бактериальный вагиноз: причины и лечение
Бактериальный вагиноз — заболевание, которое можно рассматривать как дисбактериоз влагалища, при котором нарушается количественное соотношение между различными видами микроорганизмов или их видовой состав.

Латыши — и для Африки наркокурьеры
«Предоставить ему рабочую визу Королевства Марокко? Знаете, это будет невозможно. Слишком много латышей приезжает к нам, чтобы заниматься контрабандой наркотиков».

Ночью украинская Нацгвардия штурмовала Краматорск, счёт убитых и раненых идет на десятки
В ночь на субботу, 3 мая, украинская Национальная гвардия начала штурм Краматорска Донецкой области, что находится неподалеку от Славянска, где спецоперация началась 2 мая рано утром и продолжается до сих пор.


  • Вездеход,
  • МЕТР,
  • Машин,
  • ВЕС,
  • Отсутствие
Комментировать публикацию через Постсовет:
Комментарии (0) RSS свернуть / развернуть

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.


Комментировать публикацию через Вконтакте: