Герои арктических конвоев Неуклюжая стальная коробка, пришвартованная у причала №45 в порту Сан-Франциско, ничем не выделяется на фоне современных судов, проходящих под мостом «Золотые ворота». Лишь чуть архаичная конструкция надстроек выдает солидный возраст корабля. Плакат на пирсе гласит: «Джереми О’Брайен» — один из 2710 транспортов типа «Либерти», построенных в годы Второй мировой войны. Когда «волчьи стаи» немецких подлодок ежемесячно топили суда союзников общим водоизмещением полмиллиона тонн, на заседании Морской комиссии США прозвучало предложение строить корабли с такой скоростью, чтобы немцы не успевали их топить. Разумеется, это была шутка – из 2710 транспортов типа «Либерти» немцы и японцы смогли потопить «всего лишь» 300 единиц, но владельцы верфей правильно поняли намек – производственная гонка началась. Носители свободы и демократии Смысл постройки столь иррационального количества транспортных судов за 4 года вполне очевиден: США, спрятавшись за спинами воюющих государств, взяли на себя роль главного поставщика техники, материалов и сырья для стран антигитлеровской коалиции. Доставка огромного количества ленд-лизовских грузов через океан требовала специальных решений – грузопоток рос день ото дня, и все острее чувствовался дефицит транспортных средств. Но где взять дополнительные корабли, если время не ждет, а под холодными волнами Атлантики затаились сотни подлодок Кригсмарине, жаждущих англосаксонской крови? Американцы решили проблему с помощью своей национальной традиции – стандартизации и крупносерийного строительства. 27 ноября 1941 г. были спущены на воду 14 судов, ставших первыми в огромной серии, получившей громкое имя «Либерти» («Свобода»). Что касается выбора названий для самих судов, американцы подошли к процессу наречения со свойственным им прагматизмом – любой, кто пожертвовал на нужды военной промышленности 2 миллиона долл. получал право назвать транспорт своим именем. «Либерти» размножались с неудержимой быстротой – 18 верфей круглосуточно молотили новые корабли, в результате к 1943 году темп постройки составил 3 судна в день. С точки зрения технологии, процесс постройки судна типа «Либерти» в среднем занимал 30-40 суток, но однажды был установлен удивительный рекорд: транспорт «Роберт К. Пири» был спущен на воду через 4 дня 15 часов и 29 минут после закладки. Через 9 суток «Роберт К. Пири» принял на борт 10 тыс. тонн груза и отправился в свой первый трансокеанский рейс! Но порой спешка оборачивалась катастрофой: 12 «Либерти» ранних выпусков развалились прямо посреди океана. Срочно прибывшие специалисты из Кембриджа, определили, что технология в целом верна, проблема в сортах стали. Но, даже после внесения корректив в технологический процесс, «Либерти» периодически продолжали разрушаться от дуновения ветра. Америка России подарила пароход!!! Ча-ча-ча-ча!!! Огромные колеса, но ужасно тихий ход!!!! Как обрадовались советские моряки, получившие от американцев новенький пароход «Валерий Чкалов». Корабль, конечно, не красавец, зато какой большой и вместительный! Радость была недолгой – через несколько дней пароход развалился пополам во время шторма. К счастью, обошлось без жертв — обе части корпуса сохранили плавучесть и были отбуксированы назад к берегам США. Американцы извинились за нелепую подставу и… вручили морякам новый пароход «Валерий Чкалов» (его корпус переломился в Охотском море 5 марта 1951 г.). Всего по ленд-лизу в СССР передали 40 «Либерти». Наши моряки с улыбкой вспоминают процесс получения зарубежной техники: «Хелло, капитан. Вот вам ключи. Маленькие — от ящиков, большие — от дверей. До свидания, желаю удачи!». На этом процесс приемки заканчивался – судно вставало под погрузку, чтобы через пару дней отправиться в дальнее плавание, полное рисков, тревог и приключений. Длина судна — 134,5 м. Ширина — 17 м. Высота борта — 11 м. Осадка — 8,5 м. Дедвейт — 10 600 тонн. Полное водоизмещение — 15 000 тонн Несмотря на то, что изначально срок эксплуатации «Либерти» был определен в 5 лет, большая часть судов этого типа продолжало активно эксплуатироваться после войны, например, известный греческий магнат Аристотель Онассис купил 635 «Либерти» по цене металлолома и использовал их до середины 60-х. «Либерти» стали базой для многочисленных экспериментов: на основе конструкции этих судов были построены 24 железобетонных сухогруза (на полном серьезе!), шесть «Либерти» в годы Второй мировой были переоборудованы в вертолетоносцы, один из корпусов в послевоенные годы использовался как плавучая атомная электростанция, а на палубах других судов разместились рыбоперерабатывающие заводы, склады и мастерские. Еще 490 танкеров типа Т2 были построены с использованием технологий и конструкторских решений транспортов типа «Либерти». Бывшая официантка Истин Каунер, верфь в Ричмонде, 1943 Стоимость корабля типа «Либерти» в процессе крупносерийного строительства снизилась до 700 тыс. долл. в ценах тех лет – корабль стоил меньше, чем 10 истребителей P-47 «Тандерболт»! Инженеры выработали комплекс специальных мер на всех этапах строительства корабля – от проектирования до покраски корпуса. В качестве базы для сухогруза проекта ES2-S-C1MK (настоящее название «Либерти») использовались конструкции грузовых судов конца ХIХ века. Трудоемкость сборочных работ удалось снизить в разы, благодаря отказу от заклепочных соединений – корпуса «Либерти» были цельносварными, кроме того это давало экономию порядка 600 тонн стали. Повсеместно применялся секционный метод сборки – многие элементы конструкции «Либерти» собирались из готовых секций массой от 30 до 200 тонн. Все жилые помещения были компактно сгруппированы в надстройке корабля – сокращалась длина кабелей, длина труб водопровода, отопления, канализации. В качестве главной энергетической установки применяласб единственная паровая машина с двумя котлами на мазуте. Мощность ГЭУ — 2300 л.с. – достаточно чтобы развивать при полной загрузке 10-11 узловую скорость. Разумеется, ничего хорошего в этом нет – весьма скромный результат даже по меркам тех лет, с другой стороны «Либерти» создавались не для рекордов. Рекордом был сам процесс их создания. Куда важнее для «Либерти» была огромная дальность плавания – 13000 миль на 10 узлах. (из Мурманска на Сахалин и обратно без дозаправки)! В пяти грузовых трюмах парохода могли поместиться: — 260 средних танков — 2840 джипов — 600 тысяч снарядов калибра 76 мм — 14 000 кубометров насыпных грузов Для погрузочно-разгрузочных операций на верхней палубе транспорта были смонтированы две мощные стрелы грузоподъемностью 15 и 50 тонн, а также 10 легких кранов грузоподъемностью 5 тонн. Пароход «Либерти» управлялся экипажем из 50 моряков. Каждый пароход был вооружен 102 мм орудием, а также десятком 20 и 37 мм автоматических пушек для защиты от вражеской авиации. Уважаемый читатель напрасно улыбается, представляя как эта тихоходная посудина, сотрясаясь и скрипя всем корпусом, отбивает вражеские атаки. 27 сентября 1942 г. сухогруз «Стивен Хопкинс» типа «Либерти» был перехвачен в Южной Атлантике двумя немецкими рейдерами «Штир» и «Танненфельс». Двенадцать 150 мм орудий немцев против одного 102 мм орудия, немецкие станции РЭБ заглушили американские призывы о помощи. «Стивен Хопкинс» погиб, но перед смертью он утащил с собой на дно Атлантики одного из преследователей. Немцы долго не могли поверить, что эта уродливая посудина смогла уничтожить рейдер «Штир». Второй день с момента закладки. Сформирован набор корпуса. 6 дней с момента закладки. Формируются палубы и внутренние переборки 14 дней с момента закладки. Продолжается насыщение корпуса оборудованием, установлена ГЭУ, идет процесс монтажа верхней палубы. 24 день с момента закладки. Судно готово к спуску на воду. Об этом сообщает сегодня Военное обозрение . СУД, Тонна, Процесс, Пароход, Закладка

Герои арктических конвоев

Неуклюжая стальная коробка, пришвартованная у причала №45 в порту Сан-Франциско, ничем не выделяется на фоне современных судов, проходящих под мостом «Золотые ворота».

Лишь чуть архаичная конструкция надстроек выдает солидный возраст корабля. Плакат на пирсе гласит: «Джереми О’Брайен» — один из 2710 транспортов типа «Либерти», построенных в годы Второй мировой войны.

Когда «волчьи стаи» немецких подлодок ежемесячно топили суда союзников общим водоизмещением полмиллиона тонн, на заседании Морской комиссии США прозвучало предложение строить корабли с такой скоростью, чтобы немцы не успевали их топить. Разумеется, это была шутка – из 2710 транспортов типа «Либерти» немцы и японцы смогли потопить «всего лишь» 300 единиц, но владельцы верфей правильно поняли намек – производственная гонка началась.

Носители свободы и демократии

Смысл постройки столь иррационального количества транспортных судов за 4 года вполне очевиден: США, спрятавшись за спинами воюющих государств, взяли на себя роль главного поставщика техники, материалов и сырья для стран антигитлеровской коалиции. Доставка огромного количества ленд-лизовских грузов через океан требовала специальных решений – грузопоток рос день ото дня, и все острее чувствовался дефицит транспортных средств. Но где взять дополнительные корабли, если время не ждет, а под холодными волнами Атлантики затаились сотни подлодок Кригсмарине, жаждущих англосаксонской крови?
Американцы решили проблему с помощью своей национальной традиции – стандартизации и крупносерийного строительства.
27 ноября 1941 г. были спущены на воду 14 судов, ставших первыми в огромной серии, получившей громкое имя «Либерти» («Свобода»). Что касается выбора названий для самих судов, американцы подошли к процессу наречения со свойственным им прагматизмом – любой, кто пожертвовал на нужды военной промышленности 2 миллиона долл. получал право назвать транспорт своим именем.

«Либерти» размножались с неудержимой быстротой – 18 верфей круглосуточно молотили новые корабли, в результате к 1943 году темп постройки составил 3 судна в день. С точки зрения технологии, процесс постройки судна типа «Либерти» в среднем занимал 30-40 суток, но однажды был установлен удивительный рекорд: транспорт «Роберт К. Пири» был спущен на воду через 4 дня 15 часов и 29 минут после закладки. Через 9 суток «Роберт К. Пири» принял на борт 10 тыс. тонн груза и отправился в свой первый трансокеанский рейс!

Но порой спешка оборачивалась катастрофой: 12 «Либерти» ранних выпусков развалились прямо посреди океана. Срочно прибывшие специалисты из Кембриджа, определили, что технология в целом верна, проблема в сортах стали. Но, даже после внесения корректив в технологический процесс, «Либерти» периодически продолжали разрушаться от дуновения ветра.

Америка России подарила пароход!!! Ча-ча-ча-ча!!! Огромные колеса, но ужасно тихий ход!!!!

Как обрадовались советские моряки, получившие от американцев новенький пароход «Валерий Чкалов». Корабль, конечно, не красавец, зато какой большой и вместительный! Радость была недолгой – через несколько дней пароход развалился пополам во время шторма. К счастью, обошлось без жертв — обе части корпуса сохранили плавучесть и были отбуксированы назад к берегам США. Американцы извинились за нелепую подставу и… вручили морякам новый пароход «Валерий Чкалов» (его корпус переломился в Охотском море 5 марта 1951 г.).
Всего по ленд-лизу в СССР передали 40 «Либерти». Наши моряки с улыбкой вспоминают процесс получения зарубежной техники: «Хелло, капитан. Вот вам ключи. Маленькие — от ящиков, большие — от дверей. До свидания, желаю удачи!». На этом процесс приемки заканчивался – судно вставало под погрузку, чтобы через пару дней отправиться в дальнее плавание, полное рисков, тревог и приключений.

Длина судна — 134,5 м. Ширина — 17 м. Высота борта — 11 м. Осадка — 8,5 м. Дедвейт — 10 600 тонн. Полное водоизмещение — 15 000 тонн
Несмотря на то, что изначально срок эксплуатации «Либерти» был определен в 5 лет, большая часть судов этого типа продолжало активно эксплуатироваться после войны, например, известный греческий магнат Аристотель Онассис купил 635 «Либерти» по цене металлолома и использовал их до середины 60-х.
«Либерти» стали базой для многочисленных экспериментов: на основе конструкции этих судов были построены 24 железобетонных сухогруза (на полном серьезе!), шесть «Либерти» в годы Второй мировой были переоборудованы в вертолетоносцы, один из корпусов в послевоенные годы использовался как плавучая атомная электростанция, а на палубах других судов разместились рыбоперерабатывающие заводы, склады и мастерские. Еще 490 танкеров типа Т2 были построены с использованием технологий и конструкторских решений транспортов типа «Либерти».

Бывшая официантка Истин Каунер, верфь в Ричмонде, 1943
Стоимость корабля типа «Либерти» в процессе крупносерийного строительства снизилась до 700 тыс. долл. в ценах тех лет – корабль стоил меньше, чем 10 истребителей P-47 «Тандерболт»!
Инженеры выработали комплекс специальных мер на всех этапах строительства корабля – от проектирования до покраски корпуса. В качестве базы для сухогруза проекта ES2-S-C1MK (настоящее название «Либерти») использовались конструкции грузовых судов конца ХIХ века.
Трудоемкость сборочных работ удалось снизить в разы, благодаря отказу от заклепочных соединений – корпуса «Либерти» были цельносварными, кроме того это давало экономию порядка 600 тонн стали. Повсеместно применялся секционный метод сборки – многие элементы конструкции «Либерти» собирались из готовых секций массой от 30 до 200 тонн. Все жилые помещения были компактно сгруппированы в надстройке корабля – сокращалась длина кабелей, длина труб водопровода, отопления, канализации.

В качестве главной энергетической установки применяласб единственная паровая машина с двумя котлами на мазуте. Мощность ГЭУ — 2300 л.с. – достаточно чтобы развивать при полной загрузке 10-11 узловую скорость. Разумеется, ничего хорошего в этом нет – весьма скромный результат даже по меркам тех лет, с другой стороны «Либерти» создавались не для рекордов. Рекордом был сам процесс их создания.
Куда важнее для «Либерти» была огромная дальность плавания – 13000 миль на 10 узлах. (из Мурманска на Сахалин и обратно без дозаправки)!

В пяти грузовых трюмах парохода могли поместиться:
— 260 средних танков
— 2840 джипов
— 600 тысяч снарядов калибра 76 мм
— 14 000 кубометров насыпных грузов
Для погрузочно-разгрузочных операций на верхней палубе транспорта были смонтированы две мощные стрелы грузоподъемностью 15 и 50 тонн, а также 10 легких кранов грузоподъемностью 5 тонн.
Пароход «Либерти» управлялся экипажем из 50 моряков.

Каждый пароход был вооружен 102 мм орудием, а также десятком 20 и 37 мм автоматических пушек для защиты от вражеской авиации. Уважаемый читатель напрасно улыбается, представляя как эта тихоходная посудина, сотрясаясь и скрипя всем корпусом, отбивает вражеские атаки.
27 сентября 1942 г. сухогруз «Стивен Хопкинс» типа «Либерти» был перехвачен в Южной Атлантике двумя немецкими рейдерами «Штир» и «Танненфельс». Двенадцать 150 мм орудий немцев против одного 102 мм орудия, немецкие станции РЭБ заглушили американские призывы о помощи. «Стивен Хопкинс» погиб, но перед смертью он утащил с собой на дно Атлантики одного из преследователей. Немцы долго не могли поверить, что эта уродливая посудина смогла уничтожить рейдер «Штир».


Второй день с момента закладки. Сформирован набор корпуса.

6 дней с момента закладки. Формируются палубы и внутренние переборки

14 дней с момента закладки. Продолжается насыщение корпуса оборудованием, установлена ГЭУ, идет процесс монтажа верхней палубы.

24 день с момента закладки. Судно готово к спуску на воду.

Об этом сообщает сегодня Военное обозрение.

Ветераны Арктических конвоев получили награды от Владимира Путина и Дэвида Кэмерона
Президент России и премьер-министр Великобритании лично наградили 20 участников Арктических конвоев Второй мировой войны медалью Ушакова и Арктической звездой.

Арктические конвои и их истребительное прикрытие
Арктические конвои союзников, которые везли военные грузы из Великобритании в порты Мурманска и Архангельска, стали одним из ярких символов Второй мировой войны.


  • СУД,
  • Тонна,
  • Процесс,
  • Пароход,
  • Закладка
Комментировать публикацию через Постсовет:
Комментарии (0) RSS свернуть / развернуть

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.


Комментировать публикацию через Вконтакте: