Судьба закона о языках на Украине: обратного хода нет

Для Украины основное событие осени этого года – выборы в Верховную Раду.

Однако весьма вероятно, что их результаты слабо скажутся на политическом развитии страны: Партия регионов, благодаря введению смешанной системы выборов и принятию закона «Об основах государственной языковой политики», имеет немалые шансы сохранить относительно лояльное парламентское большинство. Несомненно, что гораздо большее влияние на развитие общественной ситуации на Украине может оказать связанная с выборами борьба вокруг пересмотра закона о языках. Свои варианты изменения текста закона уже предложили и деятели оппозиции, и организованная президентом Рабочая группа по доработке закона. При этом даже рекомендации этой группы можно считать радикальными.

В настоящее время именно языковой вопрос оказался в центре внимания всей политической и общественной жизни страны. Эту ситуацию нельзя считать просто предвыборной: несомненно, что она продлится и далее, независимо от их конкретных результатов. Принятый закон подвергнут большой критике со стороны русскоязычных: он не столько расширяет возможности применения русского языка, сколько фиксирует реально существующую практику, вместе с тем жёстко определяя её границы. И всё же этот закон имеет огромную значимость: впервые за постсоветскую историю Украины языковое и культурное своеобразие её регионов получает официальное признание и закрепление на юридическом уровне. Этот шаг имеет не столько практическое значение (ведь на деле сфера использования русского языка мало изменится), сколько большое символическое звучание.

Языковой вопрос задевает самые глубокие основания украинской государственности. В целом постсоветскую Украину можно определить как страну, находящуюся в нестабильном состоянии: её внутренняя структура в политическом, социальном, экономическом и культурно-идеологическом отношении столь шатка и неопределённа, что аналитиками постоянно ставится вопрос о шансах на выживание всего проекта украинской национальной государственности. Кроме того, в связи со становлением и развитием на постсоветском пространстве новых интеграционных проектов, именно в ближайшие годы должен быть сделан принципиальный выбор геополитического вектора развития Украины. В этих условиях вопрос о региональных и государственных языках оказывается важнейшим для внутреннего развития: закрепление даже усечённого регионального статуса за русским языком означает всеобщее признание невозможности реализовать прежний проект по украинизации юго-восточных областей и созданию культурно целостного национального общества. Между тем, именно этот проект предполагает унитарная модель современной Украины.

В случае если и после доработки закона региональный статус русского языка сохранится, де-факто в практическую плоскость будет переведён и вопрос о смене системы государственного устройства с унитарного на федеративный. Этому будет способствовать целый ряд факторов. В первую очередь, это неизбежно долгий период борьбы за его реализацию в юго-восточных регионах – с одной стороны, и уже заявленный галичанскими облсоветами отказ ему в легитимности на территории своих областей – с другой. А частичное или полное непризнание результатов парламентских выборов осени этого года со стороны тех или иных государств и международных организаций Запада может существенно укрепить западноукраинские политические элиты в готовности противостоять официальному Киеву.

Большое значение также будет иметь проведение очередной переписи населения Украины в 2013 году, так как именно на результатах переписи по родным языкам будут основаны дальнейшие возможности по реализации закона о языках на местном и областном уровне. Таким образом, судьбу нынешнего закона во многом предопределит то, как будут проводить эту перепись и – главное – кто будет впоследствии подводить её официальные результаты.

Стоит также отметить данные последних соцопросов (например, Института Горшенина), из которых можно сделать вывод о появлении среди жителей Юго-Восточной Украины нового самосознания, основанного на характеристики их регионов как русскоязычных. Возможно, мы видим радикальный отход от прежней ситуации, когда господство русского языка воспринималось и в обществе, и на уровне официальной пропаганды как временные последствия имперского прошлого. Так, появляются всё большие культурные основания для зачатков процесса федерализации, которые наверняка будут дополнены усилением экономических противоречий между регионами в связи с весьма вероятным новым ухудшением экономического положения страны в 2013 году.

При этом сама по себе федерализация Украины вряд ли может быть признана рецептом укрепления её государственности. Такое устройство может быть стабильным, только если своеобразные в культурном и историческом отношении земли скрепляются общим историческим выбором, общей национальной идеологией и основанной на ней возможностью единого видения внешнеполитической стратегии. На Украине всё обстоит скорее наоборот: языковые и ментальные различия регионов предполагают совершенно разную культурную комплиментарность и геополитическую ориентацию. Страна расколота надвое, более того, со временем всё труднее говорить даже о преодолении внутренней неприязни между жителями двух частей страны. Однако залог их дальнейшего сосуществования в рамках одной государственности – правовое урегулирование их культурно-языковых потребностей в целях максимального смягчения имеющихся противоречий. Тогда как политические сценарии, подобные происходящему с законом о языках – это очень действенный рецепт противопоставления регионов друг другу и ослабления общей государственности.

Новая редакция закона о языках, предложенная Рабочей группой, фактически является закамуфлированной отменой закона с заменой его на совершенно новый. Самое опасное место в ней – это полная отмена статуса региональных языков, дополненная почти непроходимой процедурой утверждения его местного статуса. Впрочем, даже если региональный статус будет сохранён, но проходная планка поднимется до 30%, это не просто лишит несколько областей права на его признание, но и кое-где потребует отмены уже утверждённого статуса. Следует понимать, что не предоставлять языку такой статус – это одно дело, но совсем другое дело – лишать его этого статуса, что уже будет являться прямым ущемлением прав его носителей. Более того, если текст ныне действующего закона позволяет экспертам спорить, улучшает он реальное положение русского языка или нет, то новая редакция (а фактически новый закон) может рассматриваться как существенно ухудшающий права и реальное положение русскоязычного населения – по сравнению с тем, каково оно было до лета этого года.

Языковой вопрос наверняка будет затрагиваться и на международном уровне, в первую очередь в отношениях Украины с Россией. Следует признать: сложность внутриполитической ситуации на Украине такова, что реальных возможностей существенно повлиять на сферу применения русского языка в обмен на те или иные предложения или уступки со стороны России, у официального Киева просто нет. Однако в случае ущемления Украиной уже предоставленных русскому языку прав, Россия вряд ли сможет обойти это своим вниманием. Более того, следует ожидать возмущения и со стороны других государств, покровительствующих региональным языковым меньшинствам на Украине. Речь идёт в первую очередь о Венгрии, Румынии и Турции, ведь возможность утверждения регионального статуса для венгерского, румынского и татарского языков будет отменена даже при незначительном повышении процентной планки. Наверняка не останется без внимания других государств и то, что по новому законопроекту фактически отменяется признание Украиной русинского языка. Так, при пересмотре закона украинский языковой вопрос неизбежно выйдет на международный уровень и лишь дополнит без того весьма тяжёлый проблемный фон внешнеполитического положения страны.

Наверное, следует всё же признать: предоставление прав меньшинствам в современном мире – однонаправленный процесс, и он не предполагает отката назад. Это тем более так и в особом случае с русскоязычными регионами Украины, когда де-юре существующее меньшинство де-факто является большинством.

Об этом сегодня сообщает Военное обозрение.

Украине необходим новый закон о языках, который устроит все регионы, - Геращенко
В парламенте должна быть сформирована рабочая группа, которая в короткие сроки разработает закон о языках, который будет воспринят всеми гражданами.

"Нам хитро подложили свинью", – Головатый о группе по доработке закона о языках и Конституционном суде
Народный депутат, экс-министр юстиции Сергей Головатый считает, что депутаты, которые обратились в Конституционный суд и потребовали проверить закон о языках в Украине на соответствие Конституции, выполнили чей-то заказ.

Киев вышел на финишную языковую
Президент Украины Виктор Янукович рассмотрит закон «Об основах государственной языковой политики». Ранее документ подписал председатель Верховной Рады Владимир Литвин. При этом Литвин обратился к Виктору Януковичу с письмом, в котором рассказал об опасностях принятия документа и предложил свой выход из ситуации. Владимир Литвин зарегистрировал в парламенте новый законопроект — «О порядке применения языков в Украине», который предполагает отмену нынешнего языкового закона.

«Пророссийский» закон о языке унизил русских, живущих на Украине
Если Янукович его подпишет, то окончательно превратит их в нацменьшинство.


  • Украина,
  • ЯЗЫК,
  • Вопрос,
  • Статус,
  • Сторона
Комментировать публикацию через Постсовет:
Комментарии (0) RSS свернуть / развернуть

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.


Комментировать публикацию через Вконтакте: