Исследователи обнаружили убедительную силу фотографий

Исследователи установили, что фотографии способны повысить доверие к утверждениям, даже когда сами по себе ничего не говорят об их истинности. Работа опубликована в журнале Psychonomic Bulletin & Review. Для подтверждения своей гипотезы исследователи провели несколько схожих экспериментов. В каждом из них добровольцам предлагали ответить на вопрос — верно ли то или иное утверждение.

Для подтверждения своей гипотезы исследователи провели несколько схожих экспериментов. В каждом из них добровольцам предлагали ответить на вопрос — верно ли то или иное утверждение.

В первом эксперименте 92 добровольцам предъявляли утверждения вида «Данный известный человек жив» или «Данный известный человек уже умер» с указанием на имя относительно известных и малоизвестных актеров и политиков. В половине случаев утверждения сопровождались демонстрацией фотографии обсуждаемого человека.

Авторы обнаружили, что, хотя по представленным фотографиям никак нельзя было сделать рациональных вывод о том, верно или не верно предлагаемое утверждение, наличие фотографий само по себе склоняло испытуемых верить утверждениям экспериментаторов.

Наблюдаемый эффект не зависел от того, утверждалось ли то, что человек жив или, наоборот, то, что он умер. В ходе дальнейших исследований стало понятно, что фотографии можно заменить и кратким словесным описанием того, что на них изображено (например, новозеландского политика Джона Кея представляли либо с помощью фотографии, либо посредством её описания «белый мужчина, короткие прямые коричневые волосы, политический лидер, подиум»).

Влияние фотографий и описаний на уверенность в истинности утверждений проявлялась не только в эксперименте со знаменитостями, но и при оценке правдивости заявлений общего характера (например, «Макадамия эволюционно близка к персикам»).

Ключевым фактором, определяющим «силу» сопроводительной информации, оказалась сложность самих вопросов. И утверждения о знаменитостях, и замечания общего характера становились более убедительными тогда, когда добровольцы в среднем меньше знали о предмете обсуждения (в этом случае результаты статистически достоверно отличались с вероятностью 95 процентов).

Авторы считают, что релевантная информация вводит в заблуждение потому, что помогает легче представить объект, о котором идет речь. Эту легкость испытуемые склонны воспринимать как собственное знание и поэтому меньше сомневаются в истинности утверждения. Следует подчеркнуть, что это всего лишь одна из возможных интерпретаций эксперимента. В отличие от обнаруженного эффекта, она сама по себе требует независимой объективной оценки.

Источник: lenta.ru

Женщина обнаружила призрака на фотографии в старом замке
Давно прошли те времена, когда людей можно было испугать историями о призраках в старых замках: мир стремительно меняется, и современный человек с большим скептицизмом относится к мистическим событиям.

Обнаружена самая глубокая подводная пещера
Недалеко от чешского города Границе находится знаменитое природное образование — Границкая пропасть, которая переходит в глубочайшую затопленную карстовую пещеру.

Исследователи обнаружили универсальный природный биокомпас
Многие животные, среди которых морские черепахи, птицы, черви, бабочки и волки, могут определять направление, ориентируясь по магнитному полю Земли. Структуры, «чувствующие» магнитное поле, заключены внутри их клеток.


  • Фотография,
  • Утверждение,
  • Истинность,
  • Доброволец,
  • Человек
Комментировать публикацию через Постсовет:
Комментарии (0) RSS свернуть / развернуть

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.


Комментировать публикацию через Вконтакте: