Мифы и «невидимки»

Разработчики российского истребителя пятого поколения так и не смогли догнать американцев — не сумев объединить «классическую» стелс-компоновку с приличными лётными характеристиками, они выбрали последние. Между тем, при столкновении с современной ПВО нестелсизированные летательные аппараты попросту обречены.

Недавно в индийской прессе появились первые данные об ЭПР российского истребителя пятого поколения (напомним, Индия является партнёром России по программе ПАК ФА). Согласно официальному заявлению министерства обороны Индии, это «удивительный самолет".

Его ЭПР — всего 0,5 кв. м по сравнению с 20 кв. м у Су-30МКИ» (вероятно, здесь имеются в виду максимальные значения ЭПР – для Су-30 указан верхний предел с полным комплектом вооружения и подвесными топливными баками). Если цифры достоверны, достижение нельзя назвать блестящим: вероятно, минимальная ЭПР нового истребителя составляет 0,1 м — это уровень «Рафаль» и «Еврофайтера». По пентагоновским меркам 0,1 м — не показатель. Остаётся заключить, что в отличие от американцев наши разработчики так и не сумели объединить «классическую» стелс-компоновку с приличными лётными характеристиками – и выбрали последние. Впрочем, ответ на этот вопрос мы узнаем уже скоро. Тем не менее, по сравнению с самолётами семейства Су-27/30 это внушительный прогресс.

«Стелсизации» подвергнется и перспективный дальний бомбардировщик (ПАК ДА). По cловам командующего стратегической авиацией Анатолия Жихарева, «новый самолет будет малозаметен, но полностью исключить его видимость для самолета такого класса невозможно. Уменьшить же его эффективную отражающую поверхность очень возможно с применением новых технологий и материалов».

Итак, возник странный диссонанс. Требование малозаметности обосновалось в ТТЗ практически всех перспективных боевых платформ. Работа идёт – и даже с некоторыми успехами. Между тем, «общественность» прочно застряла на уровне незабвенного министра Грачева, объявившего малозаметность мифом а ля СОИ.

К чему сводится распространённое представление о «стелсах»? Их сбивают едва ли не из рогаток – или, что практически то же самое, с помощью старинных советских комплексов С-125. Их видят древние длинноволновые радары. Их использование возможно только против «папуасов», почти безоружных и не способных эффективно обращаться даже с тем, что есть в наличии. Всё в целом — дорогостоящий мыльный пузырь, уже не нужный самим американцам (отсюда — снятие с вооружения F-117 и ограниченный «тираж» «Раптора»). В более продвинутой форме та же риторика выглядит чуть иначе: стелс – небесполезная технология, но это направление – далеко не главное, для боевого самолёта малозаметность — второстепенное свойство.

Истоки этих штампов восходят к той далёкой эпохе, когда заказчики в погонах обнаружили, что щедро финансируемые обитатели совсекретных НИИ упустили весьма перспективное направление – и это при монументальном теоретическом заделе в области малозаметности. Как следствие, «научная сила» принялась многообразно оправдываться – и преуспела. Так, в середине 90-х Павел Грачёв (очевидно, с чужих авторитетных слов) заявлял, что американцы уже разочаровались в стелс-технологии и вот-вот от неё откажутся. С тех пор многое изменилось – но байки пятнадцатилетней давности воспроизводятся с точностью до запятой. Между тем, штампы и истина друг с другом контактируют очень мало.

Посмотрим чуть внимательнее на снятый с вооружения F-117. Очевидно, что известный принцип «о мёртвых или хорошо, или ничего» в его случае соблюсти трудно — самолёт был откровенно плох. По вполне официальной версии, ведущего аэродинамика «Сканк Уоркс» (секретное отделение «Локхида», занимавшееся разработкой «Ночного ястреба») Дика Кэнтрела при виде желаемой конфигурации будущего F-117A хватил удар. Как оказалось потом – не зря.

Первая машина разбилась 20 апреля 1982 г. 11 июня 1986 г. врезался в вершину ещё один F-117A, пилот погиб. Третий «стелс» был потерян в результате столкновения с землей 14 октября 1987 г. 14 сентября 1997 г. в ходе авиашоу неподалеку от Балтимора у одного из F-117A в полете разрушилось крыло. Самолет рухнул на землю, ранив 6 человек. Имеются данные, что всего до середины 1999 г. с летной эксплуатации сняли девять F-117A, включая несколько по выработке ресурса.

Впрочем, даже держась в воздухе, «Найтхок» медленно летал, безобразно маневрировал, имел ограниченную дальность при весьма умеренной полезной нагрузке и чудовищных взлетно-посадочных характеристиках – при заходе на посадку аэродинамическое качество аппарата соответствовало уровню самолета Можайского. В итоге штуковина получила прозвище «хромой гоблин» от своих же пилотов. В качестве дополнительной «опции» присутствовала крайняя чувствительность радиопоглощающего покрытия к внешним воздействиям.

Тем не менее, эта куча хлама находилась в эксплуатации 27 лет, прошла три войны, поражая до 40% приоритетных наземных целей — и на более чем две тысячи вылетов имела одну достоверную потерю. По сути, единственным козырем машины была малозаметность в чистом виде – но этот козырь оказался убойным.
Впрочем, согласно штампам, то были войны с «папуасами». Посмотрим на «папуасов» повнимательнее. Итак, что представляла собой ПВО Ирака по состоянию на 1991 год?

Это была вполне современная по тому времени система. Вся страна (плюс оккупированный Кувейт) была разделена на 5 районов, каждый из которых имел собственный центр управления, связанный подземными линиями связи с РЛС раннего предупреждения (кстати, длинноволновыми). Последние позволяли обнаружить цели на высоте 150 метров за пределами воздушного пространства Ирака, а цели на высотах более 6 км — далеко в глубине территории Саудовской Аравии (150-300 км).

Бронежилет. Классификация, легенды, мифы и реальность
Сегодня, когда развитие вооружения идет семимильными шагами, остро встал вопрос о защите бойца в бою.

Мифы и правда о жизни и смерти Легенды №17
Валерий Харламов, наверное, самый яркий представитель золотого поколения в советском хоккее, которое в семидесятые годы прошлого века добывало яркие победы на всевозможных турнирах.

Миф и манипуляция – инструменты современного господства. Как Запад осуществляет «управление сознанием» и можно ли этому противостоять?
Двадцатый век вошел в историю человечества и как эпоха революционных изменений в области управления сознанием и поведением масс.

Щеголи и невидимки
В апреле, когда лес еще не одет листвой, но природа от зимнего сна уже очнулась, в борах по закрайкам моховых болот глухариные смотрины в самом разгаре.

Мифы и домыслы о Великой Отечественной войне
В последнее время за рубежом и в нашей стране развернута целенаправленная кампания по дискредитации Великой Отечественной войны.


  • вооружения,
  • стелс,
  • СУ-27/30,
  • F-117А,
  • F-22,
  • "Найтхок"
Комментировать публикацию через Постсовет:
Комментарии (1) RSS свернуть / развернуть
+
0
Ну вот почему у нас всегда так — технологии переходят в плоскость политики?
avatar

Gorby

  • 4 февраля 2010, 10:22

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.


Комментировать публикацию через Вконтакте: