«Хезболла» - террористическая организация с культурным уклоном

Для того чтобы понять идеологию партии Хезболла, необходимо, в первую очередь, понять, в какой среде она возникла, что стало причиной ее появления, что определило характер организации и какие основные черты ей присущи.

«Партия Аллаха» — это уникальная по своей сути централизованная структура, которая основана на исламском клерикализме шиитского толка.

Многоконфессиональное ливанское общество было очень хорошей основой для формирования организации подобного рода. Но при этом необходимо понимать, что без влияния внешних факторов ей вряд ли удалось бы продержаться долгое время и стать такой, каковой она является в настоящее время. Именно эти внешние факторы во многом и определили идеологию партии.

Одним из основных таких факторов был фактор «кризиса идентичности», который испытывала шиитская община в Ливане, будучи одной из наиболее бедных. Представлена эта община была родами и кланами, которые возглавляли заимы – клановые лидеры. До того момента, когда было образовано ливанское государство, шиитская община делилась на две неравномерные части. В первую группу входили крупные помещики из кланов аль-Саад, аль-Халиль, аль-Усайран. Многочисленностью эта группа не отличалась. Во вторую группу вошла остальная часть населения – крестьяне, которые не имели никаких прав и жили в условиях крайней бедности. Именно вторая группа сформировала предпосылки для создания новой силы. Однако процесс создания нового сословия не мог быть осуществлен без сохранения традиций и вероисповедания, которые были перенесены в новую среду обитания. Представители второй группы были преимущественно чернорабочими, а конфессиальное устройство Ливана не позволяло создать класс светских рабочих. Даже несмотря на то, что многие из них стали членами светских партий, создание нового сословия было невозможно в силу действия двух факторов – политического устройства страны и религии.

По своей структуре шиитская ливанская община состоит из многочисленных племен южно-арабского происхождения, называемых йеменитами. Кроме того, среди существующих кланов есть также «прямые» потомки Мухаммада (сейид, который пользовался большим уважением и который стал своего рода фактором сохранения шиитской идентичности).

Националистические идеи, которые охватили регион в ХХ веке, не обошли стороной и Ливан. Их развитие вылилось в возникновение панарабских партий и движений. Угрозы со стороны других государств, которые могли привести к изменениям конфессионального баланса в государстве, стали одной из причин появления шиитской партии.

До того момента как была образована Хезболла, имам Мусса ас-Садр уже предпринимал определенные попытки институциализировать шиитскую общину. В частности, речь идет о создании «Подразделения Ливанского Сопротивления», в которое входили и будущие лидеры и члены «партии Аллаха» Хасан Насралла, Мухаммад Язбек.

В 70-х годах ХХ века в Ливане существовало несколько благотворительных организаций, возглавляемых Мухаммадом Хусейном Фаддлаллой, которого на Западе считают духовным лидером Хезболлы: Общество Семейства Братства, Филантропическое Благотворительное Братство. В 1978 году при весьма загадочных обстоятельства исчез имам Мусса ас-Садр, что открыло путь новым энергичным фигурам на шиитской политической арене, которых больше не устраивал светский характер «Подразделения Ливанского Сопротивления». В конце лета 1982 года в Тегеране состоялась Конференция Угнетенных, после которой и началось формирование Хезболлы, которая должна была стать силой для борьбы против Израиля. Создателями ее стали Аббас аль-Мусауи, Хасан Насралла, Субхи Туфейли, Имад Мугния, Ибрахим Амин ас-Сейид, Абдель Хади Хмаде, Наим Касим. Инициатива создания партии исходила непосредственно от имама Хомейни, поэтому все решения также принимались им. Создание «партии Аллаха» стало причиной возникновения вооруженных конфликтов с другими политическими силами и государствами, в частности, с сирийскими войсками и все тем же «Подразделением Ливанского Сопротивления».

Спустя три года было составлено «Открытое письмо», которое определяло основную политическую цель «партии Аллаха» — ввести «исламский» порядок, который должен установить справедливость. При этом само понятие справедливости понималось не как демократия, а социальная система, в основу которой были положены законы ислама и Коран. Основная идея, которая нашла отражение в идеологии партии – это идея мученичества. Члены партии готовы пойти на любые жертвы, вплоть до смерти, что можно сравнить с мировоззрением и религиозностью первых мучеников христианства.

Основным официальным врагом Хезболлы был признан Израиль, который еще со времен имама Муссы ас-Садра именовался не иначе как «абсолютное зло». И оккупация израильтянами ливанских территорий стала причиной того, что Хезболла стала восприниматься в качестве партизанского сопротивления. А приоритетным направлением в деятельности партии становится освобождение Палестины и святынь мусульман от «Сионистского образования».

Таким образом, очевидным является то, что «партия Аллаха» возникла на ближневосточной политической арене с целью уничтожения Израиля, поскольку существование еврейского государства не вписывалось в проект установления исламской справедливости.

Многоконфессиальность Ливана оказала значительное влияние на вхождение Хезболлы в политическую жизнь государства. Как и прежде, приоритетом ее деятельности является антисионизм, к которому добавился и антиамериканизм. Политическая ситуация, существовавшая на то время в Ливане, потребовала от руководства партии определения основных направлений деятельности, чтобы сделать свое существование в ливанском обществе легитимным. Поэтому на первый план была выдвинута защита от внешней угрозы, в первую очередь, со стороны Израиля.

При значительной финансовой поддержке со стороны Ирана «партия Аллаха» сумела организовать такую структуру, которую многие называют «государством в государстве», то есть организация самодостаточна и способна самостоятельно обеспечить себя всем необходимым. Эта структура основана на определенных идеологических принципах, и хотя существует внутри государства, оно не имеет никакого реального влияния на ее существование и деятельность. В своей структуре партия имеет свою военную силу – Исламское Сопротивление, строительную компанию – Организацию Строительного Джихада, которая занимается электрификацией, строительством и обеспечивает питьевой водой. Кроме того, организация является создателем многочисленных фондов, которые решают проблемы инвалидов, раненных и семей убитых шахидов.

В плане практического функционирования основными составляющими элементами являются поликлиники и больницы, которые оказывают бесплатную помощь членам партии, а также недорогое медицинское обслуживание всем категориям населения и недорогими медикаментами. А поскольку в Ливане нет такого понятия, как бесплатное государственное медицинское обслуживание, то больницы, принадлежащие Хезболле, пользуются большим спросом.

Кроме того, партия занимается и образованием. Помимо религиозных специализированных учебных заведений, на содержании партии находятся школы, техникумы и высшие учебные заведения. При этом расходы «партии Аллаха» во много раз превышают государственные расходы на сферу образования.

Большое значение партия уделяет информационной сфере. Так, Хезболла является владельцем телеканала, 5 печатных изданий, 4 радиостанций. Значительную роль в формировании образа партии сыграл канал Аль-Манар, который демонстрировал все достижения Хезболлы в борьбе против Израиля. Он стал своего рода рекламой «партии Аллаха» в арабском регионе.

При этом было бы ошибкой утверждать, что интересы партии ограничиваются только Ливаном и борьбой против Израиля. Хезболла все чаще начинает затрагивать региональные и международные проблемы. А послание лидера партии Хасана Насралла к лидерам европейских и арабских государств являются свидетельством того, что партия пытается вывести свои идеи на международный уровень в рамках противостояния Америке.

Необходимо отметить также и культурную стратегию «партии Аллаха». Несколько лет назад был открыт музей «Хезболлы», который рассказывает историю формирования и существования партии. Музей сменил две временные выставки, посвященные достижениям организации. Первая из них проходила в 2006 году, вторая – через два года. Да и место для музея выбрано вполне продумано – город Млит в южном Ливане. Это символ израильского поражения (вывод израильских сил из южного Ливана), который успокаивает посетителей и дает им надежду на будущее.

Достижение военных задач Хезболлы также имело свою определенную культуру, да это и неудивительно, ведь партия с самого начала основное внимание уделяла формированию идеологии. По мнению Танасиса Камбаниса, автора книги «Привилегия на смерть», «партия Аллаха» никогда не была простой вооруженной группировкой, приоритетом которой была военная победа. В своей книге, посвященной деятельности партии, он рассказывает о первых операциях, которые имели одну цель – привлечь союзников. И теракт в израильском штабе в 1982 году в Тире, и теракт в Бейруте в американском посольстве в 1983 году проводились именно с целью воздействия на общественность.

С момента своего создания Хезболла была идеологической организацией, что впоследствии вылилось в разработку культурной программы, окончательно сформированной в 2000 году. В настоящее время партия работает с буржуазией, поэтому стремится поддерживать интерес сторонников. А для этого вкладывает огромные средства в развитие культурных и общественных инициатив.

Но профессиональный оттенок культурная политика обрела в 2004 году, когда была создана Ливанская ассоциация искусств. В общем же культурная стратегия Хезболлы сводится к нескольким направлениям – проведение рекламных кампаний, рассказывающих историю партии, разработка и внедрение в жизнь мемориальных проектов – музеев, туристических лагерей, выставок. Среди всех этих проектов завершен только музей в Млите, в стадии разработки находится военный мемориал возле тюрьмы в Эль-Хиаме.

Таким образом, подобная идеология выделяет «партию Аллаха» среди других исламских формирований, ведь партия не только стремится к постоянной войне с Израилем, но и делает что-то позитивное в плане создания лучшего исламского общества.

Вместе с тем подобный культурный уклон и социальные шаги ни в коей мере не должны уменьшать вины членов Хезболлы за многочисленные террористически акты, унесшие жизни огромного количества ни в чем не повинных людей. И почему до сих пор «партия Аллаха» не признана Европейским Союзом террористической организацией – остается загадкой.

Использованы материалы:
inosmi.ru/world/20120822/197082951.html
last24.info/read/2008/12/09/3/2402
www.middleeast.org.ua/research/livan.htm
ru.wikipedia.org/wiki/%D5%E5%E7%E1%EE%EB%EB%E0

Об этом сегодня сообщает Военное обозрение.

ССАПГЗ официально признал "Хезболлу" террористической организацией
Информационное агентство Франс-Пресс, ссылаясь на генерального секретаря Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ) Абдуллатифа аз-Заяни, пишет о том, что ССАПГЗ официально признало группировку «Хезболла» («Хизбалла») террористической.

В МИД РФ рассказали о разногласиях в мировом сообществе по поводу создания единого списка террористических организаций
Заместитель министра иностранных дел России Михаил Богданов сообщил журналистам о том, что Россия внесла предложение признать около 7 группировок, действующих на Ближнем Востоке, террористическими.

Евросоюз признал «Хезболлу» террористической организацией
Министры иностранных дел стран Европейского союза договорились на встрече в Брюсселе включить боевое крыло ливанского радикального шиитского движения «Хезболла» в «черный список» террористических организаций.


  • Партия,
  • Хезболла,
  • «партия,
  • Ливан,
  • Израиль
Комментировать публикацию через Постсовет:
Комментарии (0) RSS свернуть / развернуть

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.


Комментировать публикацию через Вконтакте: