В России возрождают идею "каспийских монстров" - гигантских экранопланов, пугавших НАТО

В России возрождают идею гигантских экранопланов — летательных аппаратов, сочетающих качества корабля и самолета и в советское время пугавших НАТО, где их называли «каспийскими монстрами».

Сейчас разрабатывается новая платформа, которая позволит создавать экранопланы грузоподъемностью до 600 тонн как гражданского, так и военного применения.

В прошлом году армия решила отказаться от идеи необычных «летающих кораблей». «В гособоронзаказе на 2011-2020 годы финансирование разработок и строительство экранопланов не предусмотрено. Не присутствуют эти корабли и в планах развития ВМФ на ближайшее десятилетие», — писали в ноябре «Известия».

Но сама идея без оборонзаказа не умерла. «Интерфакс» сообщает о начале разработки новой расширяемой платформы — ей занялись НПП «Радар ММС» и ЦКБ им. Алексеева. Концепция предусматривает выпуск первых экранопланов нового поколения большой грузоподъемностью от 50 до 600 тонн к 2016 году, а также разработку транспортных и грузопассажирских экранопланов грузоподъемностью до 2 тыс. — 3 тыс. тонн в последующем".

В «Радаре» сообщили, что платформу нового поколения можно будет использовать как в гражданских, так и в военных целях.

Пока же создатели возят по выставкам небольшой экраноплан — десятиметровый «Акваглайд-5». Пять — это число пассажиров, которых самолетокорабль берет на борт.

Взлеты и падения «Каспийских монстров»

Первые экранопланы разрабатывались в средине прошлого века в Нижегородском ЦКБ Ростислава Алексеева. «Летающие корабли» использовали эффект аэродинамического экрана — за счет воздушной подушки, отделяющей корабль от воды, они могли скользить над поверхностью. Низколетящие советские экранопланы были недоступны и для радаров противника, и для ракет, которые не могут засечь цель, не касающуюся воды и не поднимающуюся выше 100 метров над ней.

В то же время машина из алюминиево-магниевого сплава могла за несколько минут покрыть огромное расстояние, имея на борту несколько сотен десантников с тяжелым вооружением, и с ходу освободить плацдарм для их высадки управляемыми ракетами.

В 1980-х годах в составе Каспийской флотилии имелся 236-й дивизион кораблей экранопланов. Он базировался в Каспийске и в его составе было три транспортно-десантных «Орленка» проекта 904, а также один ракетный экраноплан «Лунь» проекта 903.


Родоначальником экранопланов «Лунь» и «Орленок» стал созданный в единственном экземпляре экспериментальный 544-тонный КМ-6 (корабль-макет), аббревиатуру которого в НАТО расшифровали как «Каспийский монстр». Первый экземпляр «монстра» потерпел аварию в 1969 году, когда пилот из-за сильного тумана потерял визуальный горизонт и на большой скорости врезался в воду. Второй экземпляр, так же из-за ошибки пилота в 1980 году потерпел аварию и затонул в Каспийском море (экипаж успел спастись).


«Орленку» был не страшен шторм в 2-3 балла, он устойчиво летал на высоте от 1 до 10 метров, но при испытаниях поднимался и на 100 метров. Такие машины предназначались для быстрой переброски войск и техники, которая загружалась через откидывающийся «нос» самолета-корабля. Первый экземпляр «Орленка» — С-21 — разбился в августе 1992 года, тогда погиб бортмеханик в чине прапорщика. Второй образец — С-25 — порезали на металлолом в 2000 году, третий — С-26 — стоит на Химкинском водохранилище. Последний полет с боевыми стрельбами экраноплан «Орленок» выполнил летом 1989 года.


Ударный экраноплан-ракетоносец «Лунь» — заводской бортовой номер С-31 — мог развивать скорость до 250 узлов (463 км/ч) и был вооружен шестью управляемыми противокорабельными ракетами «Москит». До 2008 года он базировался в Каспийске. В дальнейшем «Лунь» была законсервирована в сухом доке, а вся секретная электроника сдана на склады.

Сайт «ВВС России» делает неутешительный вывод: после распада СССР и изменения обстановки в мире экранопланы стали для военных обузой — «и не корабли, и не самолеты, и что с ними делать, непонятно». В итоге осталось лишь одно — отправить их в утиль.

Об этом пишет сегодня Военное обозрение.

Морские монстры. Обзор экранопланов
Подбитый «Спитфайр» тяжело тянул над водами Ла-Манша на Запад, и казалось, у поврежденной машины и ее пилота нет ни единого шанса добраться до берегов Британии.

СМИ: в России возрождается обязательная регистрация мобильников под угрозой конфискации
Роскомнадзор опроверг эту информацию и заверил, что даже мощные телефоны регистрировать не придется.

«Каспийский монстр»: гроза американского флота возвращается на службу в ВМФ России
Москва ведет опытно-конструкторские работы по созданию нового поколения экранопланов — гибридов корабля и самолета, когда-то наводивших ужас на американских военных.

В России может появиться серийное производство экранопланов
В Нижнем Новгороде идет конструкторская разработка, цель которой — серийное производство грузопассажирских экранопланов, то есть гидросамолетов, которые способны при этом передвигаться по снегу, а также лететь на высоте до 5…


  • Экраноплан,
  • ЛУНЬ,
  • МЕТР,
  • Экземпляр,
  • Тонна
Комментировать публикацию через Постсовет:
Комментарии (0) RSS свернуть / развернуть

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.


Комментировать публикацию через Вконтакте: