Конгресс США как структура, разлагающая американскую армию

Конгресс США признал пиццу овощем
/ шутка на основе реальных событий /

Во времена Древней Эллады женщины были лишены права голоса по вполне объективной причине.


На народных собраниях обсуждались отнюдь не проблемы ЖКХ; на повестке дня были условия вступления в очередную междоусобную войну. Было бы очень странно, если бы те, кому не идти на поле боя, принимали решения о начале боевых действий. И греки понимали эту ситуацию куда лучше наших современников.

Ни в коем случае не желаю обидеть представительниц прекрасного пола – современный мир полностью изменился, и если присутствие женщин на высоких должностях в армиях стран Запада уже никого не удивляет, то на Востоке происходят еще более поразительные вещи: в 2007 году министром обороны Японии стала Юрико Коикэ. Подумать только! В стране самураев, где до сих пор чтят древние традиции и кодекс Бусидо, в начале ХХI века командование Вооруженными силами приняла хрупкая японка. И справилась на «отлично»!

Но оставим спор о правах женщин на армейскую службу организациям феминисток, сегодня мне бы хотелось затронуть куда более важную проблему: компетентность гражданских чиновников, ответственных за принятие важные военных решений в интересах государства. В качестве наглядного примера, постараемся проанализировать результаты работы Конгресса США как одного из ключевых органов, регулирующих процессы в американском ВПК и принимающих решения о вступлении Вооруженных сил США в военные конфликты.

Конгресс США — законодательный орган, один из трёх высших федеральных органов государственной власти. Состоит из Сената и Палаты представителей. Заседает на Капитолийском холме в Вашингтоне. Число сенаторов – ровно 100 человек, избирающихся на шесть лет. Но немногие из них успевает отработать весь отведенный по закону срок – каждые два года примерно треть Сената полностью обновляется. Палата представителей состоит из 435 «депутатов», которых избирают на двухлетний срок. Все представители и сенаторы обладают раздутым аппаратом помощников, что еще более усложняет американскую политическую систему, превращая даже принятие простых решений в смертельные узлы бюрократии.

Конгресс США, наряду с Министерством обороны, — важный элемент системы национальной безопасности США. Конгресс имеет полное превосходство над Пентагоном, которое заключается в беспрекословном исполнении последним требований и указаний гражданских законодателей. Жизнь американских военных превращается в ад: необходимость любого мероприятия, например, принятия на вооружение нового образца техники, – приходится доказывать перед лицом 535 абсолютно некомпетентных в военном деле конгрессменов (по статистике, больше у половины сенаторов юридическое образование; в Палате представителей картина полностью аналогична). Такое положение вещей однозначно ослабляет структуру армии, даже если не принимать во внимание обычные человеческие слабости и пороки.

Во-первых, бурное обсуждение общественностью новинок ВПК делает невозможным сохранение какой-либо секретности. Наоборот, команды разработчиков и военных стараются провести яркие презентации, для склонения общественного мнения на свою сторону. О новых проектах становится известно задолго до их принятия на вооружение, что дает противнику колоссальное время на выработку превентивных мер, сюрпризы маловероятны. Например, работы по программе ATF (Advanced Tactical Fighter – создание истребителя 5-го поколения) начались тридцать лет назад; в 90-х годах обе конкурирующих компании Boeing и Lokheed Martin провели множество открытых презентаций своих образцов, охотно обсуждая с общественностью любые особенности будущего F-22 «Raptor».

Во-вторых, несведущие в нюансах военного дела конгрессмены в своих суждениях ориентируются не на конкретные нужды армии, а на громкие заявления и рекламные буклеты фирм-производителей, обещающих совершенно нереалистичные возможности. Зачем Америке С-400? 400 км – это прошлый век. Мы создадим морскую ракетную систему, поражающую цели на низкой околоземной орбите!

21 февраля 2008 года над Тихим океаном состоялась ракетно-спутниковая феерия – ракета «Стандард-3», запущенная с Иджис-крейсера «Lake Erie» настигла свою цель на высоте 247 километров. Американский разведывательный спутник USA-193 двигался в этот момент со скоростью 27 тысяч км/час. Это не беда, что спутник двигался по заранее известной траектории, а вся операция обошлась американским налогоплательщикам в $112 млн.

Необходима система ПРО? Сенаторы согласно кивают головами и открывают кошелек, выписывают средства на создание «третьего позиционного района» в Чехии, Польше и Румынии. На плоской карте все правильно – противоракеты размещены у самой границы «вероятного противника». Действительно, какая разница: траектории полета российских баллистических ракет лежат через Северный полюс – американским перехватчикам придется стрелять вдогон, что не имеет никакого военного смысла. Ахилл и черепаха – известный парадокс из Древней Греции.

USS Truxtun (CGN-35) — третий американский атомный крейсер был построен против воли военных
А вот шикарный пример: в 60-е годы американская общественность узнала со страниц газет, что атомные крейсера – это то, чего так не хватает ВМС США. Сила, красота и неограниченные возможности — символ технологической мощи Америки. Несмотря на протесты военных моряков, Конгресс заказал к постройке атомный крейсер «Тракстан» — конгрессменам было всеравно, что автономность корабля определяется не только запасами топлива. «Тракстан» оказался дорогим, сложным и опасным в эксплуатации крейсером, при этом он не имел никаких реальных преимуществ перед неатомными проектами.

Или в принципе неосуществимая программа Звездных войн (СОИ) – плод актерского воображения Рональда Рейгана нашел самую горящую поддержку в Конгрессе. Сотни научных коллективов принялись за работу, начались испытания невероятных систем ПРО и спутников-перехватчиков…и что в итоге? В начале ХХI века американские астронавты летают на околоземную орбиту на российских «Союзах». Чтож, к нашей радости, Конгресс США загубил на корню множество полезных проектов, взамен совершенно ненужные и бесполезные «вундервафли».

Господа! Это будет Нечто! Я обещаю вам это.
Если раньше американцам удавалось создавать удачные образцы техники (истребитель F-15 уже 40 лет летает в небе всему миру), то сейчас Конгресс и Пентагон вдохновляются совершенно неадекватными идеями – ярче всего об этом свидетельствует невероятная история создания F-35. Стоимость этой программы практически сравнялась со стоимостью программы разработки «Рэптора» ($56 млрд. F-35 против $66 млрд. F-22). При этом изначально F-35 планировался как массовый тип истребителя 5-го поколения с ограниченными, по сравнению с F-22, характеристиками и гораздо более скромной ценой! Год назад разразился скандал – из-за конструктивных просчетов, новейший супер-истребитель вообще не смог приземлиться на палубу авианосца. За такой обман ожиданий общественности, Конгресс, наверняка, должен был инициировать расследование и принять жесткие меры по отношению к виновным лицам? Но конгрессмены сделали ряд заявлений в камеры репортеров и исправно продолжают финансирование программы. О возможной причине их столь странного поведения будет упомянуто чуть ниже.

Солдаты не хотят умирать

Среди других «выдающихся» достижений Конгресса – причастность к втягиванию США в конфликты в Юго-Восточной Азии. Парадоксально, но именно гражданским руководством было принято решение о вторжении США во Вьетнам: президентом Линдоном Джонсоном, министром обороны Робертом Макнамарой, госсекретарем Дином Раском и было полностью одобрено в Конгрессе. При этом, Пентагон с самого начала без энтузиазма воспринял решение о вовлечении вооруженных сил в разрешение конфликтов в странах Юго-Восточной Азии. Прежний госсекретарь США генерал Колин Пауэлл, бывший в годы Вьетнамской войны молодым офицером, вспоминал: «Наши военные боялись заявить гражданскому руководству о том, что такой метод войны ведет к гарантированному проигрышу». Согласно заключению крупного американского аналитика Майкла Деша, безоговорочное повиновение военных гражданским властям ведет, во-первых, к потере их авторитета, а во-вторых, развязывает руки официальному Вашингтону для дальнейших, подобных вьетнамской, авантюр.

Внешнеполитический курс Билла Клинтона, для которого были характерны «гуманитарные интервенции» с неограниченным применением силы, встретил в конце концов открытое сопротивление военных. Генерал Пауэлл открыто опубликовал статью, в которой, как военный профессионал, убедительно опровергал доктрину «гуманитарных интервенций», предлагая взамен дозированное применение Вооруженных сил США лишь для обеспечения охраны важнейших объектов на охваченной гражданской войной территории противника, а также для устрашения оппозиции. Умеренная позиция генерала Пауэлла, как председателя Комитета начальников штабов, не позволила американской армии начать наземную операцию в Боснии (1995 г.) и в Югославии (1999 г.).

В феврале 2003 года в ходе специальной сессии Конгресса заместитель министра обороны Пол Вулфовиц (гражданское лицо), в жесткой форме потребовал от военных реализовать амбициозные планы Вашингтонского руководства по оккупации Ирака минимальными силами и в кратчайшие сроки. Генерал Эрик Шинсеки резонно заметил, что победить армию Ирака не составит труда, но для последующих кровавых операций, направленных на стабилизацию обстановки, потребуется в десятки раз больше сил и времени, чем было запланировали гражданские Стратеги. Время показало, кто был прав в том жарком споре.

Шёпот разума заглушал только шелест купюр

Вновь возвращаясь к вопросам снабжения и перевооружения армии, на этот раз стоит рассмотреть ситуацию в контексте сегодняшней реальность. Некомпетентность конгрессменов – не самая большая проблема во взаимоотношениях Конгресса и Пентагона. Офицеры периодически организуют семинары по повышению технической грамотности, где знакомят гражданских лиц с нюансами военной науки.

Гораздо серьезнее другой факт: Пентагону необходимо ежегодно оформление сотен тысяч контрактов на миллиардные суммы с корпорациями ВПК, научно-исследовательскими институтами, аналитическими организациями и многочисленными мелкими фирмами.
Поскольку для утверждения заказов необходимо одобрение Конгресса, складывается порочный треугольник интересов: Пентагон – Бизнес – Конгресс. Как раз в рамках этого треугольника и развиваются сложнейшие отношения, охватывающие гражданских и военных чиновников различного уровня со всеми возможными последствиями, коррупционного характера.
Ведь неслучайно довольно значительная часть высокопоставленных офицеров, имеющих отношение к оформлению госзакупок, после отставки уходят в бизнес, занимая высокие посты в частных фирмах, связанных с производством и поставками оружия и боевой техники.

С другой стороны, налаживание теплых отношений с руководителями профильных комитетов и комиссий Конгресса гарантирует для высших офицеров отличные политические перспективы вслед за грядущей отставкой. Из недавнего прошлого обычно в пример приводят известных американских генералов Колина Пауэлла и Уэсли Кларка, ставших одними из ведущих фигур в Республиканской и Демократической партиях, соответственно.

Неважно, кто на кого капает, пока из этого ничего не вытекает.

Из положительных моментов американской системы управления Вооруженными силами нужно отметить следующее: гражданские конгрессмены внимательно контролируют Пентагон, следя за исполнением Министерством обороны всех своих требований и указаний. Огромный аппарат аналитиков по различным вопросам и широкие полномочия позволяют Конгрессу подвергать глубокому и всестороннему анализу деятельность военного ведомства, до такой степени, что у сотрудников Пентагона возник «синдром осажденной крепости», вынуждающий генералов находить самые изысканные оправдания и оригинальные способы отражения жестокой критики, постоянно льющейся на их головы с Капитолийского холма. При этом не забывая, что лучшая оборона – нападение. Заручившись поддержкой влиятельных лиц в администрации президента, Пентагон периодически обрушивается с критикой в адрес законодателей. Претензии генералов неизменны — недостаточное внимание к вооруженным силам и циничная критика, порочащая честь армии США.

Комната для заседания специальных комиссий
Американским военным практически невозможно скрыть от широкой общественности свои ошибки и просчеты: любая катастрофа становится поводом для всестороннего расследования. В Конгрессе создается специальная комиссия из гражданских наблюдателей; они мало что смыслят в технических аспектах проблемы, но развитый штат аналитиков и консультантов, в том числе из бывших военных позволяет быстро докопаться до причин случившегося.

Примечание: министр обороны США и советник по национальной безопасности — гражданские лица.

По материалам сайта Военное обозрение.

Конгресс США — несерьезная структура для Уорлика и армян — политолог
БАКУ /Trend/ — Нынешнюю активность Конгресса США в контексте нагорно-карабахского урегулирования можно сравнить с активностью более чем 25-летней давности.

Американская армия: мифы и реальность
Американские солдаты во Вьетнаме во время напалмовой атаки.

Патриарх Кирилл готов выступить перед конгрессом США
Патриарх Московский и всея Руси Кирилл заявил, что «было бы неплохо», если бы ему открылась возможность выступить перед Конгрессом США, как это делает папа Римский.

Подозрительное вещество найдено в здании конгресса США
Восемь человек госпитализированы после того, как подозрительное вещество было найдено в одном из офисных зданий Палаты представителей конгресса США в Вашингтоне, сообщает газета Washington Post со ссылкой на представителя противопожарной…


  • США,
  • Конгресс,
  • Оборона,
  • Пентагон,
  • Армия
Комментировать публикацию через Постсовет:
Комментарии (0) RSS свернуть / развернуть

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.


Комментировать публикацию через Вконтакте: