Как выглядит карта зон влияний развитых стран

Россия озаботилась расширением своего бизнеса в странах Закавказья.

Таким способом она хочет восстановить былое влияние в странах региона. Точно также поступают и другие державы мира – через инвестиции, бизнес, торговлю они создают свои зоны влияния.

Администрация президента РФ намерена выяснить степень участия российского капитала в экономике закавказских стран и понять, возможно ли расширить его присутствие. В частности, речь идет о таких республиках, как Армения, Грузия и Азербайджан. Изучением ситуации займется управление по межрегиональным и культурным связям с зарубежными странами при президенте РФ.

По итогам исследований будет выработана стратегия продвижения интересов России в закавказском регионе с учетом фактора экономического и межрегионального сотрудничества между странами. В Кремле намерены подготовить общий план по региону в целом и индивидуальный — по каждой стране.

Даже в совокупности этот регион выглядит очень бедным. Так, ВВП Армении составляет 20 млрд. долларов, Грузии – 24 млрд., Азербайджана – 94 млрд. (итого – 138 млрд. долларов). Для сравнения, похожий уровень ВВП в Венгрии – 130 млрд., а в Румынии – и вовсе 161 млрд. долларов.

Однако по геополитической значимости Закавказье для России стоит на одном из первых мест. Тут проходят пути транспортировки нефти. Закавказье – это буфер на пути агрессивного ислама (как Казахстан в этом качестве – в Азии). Армянская диаспора считается второй в мире по искусству лоббирования (после еврейской) в таких супердержавах, как США и Франция. Наконец, играет роль такой прагматический фактор: произойди в какой-то из этих стран гражданская война (этот сценарий возможен в Азербайджане) или война между соседями (проблема Нагорного Карабаха – до сих пор тлеющий конфликт между Азербайджаном и Арменией) – и в Россию хлынут сотни тысяч беженцев из этого региона.

Именно через экономику ведущие державы мира сегодня оказывают влияние на большинство стран (как правило, слабо- и среднеразвитых). Ещё в 2001 году экономисты Валерий Галицкий (тогда он был зам. председателя Госкомстата России) и Сергей Попов создали методику определения зон экономического влияния той или иной страны. Она включала в себя целый комплекс показателей (более 30), среди которых, в частности, были такие, как доля импорта из страны-«сюзерена», уровень прямых инвестиций, импорт технологий, число студентов, обучаемых в «метрополии», и т.д. Для примера, укажем, что порогом сильной зависимости одной страны от другой является 20% от объёма импорта и 25% прямых иностранных инвестиций.

По методике Галицкого-Попова получалось, что в мире есть только 4 супердержавы: США, Франция, Германия и Япония. А также такие региональные державы: Россия, Испания, ЮАР, Бразилия. Интересно, что Китай не вошёл в число даже региональных держав. Также ни в одном, ни в другом списке не оказалось Англии. Исследователи также отдельно выделяют Италию, как страну, находящуюся на переходе к региональной державе (в регионе Средиземноморья).

Галицкий и Попов сделали ретроспективный анализ, который доказал, что на 1985 год СССР в мировом масштабе тоже был супердержавой (а не только по градусу накала военной машины) – примерно на уровне современной Франции.

Самый большой скачок за последние 20 лет совершила Германия. Причём степень её влияния продолжает расти, и если они снизятся, то к 2025 году в экономическом смысле она станет «метрополией» №1, обойдя США.

А пока зона экономического влияния Германии выглядит так:



Исследователи пришли к выводу, что по поведению на международной арене в наибольшей степени Россия похожа на Испанию, Бразилию и ЮАР. У всех четырёх государств много общего в геополитическом плане: окружение из слаборазвитых стран, либо, как у Испании, такие же слаборазвитые бывшие колонии. Этническая общность (ЮАР, Испания и латиноамериканские государства). Политическая воля и стремление к лидерству.

Тогда же Галицкий и Попов писали, что Россия пока оказывает своё влияние на зависимый от неё мир исключительно через торговлю. А такой фактор, как инвестиции, совсем не задействован (очень низок и уровень экспорта технологий, учёбы иностранцев в российских вузах, культурного влияния – в частности, лоббирования использования русского языка в большинстве сфер жизни зависимых стран). Но именно инвестиции – это то, что Россия могла бы нарастить очень быстро.

С другой стороны, России следует быть готовой, что правительства зависимых и полузависимых стран могут стараться уменьшить её влияние. Галицкий и Попов пишут, что это – общемировая тенденция, в первую очередь для стран, пытающихся играть самостоятельную игру в своём регионе и вырваться из лап супердержав. В качестве примера они приводят Пакистан. Доля импорта из Японии за 10 лет упала с 16% до 9%, Германии с 8,5% до 5,5% – ни одна страна сегодня не имеет в импорте Пакистана более 12%. Не удивительно, что сегодня Пакистан претендует на роль региональной державы (правда, эти амбиции не подкреплены экономически, а только экспортом «нестабильности» – через своих боевиков на Индию, Афганистан, Индонезию, и т.д.).

Впрочем, среди окружения России, в её зоне нынешнего и потенциального влияния таких амбициозных стран нет. Даже если кто-то и вырывается из ареала РФ, то их участь остаётся той же – быть полуколонией другой державы. Как, к примеру, это произошло с государствами Балтии, ушедших под полный контроль Германии.


По материалам сайта Военное обозрение.

Генштаб РФ: ИГ видит в Афганистане базу для влияния на страны СНГ
«Исламское государство» рассматривает территорию Афганистана как базу для распространения влияния на страны СНГ, расположенные в Центральной Азии, что может в перспективе представлять реальную угрозу безопасности России.

«Мы сползли к незавидной роли сырьевого придатка развитых стран»
Андрей Паршев рассуждает о реалистичности сценария мировой изоляции России России непрерывно угрожают санкциями и изоляцией.

Иран и таможенный союз
Предложенный президентом Владимиром Путиным проект евразийской интеграции, прямым следствием которой стал Таможенный союз (ТС), дает России шанс сохранить в XXI веке статус ключевого игрока на международной арене.

Египет: хаос, сумятица, неразбериха
У высшего руководства страны нет четкого плана политической «перезагрузки» «Народный импичмент», в результате которого законно избранный президент Египта Мухаммед Мурси был вынужден покинуть свой пост, снова вверг страну в состояние политической неразберихи.


  • Страна,
  • Миллиард,
  • Держава,
  • Влияние,
  • Попов
Комментировать публикацию через Постсовет:
Комментарии (0) RSS свернуть / развернуть

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.


Комментировать публикацию через Вконтакте: