Модест Колеров: Дилемма стран Средней Азии - стать частью Узбекистана или Афганистана

Визит помощника руководителя Государственного департамента США Роберта Блейка в Среднюю Азию — в самом регионе пока остался практически незамеченным всеми ключевыми информационным игроками.

Что любопытно, сам Блейк в ходе своего вояжа по среднеазиатским странам придал импульс новому тренду: резкой интенсификации контактов официального Вашингтона с Ташкентом. По мнению действительного государственного советника РФ 1 класса Модеста Колерова, демонстративная обнажённость, лояльность, заинтересованность высших властей Узбекистана в общении с не самым высшим представителем США — наводит на грустные выводы: Узбекистан крайне нуждается экономически и складывает все политические «яйца в одну корзину» США.

ИА REGNUM: США явно интенсифицируют свою работу в регионе — переносят центр в Узбекистан, начинают двигать фишки в рамках Большого ближнего Востока и в частности, в подпроекте — «Новый Шелковый путь». Чего ждать от этих передвижений в регионе в ближайшем будущем?

«Новый Шёлковый путь» — не более чем риторический проект, экономически бессмысленный без руководящего подключения к нему Китая. Это значит, что проект является политическим и военным проектом США, прямо, даже зрительно направленным против Китая, против китайского Синьцзянь-Уйгурского автономного района (СУАР) с целью подключения тюрко-мусумального населения СУАР к будущему масштабному взрыву, который будет реализован по уже известному в арабском мире сценарию под руководством США. Все страны Средней Азии в этом проекте (за исключением, может быть, Туркмении) — Казахстан, Узбекистан, Таджикистан, Киргизия — рассматриваются как «расходный материал», «пушечное мясо» будущей атаки на Китай. Как часть тех самых «глобальных Балкан от Косово до Синьцзяна», о которых цинично говорил ещё внешнеполитический планировщик Барака Обамы — нетленный Бжезинский.

ИА REGNUM: Дайте оценку визиту Роберта Блейка.

С одной стороны, это не самый принципиальный ход в ряду политических и военных визитов представителей США и их союзников по НАТО и в ЕС, начавшихся почти сразу после кровавых событий в Андижане, летом 2005 года. С другой стороны, степень демонстративной обнажённости, лояльности, заинтересованности высших властей Узбекистана в общении с не самым высшим представителем США — наводит на грустные выводы: Узбекистан крайне нуждается экономически и складывает все политические «яйца в одну корзину» США. Ислам Каримов — выдающийся мастер среднеазиатской политики и потому должен понимать, что это не гарантирует его лично от повторения судьбы, как минимум, Хосни Мубарака. Но идёт путём Мубарака. Значит, положение его отчаянное.

ИА REGNUM: Как вы оцениваете потенциал оперативного центра в Ташкенте по регулированию региона?

У США нет задачи «регулирования»: перед США стоит задача разжигания и управления «контролируемым конфликтом». И эта задача будет решена, ибо любой хаос в регионе можно будет зачесть, как нужный результат — создание стабильной угрозы Китаю.

ИА REGNUM: Как приоритетное присутствие США в Узбекистане отразится на политике его соседей?

Оно вызовет глубочайшую ревность в Казахстане (Издания, близкие к партии власти в Казахстане уже начали соответствующую информационную работу — прим. ИА REGNUM) и предельно траурные настроения в Таджикистане и Киргизии. Ибо обе последние страны поставлены США перед страшным историческим выбором: стать протекторатами американского Узбекистана или стать частями расчленяемого американского Афганистана. Ни у кого из них в этой ситуации нет хорошего выбора.

ИА REGNUM: Насколько велико будет влияние России на эти новые процессы в Средней Азии и влияние новой Средней Азии на Россию?

У России уже нет никаких прямых, реальных, выходящих за пределы монетарных и дипломатических, ресурсов влияния на ситуацию в регионе, за исключением влияния неизбежно — в силу Таможенного союза — в союзном России Казахстане. Думаю, России и Казахстану придётся срочно ещё более надёжно обустраивать южную границу Таможенного союза, совпадающую с южной границей Казахстана. И России придётся влиять косвенно: принимать срочные решения о способах масштабной легализации трудовых мигрантов из Таджикистана, Узбекистана и Киргизии в России. Многим из них придётся вернуться. Не исключено, что вопрос о визовом режиме с этими странами станет главным предметом их двусторонних отношений с Россией.

Об этом сообщает Военное обозрение.

Матвиенко не поддержала введение виз для стран Средней Азии
Спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко выступила против введения визового режима со странами Средней Азии после инцидента на Хованском кладбище, так как нет связи ЧП с миграционной политикой.

Отношения России и стран Средней Азии — обзор СМИ за февраль
ИА REGNUM представляет обзор наиболее значимых событий во взаимодействии России со странами Средней Азии в феврале 2016 года на основе анализа сообщений региональных СМИ.

Отношения России и стран Средней Азии — обзор СМИ за январь
ИА REGNUM представляет обзор наиболее значимых событий во взаимодействии России со странами Средней Азии в январе 2016 года на основе анализа сообщений региональных СМИ.

Сенатор потребовал визы для стран Средней Азии после убийства в Сызрани
Первый заместитель председателя комитета Совета Федерации по обороне и безопасности Франц Клинцевич считает, что необходимо ввести визовый режим с рядом стран Средней Азии.


  • США,
  • Регион,
  • Узбекистан,
  • Экмическа,
  • Казахстан
Комментировать публикацию через Постсовет:
Комментарии (0) RSS свернуть / развернуть

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.


Комментировать публикацию через Вконтакте: