Тяжелый авианесущий крейсер проекта 1143.5 «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов»

Начало проектных работ по созданию крейсера проекта 11435 — 1978 год.

Работы ведутся ленинградским ПКБ. Первый вариант – усовершенствованный аванпроект тяжелого авианесущего крейсера 1143. Проектирование ведется согласно научно-исследовательской работы под названием «Ордер», являющейся военно-экономическим обоснованием авианесущего крейсера с ядерной установкой проекта 1160.



Проектирование велось на основе следующих проектов:
— аванпроект 1160 – авианосец водоизмещением 80 000 тонн;



— проект 1153 – большой крейсер с авиационным вооружением (50 ЛА), водоизмещением 70 00 тонн. Заложенных и построенных кораблей нет;
— проектный авианосец рекомендованный Минсудпромом, водоизмещение 80 000 тонн, самолетов и вертолетов до 70 единиц;
— проект 1143М – авианосец, имеющий на вооружении сверхзвуковые самолеты типа Як-41. Это третий авианосный корабль проекта 1143 – 1143.3. Был заложен с 1975 году, принят в 1982 году, выведен из строя в 1993 году;
— проект 1143А – авианосец проекта 1143М с увеличенным водоизмещением. Четвертый построенный авианесущий крейсер. Заложен в 1978 году, принят в 1982 году. С 2004 года проходила модернизация корабля для Индийских ВМС. Принят в состав ВМС Индии в 2012 году.
— тяжелый авианесущий крейсер проекта 11435 – это следующая пятая модификация проекта 1143 и пятый, построенный авианесущий крейсер.

В октябре 1978 года, постановлением Совета Министров Советского Союза было поручено Министерству Обороны, дать тактико-техническое задание на проект корабля 11435, Министерству судовой промышленности выдать эскизный проект и технический проект к 1980 году. Предположительное начало серийного строительства кораблей проекта 11435 – 1981 год, окончание – 1990 год. Закладка и строительство кораблей — стапель «О» николаевского судостроительного завода.

Эскизный проект подготовили к 1979 году, в этом же году его одобрил главнокомандующий ВМФ С.Горшков. Через несколько месяцев, в 1980 году, глава военного ведомства Д.Устинов подписывает директиву генерального штаба, в которой говорилось о необходимости изменения проекта 11435. Теперь срок готовности технического проекта отодвигался на 1982 год, строительство на 1986-91 года. В апреле 1980 года, главнокомандующий ВМФ С.Горшков утверждает тактико-техническое задание с внесенными изменениями проекта. Летом 1980 года все задействованные стороны – министерство судовой промышленности, министерство авиационной промышленности, военно-воздушные силы и военно-морской флот, признают разработку проекта корабля 11435 полностью выполненной.

Однако изменения проекта продолжаются. Использовать на корабле проекта 11435 авиационное вооружение прорабатывалось согласно постановления Совета Министров Советского Союза. В конце 1980 года ЦНИИ военного кораблестроения корректирует тактико-техническое задание на проект корабля 11435. Тогда же принимается решение о постройке второго корабля проекта 1143.4 (1143А) вместо корабля проекта 11435. Однако в дальнейшем проект снова дорабатывают — технический проект 1143.42. В начале весны 1981 года от ГУК ВМФ на николаевский судостроительный завод поступает договор на производство заказа 105. Осенью 1981 года в проект корабля внесли изменения – водоизмещение увеличили на 10 тысяч тонн. Далее в проект вносятся следующие изменения:
— установка на борт корабля ПКР «Гранит»;
— увеличение авианесущего вооружения до 50 единиц;
— трамплинный взлет самолетов без использования катапульты;

Окончательный технический проект 11435 был готов к марту 1982 года. Принят постановлением Совета Министров Советского Союза № 392-10 от 7.05.1982 года.

1 сентября 1982 года корабль проекта 11435 заложили на модернизированном стапеле «О» николаевского судостроительного завода и присвоили название «Рига» и заводским номером 105. Через два месяца корабль переименовывают в «Леонид Брежнев». В декабре 1982 года началась установка 1-го блока корпусной конструкции. Кстати, это был первый корабль, состоящий из 24-х блоков корпуса. Блоки шириной корпуса, длиной 32 метра, высотой 13 метров, весом до 1.7 тонны. Надстройки корабля также устанавливались в виде блока.

Все двигательные и энергетические системы были заказаны на 1983-84 год. Их монтаж и установка велась на уже частично собранном корпусе, что привело к вскрытию палуб и некоторых переборок и сильно замедлило весь процесс строительства. Первые фотографии нового корабля, сделанные со спутника, появились во французской прессе в 1984 году, готовность ТАКР на этот год составляла 20 процентов.



Корабль спущен со стапеля в конце 1985 года, вес корабля не превышал 32 тысяч тонн, готовность корабля оценена на 35.8 процентов. В 1986 году главным конструктором проекта 11435 назначают П.Соколова. В середине 1987 года корабль снова переименовывают – теперь он стал называться ТАКР «Тбилиси», готовность корабля оценивается в 57 процентов. Идет задержка построения корабля (ориентировочно на 15 процентов) из-за срыва поставок различного оборудования. На конец 1988 года готовность ТАКР оценивается на 70 процентов. Ориентировочная стоимость корабля на 1989 год составила около 720 миллионов рублей, из них почти на 200 миллионов идет задержка поставок оборудования и систем. В этом же году был назначен новый главный конструктор Л.Белов, готовность корабля оценена на 80 процентов. На корабле установлено около 50-ти процентов радиоэлектронного оборудования и систем, большая часть оборудования прибыла на корабль в 1989 году.

Первый морской выход корабля произвели 20.10.1989 года. Его разрешили официально все участники проекта. Из готовых решений на корабле, было готово к применению авиакрыло. Выход корабля был завершен 25.11.1989 года. Испытания авиакрыла начинаются 1.11.1989 года – Су-27К первым совершил посадку на взлетно/посадочную палубу. Сразу после посадки произвел взлет с палубы ТАКР МиГ-29К.



Укомплектования корабля вооружением и радиоэлектронным оборудованием закончено к 1990 году, полная готовность корабля оценивается на 87 процентов. Ходовые заводские испытания были проведены весна-лето 1990 года. В октябре 1990 года корабль последний раз меняет свое название, которое носит и поныне – ТАКР «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов». За время 1-го этапа проводимых испытаний корабль успешно прошел более 16 тысяч миль, более 450 раз взлетали самолеты с палубы корабля. Госиспытания первого ТАКР проекта 11435 окончены 25.12.1990 года, после которых его принимают в состав ВМФ. Дальнейшие испытания корабля проходили до 1992 года на Черном море, после которых он уходит в состав Северного флота.


Проектное развитие корабля:
— усовершенствование проекта 1143 – было предложено пять вариантов, основные прорабатываемые узлы: катапульта, аварийный барьер, аэрофинишеры, КТУ. Водоизмещение до 65 000 тонн. Основное вооружение: 12 пусковых ПКР «Гранит»;



— проект 1143.2 – следующий вариант усовершенствования корабля. Основные прорабатываемые узлы: две катапульты, увеличенный ангар, летная палуба. Водоизмещение до 60 000 тонн. Основное вооружение: авиакрыло в составе 42 ЛА (часть из которых возможно вертолеты);
— эскизный вариант проекта 11435 – предложенный вариант прорабатывали по возможности докования. Водоизмещением до 65 000 тонн. Вооружение – авиакрыло из 52 машин (30 самолетов и 22 вертолета) и 12 пусковых ПРК «Гранит»;
— проект 11435 (Устинова-Амелько) – изменения проекта корабля по требования министерства обороны. Прорабатываемы узлы: трамплин, КТУ или АЭУ проектов 1143.4/1144. Водоизмещение до 55 000 тонн. Основное вооружение: 12 пусковых ПКР «Гранит» и авиакрыло из 46 самолетов типа Як-41;
— проект 11435 (ЦНИИВК) – подкорректированный проект ЦНИИ военного кораблестроения. Водоизмещение до 55 000 тонн. Прорабатываемые узлы: добавлена катапульта резерва, уменьшена конструкция корпуса, уменьшен запас топлива для авиакрыла. Основное вооружение: авиакрыло в составе 46-ти ЛА (укороченные и вертикально взлета типа Як-41).
— проект 114342 – подкорректированный проект в пользу второго корабля проекта 1143.4. Водоизмещение до 55 000 тонн. Прорабатываемые узлы: увеличение палубы, катапульта. Основное вооружение: авиакрыло в составе 40-ка ЛА (присутствуют самолеты ДРЛО), ПКР «Базальт»;
— проект 114342 (корректировка МО) – откорректированный проект по решению военного ведомства. Водоизмещение до 65 000 тонн. Прорабатываемые узлы: трамплин. Основное вооружение: 12 пусковых ПКР «Гранит», авиакрыло в составе 50-ти ЛА.


Устройство и конструкция ТАКР проекта 11435
Конструктивно корабль состоит из 24-х блоков, весом около 1.7 тысячи тонн. Корпус сварного исполнения с 7-ю палубами и 2-мя платформами. При строительстве корабля использовали два крана «Кане» финского производства, грузоподъемность каждого 900 тонн. Корпус корабля покрыт специальным радиопоглощающим покрытием. Если условно поделить корабль на этажи, то их количество составит 27 этажей. Всего внутри корабля выполнено 3857 помещений различного назначения, из которых отметим: каюты 4-х классов – 387 помещений, кубрики – 134 помещений, столовые – 6 помещений, душевые – 50 помещений. При строительстве корабля было использовано более 4 тысяч километров кабельных трасс, 12 тысяч километров труб различного назначения. Корабль получил сквозную палубу площадью более 14 000 м2 с трамплином под углом 14.3 градуса в носовой части корабля. На трамплине и кромках углов палубы установлены профилированные обтекатели. На взлетную палубу самолеты доставляются 40-тонными подъемниками (правый борт) на нос и корму корабля. Ширина палубы – 67 метров. Участок посадочной полосы длиною 205 метров и шириной 26 метров расположен под углом 7 градусов. Поверхность палубы покрыта специальным противоскользящим и термостойким покрытием «Омега», а участки вертикального взлета/посадки покрыты термостойкими плитами «АК-9ФМ». С левой и правой стороны от пусковых идут две взлетные полосы (длина разбега 90 метров), которые сходятся в верхнем окончании трамплина. Третья взлетная полоса длиной 180 метров (левый борт ближе к корме). Для обеспечения защиты обеспечивающего персонала и ЛА от взлетающих самолетов на палубе используют дефлекторы с охлаждением. Для посадки ЛА на палубу используют аэрофинишеры «Светлана-2» и аварийный барьер «Надежда». Посадку самолета осуществляют с помощью радиосистемы ближней навигации и системы оптической посадки «Луна-3». Закрытый ангар длиною 153 метра, шириною 26 метров и высотою 7.2 метра вмещал 70 процентов штатного авиакрыла. В нем так же хранятся тягачи, пожарные машины специальный комплекс средств для обслуживания ЛАК. В ангаре выполнена цепная полуавтоматическая система транспортировки штатных ЛА, транспортировка ЛА на палубе производится с помощью тягачей. Ангар разделен на 4-е отсека складными огнеупорными шторами с электромеханическим управлением, для обеспечения противопожарной безопасности. Конструктивная защита надводной части корабля экранированного типа, внутренние защитные преграды – композитные конструкции по типу сталь/стеклопластик/сталь. Основным материалом выбрали высокопрочную сталь (предел текучести 60 кгс/мм2). Цистерны авиатоплива, топлива и боезапаса защищены с помощью локального коробчатого бронирования. Впервые при строительстве отечественных кораблей применяют подводную конструктивную защиту. Глубина ПКЗ около 5 метров. Из 3-х продольных перегородок, вторую была бронированной многослойного типа. Непотопляемость обеспечивалась при затоплении 5-ти смежных отсеков, длиной не более 60 метров.


Силовая – котлотурбинного типа, состоящая из 8-ми новых паровых котлов, 4-х главных турбозубчатых агрегатов ТВ-12-4, обеспечивающих общую мощность 200 000 л.с. Движители – 4-е винта с фиксированным шагом.

Энергетика – 9-ть турбогенераторов, общей мощностью 13500 кВт, 6-ть дизельных генераторов общей мощностью 9000 кВт.

Вооружение и оснащение ТАКР проекта 11435
12-ть подпалубных ПУ ударного ПКР «Гранит» размещены у самого основания трамплина. Пусковые прикрыты бронекрышками заподлицо с палубой. Системы постановки помех 4 ПУ ПК-10 и 8 ПУ ПК-2М с боекомплектом 400 выстрелом (СУ Терция).



Зенитное вооружение корабля – 4-е модуля зенитно-ракетного комплекса «Кинжал» с боезапасом 192 ракеты, 8-мь модулей ЗРАК «Кортик» с боезапасом 256 ракет, 48 000 снарядов. Модули установлены побортно, обеспечивая круговой обстрел воздушных объектов противника.



Артиллерийское вооружения корабля – три батареи АК-630М с боезапасом 48 000 боеприпасов.

Противоторпедное вооружение корабля – две 10-ти ствольные установки «РБУ-12000» установленные в корме побортно. Боезапас 60 РГБ.

Авиакрыло – по проекту 50 ЛА. На 2010 год в его составе находились 18 Су-33, 4 Су-25Т, 15 Ка-27 и 2 Ка-31.

Радиотехническое вооружение и оборудование корабля – 58 систем и комплексов, основные из них:
— БИУС «Лесоруб»;
— СОИ «Тройник»;
— комплекс удаленных целеуказаний «Коралл-БН»;
— многофункциональный РЛК «Марс-Пассат» с фазированной антенной решеткой;
— трех координатная РЛС «Фрегат-МА»;
— двух координатная РЛС «Подкат» обнаружения низколетящих воздушных объектов;
— комплекс навигации «Бейсур»;
— оборудование связи «Буран-2»;
— станции активных помех МП-207, МП-407, ТК-Д46РП;
— РЛС «Резистор» управление полетами;
— комплекс радиоэлектронной борьбы «Кантата-11435»;
— комплекс гидроакустики «Полином-Т»;
— станции гидроакустики «Звезда-М1», «Амулет», «Алтын»;
— навигационные радиолокационные станции «Наяда-М», «Вайгач-У»;
— станция звукоподводной связи «Штиль»;
— система космической связи «Кристалл-БК»;
— система боевого управления ЛА «Тур-434»;
— телевизионная система посадки «Отведок-Раскрепощение»;
— станция наведения «Газон»;
— система автоконтроля «Контроль»;



Антенные устройства большинства систем и комплексов размещены на надстройке корабля. Радиосредства приемо-передачи — более 50 единиц. Это 80 трактов приема-передачи информации и данных, большая часть которых может работать в одно время.

Вспомогательное оборудование насчитывает более 170 наименований и состоит из 450 отдельных единиц.

Спасательные средства корабля – командирский катер проекта 1404, два катера проекта 1402-Б, два 6-ти весельных яла (проект ЯЛ-П6), 240 ПСН-10М (спасательные плотики в контейнерах).

Основные характеристики ТАКР «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов»:
— длина – 304.5 метра;
— ширина КВЛ/палуба – 38/72 метра;
— осадка – 10.5 метра;
— высота трамплина над водой – 28 метров;
— водоизмещение стандарт/полн/макс – до 46000/59000/67000 тонн;
— скорость эконом/макс – 18/32 узла;
— дальность эконом/макс хода – 8000/3800 миль;
— автономное плавание – 1.5 месяца;
— личный состав корабля экипаж/летный состав – 1533/626 человек.



В этом году ТАКР «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов»:
— 08 января – в составе корабельной авианосной группы ВМФ РФ вошел с Сирийский порт Тартус с официальным дружеским визитом;



— 16 февраля – в составе корабельной авианосной группы ВМФ РФ завершил поход по Средиземному морю и возвращается к месту приписке. Городу Североморск;
— 2012-17 гг – должна начаться модернизация корабля, работы будут проводиться производственным объединением «Севмаш».


Источники информации:
militaryrussia.ru/blog/topic-5.html
flot2017.com/item/opinions/55248
www.atrinaflot.narod.ru/2_mainclassships/01_takr_11435/0_11435_1.htm
www.youtube.com/watch?v=163tmz19FQI

Об этом пишет сегодня Военное обозрение.

Битва авианосцев
«Адмирал Кузнецов», «Ляонин», «Нимитц»: кто чего стоит По степени соответствия боевой эффективности корабля его предназначению наш авианосец уступает «американцу» в локальных конфликтах около 14 процентов, в крупномасштабной войне – примерно 10 процентов.

ПРОВЕРЬ Корабли Армагеддона. Тяжелые авианесущие крейсера проекта 1143
Читая статью «Самые абсурдные корабли в истории военно-морского флота», вышедшую из под пера уважаемого Олега Капцова, я с удивлением обнаружил, что в перечень номинантов «военно-морского абсурдизма» попали советские тяжелые авианесущие крейсера проекта 1143.

Адмирал флота Советского Союза Троцкий
Атомный ракетный крейсер «Фрунзе», снимок сделан 25 мая 1986 года.

Тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов» возвращается в строй после ремонта
Пресс-служба Северного флота (СФ) сообщила о завершении восстановления систем и механизмов тяжелого авианесущего крейсера (ТАВКР) «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов», который покинет порт Мурманска еще до конца текущей недели.


  • Корабль,
  • Проект,
  • Тонна,
  • МЕТР,
  • Процент
Комментировать публикацию через Постсовет:
Комментарии (0) RSS свернуть / развернуть

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.


Комментировать публикацию через Вконтакте: