Престиж, нефть, Китай

Эти и другие мотивы побуждают Японию трансформировать силы самообороны в полноценную армию

Долгое время после окончания Второй мировой войны японская политика в области национальной безопасности базировалась на доктрине бывшего премьер-министра Сигэру Ёсиды, предусматривавшей существенное ограничение военных расходов и укрепление союза с США в целях ускоренного экономического развития страны под американским «ядерным зонтиком».


В Японии и сегодня имеется немало сторонников дальнейшей ориентации на доктрину Ёсиды и поддержания существующего статус-кво во взаимоотношениях с Вашингтоном.

Вместе с тем с начала 1990-х гг. актуализировался вопрос об укреплении японских Сил самообороны. Это обусловливалось изменениями в системе международных отношений в результате распада СССР, нарастанием напряженности на Корейском полуострове, а также стремлением США повысить роль и ответственность Японии в рамках американо-японского союза.

Сегодня Япония активно участвует в миротворческих операциях по всему миру. Кроме того, в начале 2000-х гг. Япония оказывала активную поддержку силам коалиции, действовавших в Афганистане и Ираке. Каким же образом получилось, что страна, которая по Конституции не имеет права содержать вооруженные силы, активно участвует в операциях ООН по поддержанию мира и оказывает тыловую поддержку США и их союзникам в ходе проведения гуманитарных операций в различных уголках мира? На каких условиях Силы самообороны Японии участвуют в данных операциях и какие основные функции они выполняют? И самое главное, какие основные цели преследует японское руководство, направляя национальные подразделения за рубеж?

КОНСТИТУЦИЯ ЯПОНИИ И ПРАВО НА САМООБОРОНУ

Созданные в 1954 г. Силы самообороны всегда избегали называть армией, памятуя о положениях 9 статьи Конституции Японии, исключающих возможность обладания полноценными вооруженными силами с наступательным потенциалом. Поэтому формально Силы самообороны являются специальной гражданской организацией, в реальности выполняющей функции вооруженных сил. Сегодня с юридической точки зрения существование Сил самообороны японское руководство трактует как реализацию неотъемлемого права каждой страны на самооборону.

Конституция Японии не регулирует вопрос о допустимости участия японских национальных подразделений в коллективной обороне. В Белой книге по обороне Японии за 2011 г. отмечается, что согласно Конституции страна обладает правом на минимальную необходимую оборону, рамки которой определяются исходя из складывающейся международной ситуации. Кроме того, сторонники расширения зарубежного присутствия Японии часто апеллируют к положениям Преамбулы Конституции Японии, в которой отмечается стремление японского народа «занять почетное место в международном сообществе, стремящемся сохранить мир и навсегда уничтожить на Земном шаре тиранию и рабство, угнетение и нетерпимость». Данные положения трактуются как действительное и деятельное участие в международном сотрудничестве по борьбе со стихийными бедствиями, гуманитарными катастрофами, борьбе с терроризмом и т.д. Активное участие при этом противопоставляется замкнутому существованию – невооруженному нейтралитету и неактивному пацифизму, – при котором японская сторона лишь выделяет денежные средства на поддержание действий мирового сообщества. Подобная позиция родилась как под давления со стороны США, так и под воздействием внутренних противоречий в политической элите Японии.


Силы самообороны Японии пока еще формально являются специальной гражданской организацией.

Существующие сегодня в Японии законы уже составляют хорошую базу для обеспечения зарубежных операций Сил самообороны. Формально эти законы не противоречат национальной Конституции, так как в них не признается право на использование вооруженной силы и содержится целый ряд других ограничений. Следует также отметить, что первые законы принимались при серьезном противодействии оппозиции, и их принятие во многом было связано со значимыми международными событиями, например, такими, как теракты 11 сентября 2001 г. в США. Вместе с тем сам по себе факт наличия подобного законодательства, представляющего собой, по сути, гибкую интерпретацию конституционных норм, свидетельствует о серьезном развитии оборонной политики Японии и расширении сферы ответственности Сил самообороны на протяжении 20 лет.

К таким законам следует отнести: Закон о Силах самообороны (№65 от 1954 г.); Закон о сотрудничестве с силами ООН по поддержанию мира (№79 от 1992 г.); Закон об особых мерах против террора (№113 от 2001 г.); Закон об особых мерах, направленных на гуманитарную и восстановительную помощь и поддержку безопасности в Ираке (№137 от 2003 г.); Закон об особых мерах технической поддержки (№1 от 2008 г.); Закон о мерах по противодействию пиратству (№55 от 2009 г.).

ГЕОГРАФИЯ ЗАРУБЕЖНОГО ПРИСУТСТВИЯ ЯПОНИИ ЗА ПОСЛЕДНИЕ 20 ЛЕТ

В декабре 2011 г. исполнилось 20 лет с момента формального начала осуществления Силами самообороны Японии операций за рубежом: в декабре 1991 г. японское правительство направило в район Персидского залива группу минных тральщиков, внеся, тем самым, свой вклад в ликвидацию последствий первой войны в Заливе.

Исходя из положений «Основных направлений программы национальной обороны», действующего законодательства Японии, а также ее обязательств перед ООН и США, все операции Сил самообороны последнего времени можно подразделить на несколько категорий:

1. Международное сотрудничество в сфере миротворчества: операции по поддержанию мира (ОПМ); гуманитарные миссии; миссии наблюдателей на выборах.

2. Логистическая и тыловая поддержка коалиционных сил в Ираке и Афганистане.

3. Международное сотрудничество по борьбе с пиратством.

В 1990-х гг. контингент Сил самообороны Японии задействовался в миссиях и операциях по поддержанию мира в Анголе, Руанде, Мозамбике, на Голанских высотах, Восточном Тиморе. В его задачи входило оказание помощи беженцам, транспортные услуги, осуществление восстановительных работ, предоставление консультаций, выполнение функций наблюдателей.

В первой половине 2000-х гг. интенсивность зарубежных операций японских подразделений резко возросла в связи с присоединением Японии к антитеррористической коалиции. Теракты 11 сентября 2001 г. в США послужили для Токио стимулом к принятию решения об отправке японского контингента в Индийский океан и Ирак для оказания логистической и тыловой помощи коалиционным силам.

Операции в Индийском океане и Ираке всегда стояли особняком в общем ряду зарубежных миссий Сил самообороны. Операция японского контингента в Индийском океане в поддержку действий коалиционных сил в Афганистане проводилась с ноября 2001 г. по январь 2010 г. Ее основной задачей являлось обеспечение топливом морских судов и авиационных средств сил коалиции, предоставление транспортных услуг. Кроме того, в начале 2000-х гг. в данный перечень в соответствии с «Основным планом» проведения операции включались медицинские услуги, ремонтные работы, а также снабжение необходимым оборудованием, для чего иностранным судам разрешалось заходить в порты Японии.

Наибольший резонанс в японских политических и общественных кругах в связи с данной операцией вызвало направление в Индийский океан в составе группы национальных морских Сил самообороны эсминца УРО для участия в эскорте дозаправочных судов. Включение этого эсминца в состав эскортной группы правительство страны оправдывало необходимостью обеспечения эффективной защиты кораблей-дозаправщиков. Однако, как полагают эксперты, такое решение было принято, прежде всего, в целях проверки готовности японской общественности принять те или иные инициативы в рамках проведения национальными формированиями зарубежных операций, а также для отработки маршрутов движения японских судов в Индийском океане.

Контингент сухопутных Сил самообороны Японии участвовал в гуманитарной миссии в Ираке с 2004 по 2006 гг. В его задачи входило восстановление пунктов первичной медицинской помощи, обучение медперсонала, реконструкция жизненно важных магистралей, снабжение пресной водой. Японские воздушные подразделения находились в Ираке вплоть до 2008 г. в соответствии с «Основным планом» операции, выполняя функции по транспортировке, а также снабжению своих и коалиционных сухопутных формирований.

Особенность иракской операции Сил самообороны Японии состояла в том, что, по сути, она проводилась на территории, где не исключалась вероятность возникновения прямого вооруженного конфликта, что негативно отразилось на восприятии данной акции японским общественным мнением.

Сегодня же основными направлениями зарубежной деятельности японских подразделений стала борьба с пиратством, участие в гуманитарных миссиях, операциях по поддержанию мира.


Универсальный транспорт-снабженец морских Сил самообороны Японии «Токива» заправляет корабль ВМС США в рамках операции «Несокрушимая свобода».

СОТРУДНИЧЕСТВО С СИЛАМИ ООН ПО ПОДДЕРЖАНИЮ МИРА

Участие Сил самообороны Японии в операциях по поддержанию мира под эгидой ООН положило начало их зарубежному присутствию. В настоящее время данное направление является наиболее активно развивающимся и перспективным, что обусловлено наличием соответствующей правовой базы и одобрением общественности страны. Кроме того, оно способствует поддержанию позитивного имиджа Японии на мировой арене и укреплению ее позиций в важных для японской внешней политики регионах мира.

При проведении ОПМ Силы самообороны руководствуются в первую очередь Законом о сотрудничестве с силами ООН по поддержанию мира, принятым в 1992 г. Основная идея Закона заключается в расширении возможной сферы деятельности Сил самообороны (исключая участие в военных действиях).

Данный Закон устанавливает 5 обязательных принципов участия японских Сил самообороны в зарубежных операциях:

1. Стороны конфликта, на территории которых будет проводиться ОПМ, достигли соглашения о прекращении огня.

2. Согласие на проведение операции, как и на участие в ней Японии, дано страной, где будет проводиться операция, а также сторонами конфликта.

3. Основу ОПМ должен составлять принцип беспристрастности к сторонам конфликта.

4. В случае нарушения любого из вышеперечисленных условий Парламент Японии оставляет за собой право на вывод подразделений Сил самообороны.

5. Вооруженная сила может применяться только в случаях самообороны персонала японских подразделений, участвующих в ОПМ.

Выработка этих принципов стала, с одной стороны, необходимым компромиссом для политических партий Японии, а с другой – позволила создать базу для дальнейшего развития законодательных инициатив в сфере зарубежных операций. Наиболее важными из данных принципов являются проведение ОПМ на территориях, где больше не ведутся боевые действия (достигнуто соглашение о прекращении огня), и ограничения на применение оружия.

В период с 1992 г. по настоящее время было проведено порядка 26 различных миссий в сотрудничестве с ООН, из них порядка 17 – гуманитарные операции и ОПМ. Японские подразделения приняли участие в миссиях в Анголе, Камбодже, Мозамбике, Сальвадоре, Руанде, на Голанских высотах, на Восточном Тиморе, в Судане. Кроме того, воздушные Силы самообороны задействовались в операциях по транспортировке афганских и иракских беженцев в период проведения в этих странах военных акций войсками многонациональной коалиции.

Основными функциями подразделений Сил самообороны в таких операциях являлись мониторинг соблюдения соглашения о прекращении огня, восстановительные работы, предоставление консультаций местным полицейским, техническая координация транспортных операций, оказание медицинской и иной помощи беженцам.

Подобные операции имеют отношение, прежде всего, к гражданской сфере. Тем не менее сотрудничество с подразделениями других стран, присутствие наблюдателей от оборонного ведомства Японии подразумевало также накопление и обмен опытом в вопросах обороны.

В активной стадии сейчас находятся операции на Восточном Тиморе, Гаити, Голанских высотах. В январе 2012 г. японские Силы самообороны также присоединились к операции по поддержанию мира и оказанию гуманитарной помощи в Южном Судане. Подразделение размещено в столице Южного Судана – Джубе, и преимущественно выполняет инженерные восстановительные работы.

Таким образом, сотрудничество с ООН по линии миротворчества постоянно поддерживается японской стороной. Интерес Токио к подобным операциям обусловлен следующими факторами:

— желанием развивать свои Силы самообороны;

— намерением продемонстрировать активность Японии как члена ООН, заслуживающего включения в постоянный состав Совета Безопасности;

— определенным давлением со стороны США в целях расширения сферы деятельности Сил самообороны;

— ростом влияния Китая, в том числе на африканском континенте.


Патрульный самолет P-3C Сил самообороны Японии.

Значимость Африки для Японии объясняется среди прочего необходимостью диверсификации поставок энергоресурсов после аварии на АЭС «Фукусима» в марте 2011 г. В этой связи следует отметить, что участие подразделений Сил самообороны в гуманитарных миссиях и иных зарубежных операциях способствует налаживанию экономических связей и укреплению позиций страны на международной арене.

Нынешний кабинет министров Японии связывает дальнейшее развитие зарубежной деятельности Сил самообороны, в том числе, с ослаблением некоторых ограничений, наложенных Законом о сотрудничестве с силами ООН по поддержанию мира. Речь идет о возможном пересмотре упомянутых выше 5 принципов участия японских подразделений в ОПМ применительно к использованию оружия. Изменение законодательства в сфере операций по поддержанию мира может способствовать превращению Сил самообороны Японии в полноценные ВС. Однако для внесения подобных поправок в действующий закон правительству необходима серьезная поддержка в парламенте, в то время как сейчас разногласия по политическому курсу страны существуют даже в рамках правящей Демократической партии. Поэтому решение вопроса о расширении ответственности Сил самообороны требует длительных консультаций и мониторинга мнения общественности, где еще очень сильны пацифистские настроения.

ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ПИРАТСТВУ В АДЕНСКОМ ЗАЛИВЕ

Антипиратские кампании не являются для Сил самообороны чем-то абсолютно новым. Но операция в Аденском заливе отличается от других масштабами и удаленностью действий от национальных границ.

Активная деятельность по борьбе с пиратством началась в Японии еще в 2000 г., когда в стране состоялась первая региональная конференция по мерам противодействия пиратству и вооруженному захвату судов. В ее ходе среди прочего были достигнуты договоренности о проведении совместных учений с Индией, Сингапуром, Малайзией, Брунеем, Филиппинами. С японской стороны в этих учениях участвовали подразделения Береговой охраны. Кроме того, согласно договоренностям, в Академию Береговой охраны Японии приглашались иностранные студенты для прохождения стажировок.

В начале нового тысячелетия корабли японской Береговой охраны играли существенно более важную роль в обеспечении безопасности на море, в том числе и в противодействии актам пиратства, чем подразделения морских Сил самообороны. Они участвовали в операции по выдворению «шпионского» судна Северной Кореи из территориальных вод Японии в декабре 2001 г., конфликтах вокруг островов Лианкур, антипиратских акциях в Малаккском проливе.

По национальному законодательству морские Силы самообороны в данном плане обладали гораздо меньшими правами и выполняли, скорее, вспомогательные функции. Тогда не было необходимости создавать юридическую базу для их более активного привлечения к антипиратским акциям. Однако ситуация изменилась с обострением обстановки у побережья Сомали в 2009 г. Сегодня операция морских Сил самообороны Японии в Аденском заливе по противодействию пиратству находится в активной стадии и проводится на основе постоянно действующего Закона о мерах по противодействию пиратству от 2009 г., что позволяет говорить о формировании нового направления в деятельности морских сил.

При принятии решения о направлении подразделений морских Сил самообороны и подразделений Береговой охраны к побережью Сомали японское правительство руководствовалось соображениями обеспечения безопасности морских торговых путей, включая поставки энергоресурсов, обусловленными географическим положением страны.

В своем выступлении 19 июня 2009 г. по случаю принятия Закона о мерах по противодействию пиратству тогдашний премьер-министр Японии Таро Асо отметил: «Совет Безопасности ООН в ряде резолюций, включая резолюцию №1816, призвал государства направить свои военно-морские суда к побережью Сомали и в Аденский залив и принять соответствующие меры для противодействия актам пиратства. На этот призыв откликнулись многие страны и организации Европы, Северной Америки и Азии… Японское правительство также обязано начать проведение антипиратской операции у побережья Сомали, базируясь на положениях нового Закона, как можно скорее. Это делается, в первую очередь, для того, чтобы обеспечить безопасность на море в сотрудничестве со всем мировым сообществом». Премьер-министр еще раз подчеркнул, что «в соответствии с новым законом Япония будет иметь возможность защищать от пиратского нападения не только японские морские суда, но и суда других стран. Согласно положениям японского законодательства акт пиратства является уголовным преступлением и будет наказываться. В совокупности эти положения позволят более эффективно бороться с пиратством во взаимодействии со всеми заинтересованными странами».

Первые суда морских Сил самообороны Японии появились у побережья Сомали в целях эскорта своих торговых кораблей еще в марте 2009 г. Тогда их действия основывались на положениях Закона о Силах самообороны от 1954 г., позволяющих проводить эскортные операции. Однако полномасштабное присоединение японских подразделений к многонацион

Борьба за Китай: РФ опустилась на 3 место по поставкам нефти в КНР
Китай в июле текущего года импортировал из России на 14% меньшей нефти по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Нефть! Больше нефти! Китай и Индия штурмуют Иран
Доллар продолжает укрепляться относительно мировых валют, оказывая возрастающее влияние на нефтяные цены. По состоянию на 16 января, стоимость нефти марки Brent опустилась до 29.11 за баррель.

Россия обогнала Саудовскую Аравию и Анголу по поставкам нефти в Китай
В мае Россия обогнала Саудовскую Аравию по поставкам нефти в Китай. Ввоз российской нефти в КНР подскочил на одну треть, превысив 3,9 млн тонн.

Китай спасает нефть
Добыча нефти в Китае не успевает за ростом спроса на нее — страна вынуждена наращивать импорт сырья. Одну из главных ролей здесь играет Россия.


  • Самооборона,
  • СИЛА,
  • Операция,
  • Подделение,
  • Поддержание
Комментировать публикацию через Постсовет:
Комментарии (0) RSS свернуть / развернуть

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.


Комментировать публикацию через Вконтакте: