Проект 12440/12441/12441у – сторожевой корабль/СКР «Новик»/учебный корабль «Бородино»

История модификаций проекта:
— проект 12440 «Гром» — первый проект СКР, принятый в 1991 году;
— проект 12441 «Гром» — модифицированный проект сторожевика, принятый в 1994 году, начало строительства сторожевого корабля «Новик»;
— проект 12441у – последняя модификация проекта.


СКР становится учебным кораблем. Меняется название корабля на «Бородино», начало реализации проекта 2007 год.

Известные факты:
— 2000 год. В прессе появляется информация о том, что работы по строительству СКР «Новик» больше не ведутся, состояние готовности корабля оценено в 20 процентов;
— 23.03.2001 года. Становится известно о финансировании достройки сторожевика «Новик». Речь шла о 90 миллионах рублей. Появляются сообщения о готовности корабля в 7.4 процента. Это единственный корабль для ВМФ, строящийся на судостроительном заводе «Янтарь».
— 2002 год. В прессе упоминается о СКР проекта 12441 «Новик», его готовность уже оценена в 12 процентов;
— 15.03.2002 год. В прессе появилось сообщение, что командование военно-морским флотом РФ приняло решение в 2002 году остановить финансирование СКР;
— 2007 год. Принимается решение о перестройке СКР «Новик» в учебный корабль «Бородино» согласно проекта 12441у;
— 2010 год. В СМИ появились фотографии УК «Бородино», на которых заметно изменения корпуса. Его загрунтовали.
— середина 2011 года. Корпус недостроенного корабля (без видимых изменений), спустили на воду, освободив его стапель для закладки другого корабля

СКР проекта 12440
История данного корабля начинается с 1982 года, когда его начали проектировать как сторожевой корабль проекта 12440 «Гром». Основной разработчик ленинградское проектно-конструкторское бюро «Алмаз». Главный конструктор Л.Ельский. Основное предназначение сторожевика – охрана прибрежной зоны. СКР проекта 12440 получает расширенные ударные возможности, так как создавался в конкурентной борьбе с зеленодольским СКР Гепард проекта «11660». Зеленодольское проектно-конструкторское бюро создавало сторожевик в интересах экспорта для индийских ВМС. Основные отличия проектов – проект 12440 имел более мощные противокорабельные ракеты и вертолет.



Планировалось, что СКР проекта 12440 станет дальнейшим развитием корабля проекта 11660, для чего корпус и палубные надстройки выполняются по технологии малозаметности типа «Стелс». Из-за технических требований СКР получает относительно небольшое (для такого класса кораблей) водоизмещение в 2900 тонны. Поэтому конструкторы спланировали установку основного вооружения в противоположных концах корабля в 2-х группах: в носовой части корабля и кормовой части корабля (район вертолетного ангара). Если рассматривать такую компоновку с боку боевой живучести, то она не была совсем удачной – но имея на вооружение мощный противокорабельный ракетный комплекс, противолодочный ракетный комплекс и противолодочный вертолет, его можно было бы смело сравнивать с аналогичными зарубежными кораблями. Техпроект сторожевого корабля проекта 12440 был принят в 1991 году, окончательный вид проекта был готов в 1994 году, после чего началось строительство сторожевика по проекту 12441 Гром.

СКР проекта 12441
Первый заложенный 26 июля 1997 года СКР «Новик» являлся головным кораблем проекта, при закладке получил заводской номер 1900. В списки военно-морского флота СКР внесли 16 июля 1997 года. Строительство велось на калининградском судостроительном заводе «Янтарь». По планам должны были заложить второй и третий сторожевой корабль под названиями «Пересвет» и «Рюрик», однако реализовать планы, было не суждено. Ввести новый корабль в строй планировали в первых годах нового века, но в конце 90-х у командования ВМФ меняются приоритеты и подходы строительства новых кораблей, и строительство СКР проекта 12441 было остановлено. На начало 2000 года общая готовность корабля оставалась на уровне не более 20-ти процентов.



СКР проекта 12441 требовался для продолжительного патрулирования и поиска подлодок противника, защиты и охраны кораблей и судов при переходе морем и охраны прибрежных районов.

Вооружение проекта 12441:
— 6 УВП ПКРК «Оникс», (18 ракет 3М55) выполненных по бортам ангара для вертолета;
— 4 УВП ЗРК «Полимент» (32 ЗУР);
— 2 пусковые в 4-х контейнерном исполнении ПЛРК «Медведка» (8 ракет К77Р);
— универсальная АУ А-190 калибра 100-мм;
— 30 мм зенитный АК «Рой», состоящий из 2-х блоков по 6-ть стволов в каждом;
— противолодочный вертолет Ка-27;



Радиоэлектронное оборудование и вооружение:
— БИУС «Трон-Дипломат»;
— 3-х координатная радиоэлектронная станция МР-750 (Фрегат -МА);
— комплекс гидроакустики «Звезда-1» с антенной буксируемого типа и выполненных в бульбовом обтекателе.
— навигационная радиолокационная станция «Вайгач»;
— средства радиоэлектронной борьбы «Вымпел-Р2»;
— комплекс выстреливаемых помех ПК-10 «Смелый» 4х10 ПУ;
— комплекс выстреливаемых помех ПК-2 2х2 ПУ;
— РЛС УО «Гарпун»;
— комплекс навигации «Бейсур-М»;
— средства и аппаратура связи;
— аппаратура государственного опознавания;
— станция «Редут» с 4-мя антенными фазированными решетками (управление огнем ЗРК);

СКР получил корпус, с палубными надстройками выполненный с применением технологий «Стелс». Вертикальные поверхности надстроек имеют разные углы наклона и представляют собой специальные формы, что снижают радиолокационную заметность.



Силовая – газотурбинного типа с 2-мя маршевыми и 2-мя форсажными двигателями. Она дает возможность совершать переходы со скоростью до 57 км/ч, и дальностью до 4800 миль на крейсерской скорости.

Учебный корабль «Бородино» проект 12441у
В 2001 году начались работы по изменению проекта для возможности осуществления достройки корабля с вводом последнего в строй в 2008 году. Однако и этим планам не суждено было сбыться – видя невозможность достроить корабль в срок, в 2007 году, принимается решение, достраивать СКР как учебный корабль по проекту 12441у с названием «Бородино». На сегодня работы по достройке корабля если и ведутся, то очень незаметными темпами. Заметных сдвигов в последние несколько лет по достройке учебного корабля «Бородино» практически не было.



Многострадальный проект корабля, став в итоге проектом 12441у – учебный корабль под названием «Бородино», сохранил многие конструкционные элементы корпуса и палубных надстроек, но потерял значительную часть вооружения и средств РЭБ. Помещения для отдыха экипажа и каюты, будут переделаны для размещения будущих офицеров (курсантов) из военно-морских академий и училищ. Корабль будет оборудован соответствующей базой для испытаний различных видов как стоящего на вооружении оборудования и агрегатов, так и новых образцов.



Основные характеристики УК «Бородино»:
— водоизмещение норма/макс – 2560/2900 тонн;
— длина/ширина/осадка – 121/14.1/9.3 метра;
— силовая – 2 маршевых (М-62М) и 2 форсажных (М-90) газотурбины, общей мощностью 12 000 и 37 000 л.с;
— движительная установка – один вал с гребным винтом фиксированного шага;
— энергетическая установка – один дизельный генератор ДГ-800, три дизельных генератора ДГ-600;
— скоростные характеристики макс/крейсер – 31/12 узлов;
— дальность хода 4800 миль (12 узлов)/2500 миль (20 узлов);
— время автономного плавания до 30 суток;
— боевой экипаж 210 человек (35 офицеров).


Источники информации:
www.russianarms.ru/forum/index.php?topic=8920.0
militaryrussia.ru/blog/topic-14.html
forums.airbase.ru/2001/02/t20118--storozhevoj-korabl-proekta-12441u-borodino-ekh-novik-proekta.html

Об этом сообщает Военное обозрение.

Сторожевой корабль «Адмирал Эссен» прибыл в Кронштадт
Сторожевой корабль проекта 11356 «Адмирал Эссен» прибыл в Кронштадт в рамках государственных испытаний, сообщает Минобороны РФ. «Во время перехода представители заводской сдаточной команды совместно с экипажем корабля и членами государственной…

Начаты государственные испытания сторожевого корабля "Адмирал Эссен"
Пресс-служба судостроительного предприятия «Янтарь» (Калининградская область) распространила сообщение о начале государственных испытаний второго сторожевика «Адмирал Эссен» (проект 11356).

На «Янтаре» возобновлена постройка сторожевых кораблей
На Прибалтийском судостроительном заводе «Янтарь» (ПСЗ, входит в ОСК) возобновили строительство второй тройки сторожевых кораблей проекта 11356, в которых вместо украинских двигателей будут установлены российские, передаёт РИА Новости сообщение пресс-службы предприятия.

ФСБ заказывает три сторожевых корабля проекта 22460 для Береговой охраны Погранслужбы
Три пограничных сторожевых корабля проекта 22460 собирается закупить в/ч 55056.


  • Проект,
  • Корабль,
  • Комплекс,
  • Сторожевик,
  • Пресс
Комментировать публикацию через Постсовет:
Комментарии (0) RSS свернуть / развернуть

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.


Комментировать публикацию через Вконтакте: