Атомные торпедные и многоцелевые подводные лодки. Проект 671РТ

Несмотря на то, что большие АПЛ проекта 671 имели определенную «противолодочную» специализацию (до 77-го года атомные подлодки относились к крейсерским, а после 77-го года — к большим атомным подводным лодкам) все же являлись многоцелевыми кораблями, способными бороться с надводными судами противника.

При этом самыми сложными и важными целями являлись ударные американские авианосцы. В 1955 году в состав военно-морских сил США вошел авианосец нового поколения «Форрестол» имеющий водоизмещение 78 тыс. тонн. В дальнейшем американские ВМС быстро пополнились кораблями, которые имели близкие характеристики. В 1961 году в строй приняли первый в мире атомный авианосец «Энтерпрайз» имеющий водоизмещение 89,6 тыс. тонн. Одной из важнейших особенностей авианосцев США послевоенного поколения была усовершенствованная система противоторпедной защиты, во время создания которой реализовали богатый опыт американских ВМС, накопленный во время Второй мировой. А совершенствование противолодочных средств авианосных соединений, в частности — широкое применение вертолетов противолодочной обороны, внедрение новых мощных гидроакустических корабельных комплексов, буксируемых гидроакустических станций переменной глубины и управляемых противолодочных ракет (типа «Марафон», «Икара», ASROC), потребовало увеличения дальности использования торпедного противокорабельного оружия.



Для расширения боевых возможностей судов проекта 671 в борьбе с надводными судами (главным образом с ударными авианосцами) в ноябре 61-го года было принято совместное решение Министерства судостроительной промышленности и военно-морского флота об усилении торпедного вооружения за счет оснащения атомных подводных лодок новыми сверхмощными дальноходными 650-мм торпедами 65-76. Одна-две торпеды 65-76 были способны вывести из строя крупное боевое судно. Применение мощной ядерной боевой части значительно увеличивало потенциал данного оружия. Другой важнейшей особенностью данных торпед была способность преодолеть ими расстояние в 50 километров со средней скоростью около 50 узлов (по сей день ни одна торпеда зарубежного производства подобными возможностями не обладает).

Для установки на борту субмарины 671-го проекта крупногабаритного оружия потребовалось внести изменения в конструкцию судна, в частности, увеличить длину торпедного отсека.

Модернизированное судно оснащалось противолодочным ракетным комплексом «Вьюга», разработку которого начало в 1960 году свердловское ОКБ-9 Уралмашзавода (руководители проекта – главные конструкторы Ф.Ф. Петров и Н.Г. Кострулин). Ракета, которая входит в комплекс, должна выстреливаться из торпедного аппарата подлодок на глубине 50-60 метров, выходить из воды и доставлять ядерный боеприпас в район цели летя по баллистической траектории. Предусматривалось создание ракет калибров 650 мм («Вьюга-65») и 533 мм («Вьюга-53»).

1 — основная антенна ГАК «Рубин»; 2 — антенна ГАС «Арфа-М» (миноискания); 3 — 533-мм ТА; 4 — 650-мм ТА; 5 — торпедопогрузочный люк; 6 — носовой (торпедный) отсек; 7 — носовой аварийный буй; 8 — носовой люк; 9 — выгородка запасных торпед и устройства быстрого заряжания; 10 — запасная 533-мм торпеда; 11 — запасная 650-мм торпеда; 12 — цистерна беспузырной торпедной стрельбы; 13 — носовая дифферентная цистерна; 14 — аппаратная выгород­ка приборов управления ракетоторпедной и торпедной стрельбой «Ладога 1В-671РТ» и ГАК «Рубин»; 15 — АБ, 16 — носовая дифферентная цистерна; 17 — носовой горизонтальный руль с приводами; 18 — ЦГБ; 19 — второй (жилой) отсек; 20 — третий (центрального поста) отсек; 21 — антенны ГАК «Рубин»; 22 — ходовой мостик; 23 — перископ ПЗНГ-10М; 24 — перископ комплекса МТ-70-10; 25 — ПМУ антенны СОРС «Залив-П»; 26 — ПМУ антенны РЛК «Кас­кад»; 27 — ПМУ антенны радиопеленгатора «Завеса»; 28 — ПМУ антенны «Кипарис» (КСС «Молния»); 29 — прочная рубка; 30 — центральный пост; 31 — выгородки радиоэлектронного вооружения и акустиков; 32 — выгородки вспомогательного оборудования и общесудовых систем (трюмных насосов, насосов общесудовой системы гидравлики, преобразователи и кондиционеры); 33 — четвертый (реакторный) отсек; 34 — реактор с парогенераторами, циркуляционными насосами и цистернами биологической защиты; 35 — пятый (турбинный) отсек; 36 — паровая турбина; 37 — планетарный редуктор; 38 — главный упорный подшипник; 39 — конденсатор; 40 — шестой (электромеханический и вспомогательного оборудования) отсек; 41 — кормовой люк; 42 — кормовой аварийный буй; 43 — компрессоры системы ВВД; 44 — седьмой (жилой) отсек; 45 — восьмой (ГЭД и рулевых приводов) отсек; 46 — кормовая дифферентная цистерна; 47 — приводы горизонтальных рулей; 48 — вертикальные стабилизаторы.

Правительственным постановлением № 617-209 04.08.1969 года комплекс «Вьюга» с 533-миллиметровой ракетой 81Р приняли на вооружение военно-морского флота. Он был способен поражать подводные цели на дальности от 10 до 40 тыс. м. Необходимо отметить, что американский аналог «Вьюги», разработка ПЛРК Гудьир Эрспейс Корпорейшнл UUM-44A SUBROC, была начата в 58-м году и принята на вооружение американских ВМС в 1965 г. Он по сравнению с комплексом советской разработки имел несколько большую максимальную дальность стрельбы (около 50 тыс. м), что обуславливалось большей дальностью работы американского ГАК Рейтеон AN/BQQ-2 по сравнению с отечественным гидроакустическим комплексом «Рубин».

Во время модернизации проекта изменили некоторые технические элементы силовой установки атомной подводной лодки. Для дальнейшего снижения акустического поля автономные турбогенераторы и их обслуживающие механизмы а также турбозубчатый агрегат установили в едином агрегате на общей раме с амортизирующим двухкаскадным креплением.

Вместо 200-киловатного дизель-генератора постоянного тока субмарина получила более мощный 460-киловатный дизель-генератор. При вынужденном расхолаживании паропроизводящей установки обоих бортов этим обеспечивался в подводном положении ход под гребными электродвигателями или подзарядка аккумуляторных батарей.



Изменения в составе энергоустановки, усиление ракето-торпедного и торпедного вооружения, применение более совершенных новых средств управления торпедным огнем потребовали удлинения прочного корпуса на 8800 мм и увеличения диаметра на 100-500 мм. Это обусловило увеличение водоизмещения субмарины и незначительное снижение скоростных характеристик АПЛ.

В 63-и году начали проектирование модернизированной атомной подводной лодки (проект 671 РТ). Техдокументация на корабль была утверждена 15 июля 1967 года.

У субмарин проекта 671РТ по сравнению с лодками проекта 671 было несколько измененное расположение отсеков:
В первом отсеке размещались торпедные аппараты, провизионные и жилые помещения;
Во втором — кают-компания, каюты и столовая личного и мичманского составов, камбуз и ДУК (спец. система, которая обеспечивает выброс мусора за борт лодки);
В третьем — провизионные камеры, вспомогательные механизмы и центральный пост;
В четвертом — реакторы;
В пятом — блок ГТЗА-АТГ, пост энергоустановки и опреснительная установка;
В шестом — пароэжекторные холодильные установки, компрессоры, преобразователи ПР-501-2;
В седьмом — дизель-генератор и жилые помещения;
В восьмом — гребные электродвигатели, камбуз, приводы рулей, химический пост.

Корабль оснастили усовершенствованным гидроакустическим комплексом МГК-300Т «Рубин». Значительно возросли боевые возможности лодки. Это было достигнуто за счет оснащения информационно-управляющей боевой системой «Ладога». За рубкой в отсеке легкого корпуса устанавливалась протяженная связная буксируемая антенна системы «Параван», которая обеспечивала на глубине до 160 метров прием сверхдлинных волн.

Вооружение АПЛ состояло из четырех торпедных аппаратов калибра 533 мм и двух калибра 650 мм. В зависимости от решаемой задачи определялся боезапас.

Было принято решение строить субмарины 671РТ-проекта на заводе «Красное Сормово» в Горьком, где после сдачи серии ПЛАРК 670-го проекта флоту образовалась «пауза». На К-387 — одной из лодок построенной в Горьком — были впервые использованы малошумные гребные винты, которые размещались по схеме «тандем».

В 71-м году строительство субмарин 671РТ-проекта началось и в Ленинграде на Адмиралтейской верфи (что объяснялось невысоким темпом строительства в Нижнем). Ленинградцами в технологию постройки субмарин внесли ряд усовершенствований: вместо блочного метода применялся передовой агрегатно-блочный метод, посредством спец. устройства рамы с уже установленными агрегатами весом до 350 тыс. кг вдвигались внутрь через торец секции.

Характеристика атомной подводной лодки проекта 671РТ:
Наибольшая длина – 101,8 м;
Наибольшая ширина – 10,8 м;
Средняя осадка – 7,3 м;
Нормальное водоизмещение – 4673 м3;
Полное водоизмещение – 7190 м3;
Запас плавучести – 29,0 %;
Предельная глубина погружения – 400 м;
Рабочая глубина погружения – 320 м;
Полная скорость подводного хода – 31,7 узлов;
Надводная скорость – 11,7 узлов;
Автономность – 60 суток;
Экипаж – 88 человек.

На «Красном Сормове» построили четыре лодки 671РТ-проекта. К-387, первая из них, была заложена 02.04.1971 года, за ней последовала закладка судна К-371 (12.05. 1973 года), К-467 (06.09.1975 года), К-488 (15.12.1976 года). На воду корабли были спущены, соответственно, 02.09.1971 года, 30.07.1974 года, 12.08. 1976 года, 08.10. 1977 года и были приняты в состав ВМФ СССР 30.12.1972 года, 29.12.1974 года, 29.12.1976 года и 29.10.1978 года.

Ленинградские подлодки — К-495, -513 и -517 — заложили 28.09.1974 года, 22.07.1975 года и 23.03.1977 года, на воду спущены 26.08. 1975 года, 21.08.1976 года и 24.08. 1978 года. В состав военно-морского флота они были приняты 30.12.1975 года, 27.12.1976 года и 31.12.1978 года.

Все субмарины вошли в состав тридцать третьей дивизии подводных лодок Советского флота и базировались в губе Западная Лица. К-371, -387, -467 и -495 в 1982 году передали в состав шестой дивизии подлодок. В 1985 году подводные лодки были перебазированы в губу Ягельная и вошли в состав двадцать четвертой дивизии подлодок. В период с 1989 по 1993 год атомные подводные лодки зачислили в семнадцатую дивизию подлодок и передислоцировались в г. Гремиха на Иокангский рейд.

В 93-95 годах все суда проекта 671РТ вывели из состава флота и передали для утилизации.

Об этом сегодня сообщает Военное обозрение.

Атомные торпедные и многоцелевые подводные лодки. Проект 671РТМ
Большая атомная подводная лодка К-324 в декабре 83-го года несла у атлантического побережья США боевую службу.

Атомные торпедные и многоцелевые подводные лодки. Проекты 705, 705А, 705Д
Вначале 1980-х гг.

Атомные торпедные и многоцелевые подводные лодки. Проект 671
В Соединенных Штатах Америки 26 мая 1958 года, на верфи Электрик Боут (компания Дженерал Дайнэмикс) в городе Гротоне (штат Коннектикут), заложили первую в мире специализированную противолодочную АПЛ SSN-597 «Таллиби», оптимизированную для борьбы с ракетными субмаринами СССР.

Атомные торпедные и многоцелевые подводные лодки. Проект 627
В СССР работы по исследованию и поиску облика АПЛ начались в 1949 г.


  • Проект,
  • Отсек,
  • Лодка,
  • Состав,
  • ФЛОТ
Комментировать публикацию через Постсовет:
Комментарии (0) RSS свернуть / развернуть

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.


Комментировать публикацию через Вконтакте: