Атомная подлодка для Бразилии

В настоящее время только шесть стран в мире обладают подводными лодками с атомными энергетическими установками.

Несмотря на сравнительно широкое распространение ядерной энергетики, далеко не все страны смогли установить атомный реактор на подводную лодку. В начале июля появились новости относительно попыток еще одного государства присоединиться к «клубу АПЛ».

Седьмой страной, располагающей атомными субмаринами, может стать Бразилия. Разговоры о начале разработки собственной АПЛ в этой стране ходили уже несколько лет, но теперь, похоже, бразильцы от слов перешли к делу. В начале июля-месяца в Сан-Паулу, в Технологическом центре ВМС Бразилии состоялась торжественная церемония, посвященная началу работ по проекту. Стоит отметить, что проект первой бразильской атомной подлодки будет воплощаться в жизнь не самостоятельно. В программе участвует французская организация DCNS, известная своими проектами подводной техники. Кроме того, часть обязанностей в ходе проекта возьмут на себя бразильские частные организации.

Первые сообщения о намерении Бразилии оснастить свои ВМС подлодкой с атомной энергетической установкой стали поступать еще в 2008 году. Тогда военное и политическое руководство страны ограничивалось общими заявлениями по поводу необходимости подобной техники и примерных целей, для которых она нужна. Утверждалось, что атомный подводный флот нужен Бразилии для патрулирования территориальных вод и прилежащих к ним районов океана. Кроме того, новые лодки должны защищать исследовательские суда и платформы, которые занимаются разведкой полезных ископаемых на дне океана. Тогда же впервые были оглашены примерные сроки строительства лодок – головной корабль должен был войти в строй только после 2020 года.

После тех заявлений прошло немало времени, но новая информация появлялась в крайне скудных количествах. Так, имеется не в полной мере проверенная информация о «происхождении» проекта. В ряде источников утверждается, что основой бразильской АПЛ станут французские дизель-электрические подлодки проекта Scorpène. Уже один этот факт вызывает массу вопросов, хотя бы по той причине, что для переделки дизель-электрической лодки в атомную придется изменить массу систем и конструктивных элементов. Очевидно, что Бразилия в одиночку не сможет справиться с этим. Поэтому даже переработка существующего проекта требует привлечения зарубежных кораблестроителей. Что касается Франции, то проект новой АПЛ будет полезен и ей. Дело в том, что французские ВМС располагают только одним типом многоцелевых атомных подводных лодок – Rubis. Головная субмарина проекта была включена в состав флота еще в 1983 году, и всю серию уже нельзя назвать современной. В настоящее время Франция строит три лодки аналогичного назначения, принадлежащие к новому проекту Barracuda, но они отправятся служить не ранее 2015 года. Соответственно, совместная разработка многоцелевой АПЛ для Бразилии может подстегнуть работы над лодками для собственных нужд Франции или даже привести к созданию обновленного проекта «Барракуда», в котором будет учтен ряд особенностей эксплуатации и т.д.

Версия об использовании в качестве основы для нового проекта лодок Scorpène появилась не на пустом месте. Еще в девяностых годах Франция полностью отказалась от дизель-электрических подводных лодок, а самый новый проект этого класса субмарин, которым оказался Scorpène, сделали исключительно экспортным. При этом «Скорпен» был разработан компанией DCNS. Очевидно, что такой набор фактов мог привести только к одному выводу. Если, конечно, АПЛ для Бразилии действительно будет делаться на базе существующего проекта. Что касается класса бразильской лодки, то с большой долей вероятности можно утверждать, что это будет «охотник». В настоящее время атомные подводные лодки используются только в трех вариантах: они несут баллистические ракеты с ядерными зарядами, вооружаются торпедами и/или ракетами, а также оснащаются крылатыми ракетами. Бразилия до сих пор не была замечена в разработке стратегических ракет для подводных лодок, да и с крылатыми ракетами в этой стране особых успехов нет. Поэтому остается только класс «подводная лодка атомная торпедная» – ПЛАТ. Кроме того, именно таким вооружением обладают и вероятно базовые лодки Scorpène.

Как всегда бывает при создании и воплощении подобных программ, одной из главных проблем является экономическая сторона. Пока что Бразилия желает получить только пять атомных лодок и заплатить за каждую по 565 миллионов американских долларов. До сих пор не был уточнен один интересный момент, касающийся стоимости. Бразильские официальные лица не рассказали, входят ли в эти 565 миллионов затраты на проектирование или нет. Зато на мероприятии 6 июля много говорилось о сроках. Проект новой лодки будет подготовлен к 2015 году, после чего еще шесть лет выделят на строительство. Таким образом, головной корабль будет спущен на воду как раз в конце текущего десятилетия. После окончания строительства два-три года уйдет на испытания лодки. Поэтому введение первой бразильской АПЛ в строй состоится в 2023-25 годах. За ней последуют и другие подводные корабли.

Бразильские планы относительно освоения новых технологий, несомненно, похвальны. Но, читая новости, трудно отделаться от одного вопроса: зачем? В настоящее время южноамериканский регион является довольно спокойным и стабильным. Крупные военные конфликты в ближайшее время не предвидятся, хотя некоторые страны и имеют претензии друг к другу. При этом не стоит забывать, что бразильская экономика в последние годы показывает хорошие темпы роста. Если эта тенденция сохранится, то после 2020 года мы сможем наблюдать нечто похожее на то, что было с Китаем 15-20 лет назад. Бразилия «тихой сапой» вырастет в экономическом и политическом смыслах до такой степени, что станет ведущим государством своего континента. Ну а сильная экономика по определению не может не быть защищенной сильной армией. Уже сейчас немалая часть экспорта и импорта Бразилии идет по морским путям, которые нуждаются в военном прикрытии. В таком случае анонсированный проект АПЛ станет своеобразным пробным шаром, который даст ощутимые результаты только в будущем. В еще более отдаленной перспективе Бразилия может попытаться стать новой сверхдержавой. Вряд ли сейчас тамошние политики строят столь смелые планы на столь отдаленные времена, но создание атомной подводной лодки прямо сейчас точно не будет лишним.

Как видим, элитарный клуб стран-обладательниц атомных субмарин в ближайшие годы может пополниться. Причем на звание новых членов этого клуба станут претендовать сразу несколько государств. Прежде всего, конечно, Бразилия, чьи планы недавно превратились в конкретную программу. Несколько недель назад в претенденты чуть было не записали Иран. Сначала представители ВМС Исламской республики обмолвились о своих планах по поводу атомных боевых кораблей и подводных лодок, но потом глава иранской ядерной программы Ф. Аббаси опроверг эти высказывания, рассказав об отсутствии в плане его организации каких-либо корабельных проектов. Другими претендентами на вступление в «АПЛ-клуб» являются Южная Корея, ЮАР, а также некоторые европейские страны.


По материалам сайтов:
vz.ru/
atomic-energy.ru/
a-submarine.ru/
dcnsgroup.com/
dailymail.co.uk/

Об этом сообщает сегодня Военное обозрение.

Вторая атомная подлодка для Индии?
В апреле прошлого года состав индийских военно-морских сил пополнила атомная подводная лодка (АПЛ) INS Chakra.

Бразилия вооружится атомной подлодкой в 2023 году
ВМС Бразилии примут на вооружение первую атомную подводную лодку в 2023 году, сообщает Defense News со ссылкой на бразильское министерство обороны.

В состав Тихоокеанского флота РФ войдет новая атомная подлодка
Тихоокеанский флот (ТОФ) ВМФ России в 2016 году пополнится атомным подводным ракетоносцем «Владимир Мономах» и корветом «Совершенный», информирует Минобороны РФ. «В 2016 году к месту постоянной дислокации на Камчатку прибудет…

Британцы начнут строить атомную подлодку нового поколения
Британская компания BAE Systems намерена до конца текущего года начать строительство первой стратегической атомной подводной лодки проекта Successor.


  • Лодка,
  • Проект,
  • ВМС,
  • ПЛАН,
  • Ракета
Комментировать публикацию через Постсовет:
Комментарии (0) RSS свернуть / развернуть

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.


Комментировать публикацию через Вконтакте: