Гонка за Арктику ускоряется. Чьим будет русский Север?

Арктика становится ареной противостояния крупнейших государств мира.

Сосредоточенные здесь природные богатства, стратегический потенциал уже невозможно игнорировать. Россия как никто другой заинтересована в контроле над Арктикой. Возможно, поэтому, события, разворачивающиеся вокруг этого вопроса, принимают прямо таки стремительный характер.

Арктику без боя не отдадим

Сегодня секретарь Совбеза РФ Николай Патрушев объявил о том, что Россия создаст в Арктике по трассе Северного морского пути ряд объектов для базирования боевых кораблей ВМФ и Пограничной службы.

«Сформирован перечень ключевых объектов двойного назначения в удаленных районах арктических морей по трассе Северного морского пути (СМП), которые необходимо развивать в интересах обеспечения временного базирования боевых кораблей (судов) Военно-Морского Флота и Пограничной службы ФСБ России», — сказал Патрушев.

Сегодня же стало известно, что страна к концу 2017 года намерена построить атомный ледокол мощностью 60 МВт. За осуществление проекта стоимостью 36,96 млрд. рублей возьмется ООО «Балтийский завод – судостроение» — единственная компания, способная выполнить проект такого масштаба.

Ранее сообщалось о том, что «Роскосмос» приступил к созданию спутников для контроля Арктики. Орбитальная группировка системы «Арктика-М» будет состоять из двух одновременно функционирующих по целевому назначению одинаковых космических аппаратов «Арктика-М». В систему также должен входить наземный комплекс управления космическими аппаратами «Арктика-М», наземный комплекс приема, обработки и распространения информации, а также сами спутники и ракеты-носители для их запуска.

Кроме этого, в России будет сформировано две бригады для защиты национальных интересов в Арктике. В рамках федеральной целевой программы будет построено 20 пограничных застав, на каждой из которых будут нести службу до 20 человек. Начальник штаба ВДВ Герой России генерал-лейтенант Николай Игнатов в своем интервью недавно предположил введение специальной арктической подготовки в ВДВ.

Напомним, также, что в 2007 году Россия возобновила полеты стратегических бомбардировщиков в районе Северного полюса.

У непосвященного читателя возникает закономерный вопрос о причинах такого внезапного интереса России к Арктике. Ответим на него ниже, но прежде, рассмотрим действия наших конкурентов по освоению региона.

Желающих много

Наши активные действия по усилению присутствия в Арктике – мера вынужденная и является ответом на вызов стран Запада, все громче заявляющих свои претензии на территорию и её богатство.

В начале этого лета в Норвегии состоялась закрытая встреча главы Госдепа Х.Клинтон и министра иностранных дел Норвегии Йонаса Сторе. Стороны решили совместно «устанавливать правила» для Арктики.

Действительно, правила для Арктики необходимо установить уже давно. Ведь важнейший вопрос – о разделении шельфов по национальной принадлежности не решен до сих пор. Например, Россия претендует на владение хребтом Ломоносова. В этом ей противостоит Канада, которая также претендует на хребет. В качестве подтверждения серьезности своих намерений, эта страна заявила о намерении построить глубоководный порт в Арктике и военную базу на канадском Крайнем Севере. Помимо этого, Канада уже пятый год проводит в Арктике военные учения, масштаб которых лишь возрастает.

Вы спросите, а при чем здесь США? Вашингтон придерживается своей собственной стратегии по разделу Арктики. Она выражается в лозунге «Арктика принадлежит всем!» и заключается в интернационализации региона. Такой лозунг приходится по душе странам, не имеющим никакого территориального отношения к Арктике, и они охотно сколачиваются в коалицию вокруг США.

Кстати, синхронное наращивание военных арктических программ таких государств как США, Канада, Дания, Норвегия и возможное присоединение к ним Великобритании, Исландии, Швеции, Дании, Финляндии, Норвегии, Эстонии, Латвии и Литвы говорит о формировании нового военного альянса.

Заявления России о колоссальном вкладе наших ученых и исследователей в дело освоение Арктики и о самой протяженной границе с ней парируются претензиями в нежелании развивать ее.

В ход идут обычные уловки, дескать, мы не уделяем внимание просвещению коренных народов Севера, вопросам экологии и т.д. Предполагается, что решить эти вопросы, способны только США.

Вот и теперь в Норвегии Клинтон и Сторе, нисколько не смущаясь, заявили о создании центра по освоению Арктики, куда, Россию, как не трудно догадаться, не пригласили.

«…и вы правы, что многие страны поглядывают на то, что станет потенциалом для разведки и добычи природных ресурсов, а также на новые морские пути, и все чаще выражают заинтересованность Арктикой. И мы хотим, чтобы Арктический совет оставался главным учреждением, которое занимается вопросами Арктики. Таким образом, одним из вопросов повестки дня, как мы представляем, является возможность для других стран, очень далеких от Арктики, больше узнать об Арктике. Эти страны должны быть интегрированы в рамках сотрудничества, которые мы создаем и, по сути, устанавливаем некоторые стандарты, которым, нам хотелось бы, следовали все», — завила Клинтон.

Есть что делить

По некоторым оценкам, шельф в российском секторе Арктики содержит 51 млрд. тонн нефти и 81 трлн. куб. метров природного газа. Означенные запасы теоретически позволяют поддерживать достигнутый в 2011 году уровень добычи нефти и газа в течение соответственно 100 и 120 лет. По оценке американских геологов, в Баренцевом море находится примерно 20% неразведанных мировых запасов нефти и газа.

Учитывая надвигающееся падение уровня добычи нефти в России, шельфовые проекты в Арктике имеют для нас первостепенное значение. С этим связано активное продвижение «Роснефтью» совместных проектов с иностранными нефтяными корпорациями. Что, в свою очередь, следует из дефицита собственных технологий по шельфовой нефтедобыче.

Но есть и еще один важный аспект – скорейшее начало работ на шельфе позволяет застолбить территорию за Россией.

Однако кроме ресурсного, велик и транспортный потенциал России. Северный морской путь обладает колоссальным значением, но нуждается в развитии. Расстояние от Мурманска до Шанхая по Севморпути можно пройти за 22 дня, а через Суэцкий канал – только за 42 дня. Да и безопасность последнего маршрута с каждым днем вызывает все больше вопросов. Недаром такой известный судостроитель как Южная Корея форсирует свою ледокольную программу, да и Китай от нее не отстает.

Еще один бонус от обладания Арктикой – это возможность разместить там системы ПРО, что является одной из приоритетных задач США.

Приватизация Арктики

Неоднозначную оценку вызвали решения, принятые на заседании Правительства РФ 2 августа. В его ходе было решено, что освоить Арктику без частных компаний не получится. Поэтому разработанную Минприроды программу освоения континентального шельфа до 2030 года отправили на доработку.

Напомним, что сейчас монопольное право на освоение арктического шельфа закреплено за «Роснефтью» и «Газпромом».

В этом деле вновь проявилось разность подходов между Д.Медведевым и И.Сечиным. Премьер настаивает на привлечении частников на том основании, что с 2006 года российские монополисты не смогли справиться с возложенными на них задачами по освоению Арктики. Примером тому служат затянувшиеся проблемы со Штокмановским месторождением.

Однако совсем недавно был достигнут серьезный прорыв в виде вышеупомянутых договоров «Роснефти» с международными корпорациями. Это позволило некоторым экспертом оценить инициативу Медведева как личную месть Сечину.

В пользу этой версии говорит и то, что даже такой приверженец либерального курса, как вице-премьер А.Дворкович, высказался относительно решения Медведева с большой осторожностью.

Действительно — непонятно, как справятся частные компании с такими сложнейшими задачами, почему они не занимались этим раньше и где их взять сейчас. Самые осторожные высказывают опасения, что таким образом готовится проникновение в русскую Арктику иностранных компаний. Ведь правительство пообещало работающим на шельфе беспрецедентные налоговые послабления. Что может быть проще, чем войти в проект под вывеской российской компании, а потом передать права иностранцам?

Об этом сообщает сегодня Военное обозрение.

Русский бросок на Север
Министр обороны Сергей Шойгу на днях побывал в Заполярье, чтобы лично проинспектировать ход строительства здесь инфраструктуры для базирования новых российских атомных подводных ракетоносцев проектов «Борей» и «Ясень», и нового жилого городка для военнослужащих Северного флота.

Битва за Париж. 200 лет назад русские войска вошли в Париж
200 лет назад, 31 марта 1814 года союзная армия во главе с русским императором Александром I вошла в Париж.

Что ищут норвежцы на русском Севере?
«Поморский сепаратизм» в начавшейся геополитической битве за Арктику Сепаратизм в России, как принято считать, — болезнь «национальных окраин».

«Катюша» стартует в «Гонке за солнцем»
В воскресенье берет старт популярнейшая веломногодневка Париж – Ницца, первая в календаре из самых престижных шоссейных гонок «Про-тура». В нынешней гонке примут участие 22 профессиональные команды, в том числе и российская «Катюша». Спортсмены преодолеют дистанцию в 1,5 тыс. км, разбитую на восемь этапов. Хотя гонка и называется «Париж – Ницца», стартует многодневка, как правило не во французской столице, а в одном из городков центрального региона страны.


  • Арктика,
  • Норвегия,
  • Нефть,
  • ПУТЬ,
  • Освоение
Комментировать публикацию через Постсовет:
Комментарии (0) RSS свернуть / развернуть

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.


Комментировать публикацию через Вконтакте: