Российскому универсальному атомному ледоколу быть

Правительство РФ наконец-то подписало постановление «Об осуществлении бюджетных инвестиций в строительство головного универсального атомного ледокола» 29.

06.2012 года за номером 660. Подписанный президентом РФ документ описывает детальный порядок осуществления госфинансирования стратегически важного для России ледокола нового поколения. Основной заказчик универсального ледокола – ФГУП атомного флота. Основной госзаказчик ГК «Росатом». Согласно этого постановления уже обнародовали условия, по которым будет проводиться выбор подрядчика для строительства нового универсального российского атомного ледокола.

В Мурманске, где базируется сегодня атомный ледокольный флот РФ, данная новость была встречена с большим энтузиазмом – атомные ледовые корабли, так же как и другие вспомогательные суда/корабли России уже устарели и не почти обновляются, не строятся и не закупаются. Потеря рабочего атомного ледокольного флота может привести к утрате преимущества в исследовании и освоении арктических морских широт, ведь на сегодня Россия единственная страна, имеющая в своем распоряжение атомный ледокольный флот. Приоритет исследования Арктики, как места больших залежей неразработанных природных ресурсов постоянно возрастает. Постановление о начале финансирования строительства нового современного атомного ледокола не даст России утратить завоеванные преимущества.



На сегодня несколько ледоколов уже выведены из строя ЛФ РФ и не эксплуатируются, им требуется срочная замена. Универсальный ледокол, который будет построен, будет иметь мощность 60 мегаватт. Стоимость строительства оценивается в 37 миллиардов рублей бюджетных средств. Финансирование начнется в этом году и будет распределено до 2017 года, в котором ожидается ввод с эксплуатацию нового ледокола. Так же правительство поручило федеральным службам искать источники внебюджетного финансирования с предоставлением им различных льгот или услуг ледокольного флота с оптимизацией тарифного плана.

Проект 22220
Разработка проекта завершена в 2007 году. Корабль проекта 22220 предназначен для самостоятельного круглогодичного сопровождения судов и караванов в западном районе Арктики, ледокольном сопровождении судов на мелководных участках Обской Губы и Енисея, буксировки кораблей и других плавучих средств во льдах и чистой воде, а также выполнения спасательных операций в Арктических широтах. Ледокол будет обеспечен переменной осадкой, для чего его оснастят балластной системой быстрого реагирования. Время, необходимое для изменения осадки от минимального до максимального значения – не более четырех часов.



Универсальность ледокола состоит в возможности сопровождения судов, как в ледовых глубоководных районах, так и в мелководных районах Северного морского пути. Предельная толщина льда, преодолеваемая универсальным ледоколом на постоянной скорости до 2-х узлов и полной мощности равна 2.8-3 метра. На мелководных участках предельная толщина состав 2.1 метра. Для улучшения ледопроходимости ледокол оборудовали пневмоомывающим устройством.

Устройство, конструкция и оборудование универсального ледокола
Корпус ледокола разделен на десять непотопляемых отсеков, непотопляемость обеспечена при затоплении любых двух отсеков. Конструктивно ледокол обеспечен двойным дном и двойными бортами. Такая конструкция корпуса обеспечила ледоколу возможность плавания при любом волнении моря и ветра. Ледокол получит высокую степень автоматизации и надежное оборудование, которое позволило значительно сократить количество экипажа и вахтенной смены управления и контроля корабля. Ходовая рубка совмещена со штурманским постом и имеет вынесенные посты управления по бортам ледокола с улучшенным обзором по горизонту.

Особое внимание уделили комфортному размещению экипажа. Экипаж размещен на борту корабля в индивидуальных одноместных каютах повышенной комфортности. Каюта командира корабля имеет отдельный кабинет и салон для конференций. Места общения, приема пищи и отдыха так же выполнены с максимальным комфортом. На борту имеется конференц-зал, столовая, салон отдыха, спортзал, бассейн, тренажерный зал и сауна. Кроме одноместных кают для экипажа, на борту имеется 50 мест для прибывших на борт различных команд и экспедиций, в различном исполнении от одноместных номеров до 4-х местных.



Силовая установка ледокола состоит из главной энергетической установки, электроэнергитической установки и вспомогательной ЭУ. Главная ЭУ состоит из двух реакторных установок, паротурбинной установки с 2-мя главными турбогенераторами, системы электродвижения с 3-мя гребными электродвигателями, приводящие в движения гребные винты с фиксированным шагом.

Реакторная установка носит название «Ритм-200». Проектные работы по реактору завершены в 2009 году. Тепловая мощность одного реактора -175 мегаватт. Реакторная установка выполнена с парогенерирующим блоком, что позволило конструкторам добиться меньших размеров и веса используемых установок. Длина установки – 6 метров, ширина = 6 метров, вес реакторной установки в защитной оболочке – до 1000 тонн. Расчетное время работы реактора на одном запасе топлива (20% обогащенный уран-235) – 7-10 лет. «Ритм-200» является на сегодня самым современным, высокотехнологичным и безопасным ядерным реактором с минимальными весогабаритными характеристиками.



Паротурбинная установка является разработкой конструкторов калужского турбинного завода. Данная установка построена с применением самых современных технических решений. Конструкторы, обладая опытом создания паротурбинных установок, создали решение, направленное на достижение тепловой экономичности, эксплуатационной надежности каждого отдельного агрегата установки. Примененная тепловая схема ПТУ выполнена с регенеративным подогревом питательной воды в деаэраторе, отработанным паром из двух турбин. Используются питательные насосы с электроприводом и частотным регулированием числа оборотов.

Система электродвижения создана французскими конструкторами и состоит из двух главных генераторов общей мощностью 72 мегаватт, смонтированных на одной раме с турбиной, главного распредустройства, силовых трансформаторов, преобразователя частоты и 3-х гребных электрических двигателей. Принятая система электродвижения переменно-переменного тока состоит из генератора, преобразователь частоты, асинхронный электрический двигатель. Такая система позволила добиться мощности на винтах в 60 мегаватт. Впервые, на ледоколах, используемых в СССР-России, будет осуществлена возможность отбора всей мощности с главных турбогенераторов на внутренние нужды. Для этого используются четыре трансформатора отбора мощности по 2.5 МВА каждый. Данное решение позволило конструкторам отказаться от вспомогательных турбогенераторов, что упростило и уменьшило всю систему энергетической установки ледокола.

Вспомогательная энергоустановка состоит из двух дизельных генераторов, общей мощностью 4 000 кВт, двух котельных установок с производительностью 12 000 килограмм пара в час, двух парогенераторов низкого давления по 10 000 килограмм ара в час и двух опреснительных установок. Аварийная электрическая станция состоит из трех аварийных дизельных генераторов общей мощностью 600 кВт.

Основное оборудование и номенклатура традиционна для судов ледового класса. На корме ледокола выполнен буксирный комплекс для возможности буксировки судов сквозь льды вплотную, состоящий из 2-х барабанной буксирной лебедки с тягой 80 тонн, накопительной вьюшки, устройства для демпфирования каната. Управление буксирным комплексом осуществляется из кормового поста управления. Для использования с борта ледокола винтокрылых машин и проведения ими спасательных операций, доставке/вывоза людей и грузов предусмотрен целый комплекс техсредвст – взлетно-посадочная площадка, ангар (Ка-32), системы дозаправки топливом, поста управления полетами, радиосветотехоборудования и оборудования технического обслуживания.



На борту ледокола так же будет находиться многоцелевой катер на воздушной подушке (типа Чилим). Спуск/поднятие катера осуществляется с помощью, установленного на борту крана. Он предназначается для выполнения следующих задач:
— перевозки пассажиров на берег;
— перевозки пассажиров на другой корабль/судно;
— прием лоцмана в условиях ледовой обстановки;
— проведения ледовой разведки;

Основные характеристики универсального ледокола:
— длина (по КВЛ) – 160 метров;
— ширина (по КВЛ)- 33 метра;
— осадка мин/по КВЛ- 8.5/10.5 метров;
— водоизмещение мин/по КВЛ – 22.5/33.5 тысяч тонн;
— общая мощность – 60 мегаватт;
— автономное плавание до 6-ти месяцев;
— дальность хода – без ограничений;
— гарантийный срок эксплуатации – 40 лет;
— средняя скорость (чистая вода)- 20 узлов;
— вахтенная смена ЦП – 5 человек;
— экипаж корабля 75 человек;


Источники информации:
azlok.livejournal.com/442924.html
v-ruksha.livejournal.com/36910.html
www.polarpost.ru/forum/viewtopic.php?t=1752&f=4

Об этом пишет сегодня Военное обозрение.

Началось строительство российского атомного ледокола нового поколения
Судостроители питерского Балтийского завода приступили к практическому осуществлению проекта создания атомного ледокола нового поколения.

Самый мощный атомный ледокол спустят на воду
Предстоящий в четверг на Балтийском заводе спуск на воду нового, самого мощного в мире атомного ледокола «Арктика» проекта 22220 станет важным этапом проекта по строительству в России новых атомоходов…

РФ спустит на воду самый мощный в мире атомный ледокол
Самый большой и мощный в мире атомный ледокол «Арктика» спустят на воду в мае. Об этом сообщили корр. ТАСС в пресс-службе «Балтийского завода».

Строительству атомных ледоколов ЛК-60 дан зеленый свет
Государство собирается выделить 86 миллиардов рублей на постройку двух атомных ледоколов ЛК-60 для Северного морского пути (СМП).


  • Ледокол,
  • Установка,
  • СУД,
  • Мегаватт,
  • БОРТ
Комментировать публикацию через Постсовет:
Комментарии (0) RSS свернуть / развернуть

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.


Комментировать публикацию через Вконтакте: