Вооружение отечественной противолодочной авиации - АПР-2

АПР-2 – авиационная реактивная торпеда, используемая для уничтожения подводных/надводных объектов противника.

Разработчик — ГНПП «Регион» совместно с томским НИИ ЭМ, ленинградским НИИ «Поиск», конструкторским бюро завода имени Петровского, пермским НПО имени Кирова, московским НИИ «Квант» и ЦНИИАГ на основе предыдущей разработки авиационной торпеды АПР-1. Главным конструктором по разработке реактивной авиационной торпеды был М.Лисичко. Начало разработок середина 60-х годов. Опытные испытания новой торпеды начинаются в конце 60-х годов. С СУ «Ястреб-М» реактивная авиационная торпеда прошла госиспытания в 1976 году и сразу принимается на вооружение как АПР-2. В Советском Союзе об АПР-2 не упоминали, в первый раз о торпеде было сообщено в прессе, только в 1992 году.



Устройство и конструкция АПР-2
Конструкция:
— головной обтекатель;
— приборное отделение, в котором размещены основные узлы системы управления и наведения;
— БЧ;
— двигательный отсек;
— рулевой отсек;
— система торможения.

Система наведения и управления ракетой – является инерциальной системой управления с системой акустического самонаведения (сокращенно ССН) использующая фазовую корреляцию. Взрыватель неконтактного типа разработали конструкторы В.Киселев, В.Андреев и К.Рогожников по типу снаряда ЭР-89. Над системой управления работали совместно несколько научно-исследовательских институтов и конструкторских бюро.

Авиационная реактивная торпеда АПР-2 «Ястреб-М». Аэродром Елизово, Камчатка, День Воздушного Флота, 15.08.2010 г. (фото А.А.Пирагис, www.fotopetropavlovsk.ru)

Используемая ССН гидроакустического типа с применением комбинаций корреляционно-фазовой обработки поступающей информации с использованием методов согласованной фильтрации и селекцией амплитуды. Примененные технологические решения улучшили работу системы пеленгования и обнаружения объектов при работе двигательной системы. Установленная боевая часть получила более мощное взрывчатое вещество, по сравнению с предыдущей версией торпеды АПР-1, и поэтому имеет более меньшую боевую массу. Вероятное поражение цели с учетом среднеквадратичной ошибки целеуказания от 300 до 500 метров равно 0.75-0.85.

Принцип работы АПР-2
Реактивная авиационная торпеда сбрасывается с носителя в предполагаемом районе нахождения цели. Перед приводнением срабатывает тормозная система и ракето-торпеда плавно приводняется. Далее торпеда под небольшим углом равным 17 градусом начинает погружение с циркуляцией, двигательная система реактивной торпеды находится в выключенном состоянии. Максимумом такого погружения является глубина 150 метров, если за это время ракета не обнаружила цель (используется пассивный режим), включается двигатель, и торпеда начинает осуществлять поиск цели в активном режиме.



Во время погружения ССН реактивной противолодочной торпеды производит обнаружение подводной цели в пассивном режиме. Найдя и обнаружив подводную цель, система самонаведения пеленгует ее и запоминает данные. После этого включается двигательная система реактивной торпеды, и она начинает движение в направление цели по запомненным данным (шум производимый двигателем глушит собственную ССН) с помощью инерциальной системы наведения. Пройдя определенное расстояние до цели, торпеда с помощью системы самонаведения уточняет данные по местонахождению цели (используется активный режим) и продолжает быстро двигаться в ее направлении.

Обнаружение целей системой самонаведения:
Активный режим:
— подводные объекты в радиусе до 1.5 километров;
— надводные объекты в радиусе до одного километра;
Пассивный режим:
— надводные и подводные объекты в радиусе до 500 метров.
Контроль и техобслуживание торпед осуществляется с помощью станции автоконтроля АКИПС-1.

Модификации АПР-2:
— базовый вариант – АПР-2. Другие названия — АПР-2 «Ястреб» или АПР-2 «Ястреб-М»;
— экспортный вариант – АПР-2Э или АПР-2Э «Ястреб-Э». Производится с 1984 года;
— модернизированный вариант — АПР-2 «Ястреб-2М». Производится с 1986 года.

Торпеда АПР-2 на выставке военной техники на аэродроме Кневичи, Дальний Восток, 9 апреля 2012 г. (http://quick-spinch.livejournal.com, bulat-dragon.livejournal.com)

Основные носители:
— вертолеты Ка-28, Ка-27ПЛ, Ми-14ПЛ;
— самолеты Ту-142М и Ил-38.

Основные характеристики АПР-2:
— длина – 3.7 метра;
— калибр торпеды – 350мм;
— вес снаряженной торпеды – 575 килограмм;
— вес боевой части 80 килограмм (по тротиловому эквиваленту вес БЧ равен 100 килограммам);
— дальность действия до двух километров;
— скорость торпеды поиск/макс – 80/115 км/ч;
— характеристики цели: скорость до 80 км/ч, глубина до 600 метров;
— вероятное поражение обнаруженной подлодки на глубине 0.5 километра – 80 %;
— высота носителя мин/макс – 300/2000 метров;
— сбрасывание АПР-2 с носителя при скорости не более 800 км/ч;
— время исполнения боевой задачи – не более 2-х минут;
— максимальное время поиска цели -20 минут (самоликвидация);
— боевая часть фугасного типа с неконтактным взрывателем;
— автоматическое снятие с предохранения на глубине 20 метров;
— двигательная система – РДТТ, работающий на высококалорийной смеси топлива;
— характеристики системы наведения: поиск цели в секторе 45 градусов по горизонту и 90 градусов по вертикали; пеленгование – от 0.4 до 0.5 сигн/шум с точностью до 2-х градусов.

Источники информации:
www.airwar.ru/weapon/at/apr-2.html
militaryrussia.ru/blog/topic-39.html
military.tomsk.ru/forum/viewtopic.php?p=46467

Об этом пишет сегодня Военное обозрение.

Надежная противоторпедная защита – отечественный приоритет
Сегодня противоторпеды российского корабельного комплекса «Пакет- НК» обладают наиболее высоким, в сравнении с западными образцами, противоторпедным потенциалом, и тем самым обеспечивают надежное поражение атакующих торпед.

28 октября - день создания отечественной армейской авиации
Дата 28 октября 1948 года стала отправной точкой создания отечественной армейской авиации.

Ракетный противолодочный комплекс РПК-2 «Вьюга»
13 октября 1960 года вышло постановление Совета министров СССР «О создании новых противолодочных ракетных комплексов».

Отечественные противолодочные бомбометы. Часть II
РКУ-4500А «Бурун» Одновременно с бомбометом РБУ-2500 сотрудники НИИ-1 под руководством Н.


  • АПР,
  • Торпеда,
  • ЦЕЛЬ,
  • Система,
  • МЕТР
Комментировать публикацию через Постсовет:
Комментарии (0) RSS свернуть / развернуть

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.


Комментировать публикацию через Вконтакте: