Запад опускает морской шлагбаум . Российским морякам запрещают ходить куда они хотят .

Личный состав досмотровой группы ВМС США, с виду похожий на пиратов, поднимается на борт остановленного в море гражданского судна.


Фото с официального сайта ВМС США
28 июля на сайте МИД России был опубликован комментарий руководителя департамента информации и печати российского внешнеполитического ведомства Александра Лукашевича в связи с решением Совета ЕС о дополнительных санкций в отношении Сирии. «Мы не намерены принимать какое-либо участие в мероприятиях во исполнение решений ЕС, направленных против Сирии, в том числе не будем рассматривать обращения и давать согласие на досмотр судов, плавающих под российским флагом, равно как и на применение к ним иных ограничительных мер», – заявил официальный представитель МИД России.
Возможно, это заявление заставит некоторых судовладельцев пересмотреть бизнес-планы и прийти к выводу, что им выгоднее вернуть свои суда под российский флаг и работать с российскими операторами и страховщиками, а не с иностранными. Как показала недавняя история с российским многоцелевым сухогрузом «Алаид», «удобный» для капитана флаг выгодно держать, как говорится, до первого полицейского. Стоило властям Великобритании предположить, что «Алаид» перевозит груз, нарушающий санкции ЕС против сирийского режима, как британский страховщик Standard Club отозвал страховку судна, а коммерческий оператор «Алаид» – датская компания United Nordic Shipping – выразила «огромное» сожаление, что совсем недавно имела связи с группой компаний «Фемко», которой принадлежит «Алаид».
Да и флаг Кюрасао – островного государство, входящего в состав Королевства Нидерландов – не помог капитану избежать скандала с принудительным разворотом судна, о котором писала наша газета (см. «НВО» № 21 от 29.06.12).
ДЕЛИКАТНЫЕ МИССИИ СУХОГРУЗОВ
Военно-морской флаг и флаг СССР, под которым плавали гражданские суда, в прошлом веке всегда были рядом на всех фарватерах, демонстрируя присутствие нашей страны в Мировом океане. Из этого, очевидно, исходят и те, кто сегодня поручает гражданским судам деликатные миссии вдали от территориальных вод России. Беда только в том, что в век Интернета, сотовой связи и глобальных навигационных систем трудно обеспечивать секретность и скрытность подобных миссий. Вот и об «Алаиде» сразу после его выхода в море информация стала известна практически всем.
На размышления о характере миссий гражданских судов наводят необъяснимые и поэтому загадочные факты. Например, по дороге из Находки в Санкт-Петербург тот же «Алаид» таинственным образом исчез в период с 2 мая по 4 июня. Никто не может объяснить, где он находился, так как система автоматической идентификации судна была отключена.
Очень напоминает другой, не менее таинственный случай захвата якобы пиратами лесовоза Arctic Sea с российским экипажем в Атлантике летом 2009 года. Лесовоз держал курс в Гибралтар, но неожиданном исчез из информационного пространства, система идентификации была отключена.
Спустя много дней кто-то где-то чудесным образом нашел Arctic Sea, членов экипажа, имеющих российское гражданство, благополучно доставили в порт приписки Архангельск, предварительно взяв с них расписку о неразглашении событий, связанных с захватом судна. Так эта история и осталась покрытой мраком.
Сегодня капитаны гражданских судов, оставшихся без прикрытия кораблей ВМФ, вынуждены действовать на свой страх и риск, поэтому наши суда становятся добычей морских пиратов, подвергаются задержанию и унизительным досмотрам, который по форме проведения напоминает пиратский захват.
ДОСМОТР В ПА-ДЕ-КАЛЕ
Вот как это происходило, например, с теплоходом «Капитан Абакумов».
Из рапорта капитана судна Вадима Лисовца, опубликованного на сайте Общероссийского движения поддержки флота.
18 октября 2010 года теплоход «Капитан Абакумов» под флагом России и под моим командованием, находящийся под управлением ООО СК «ОРИОН», зарегистрированной в Санкт-Петербург, следовал рейсом из порта Порто-Эмпедокле (Италия) в порт Хольбек (Дания) с грузом каменной соли в количестве 5290 тонн.
В 11.40 мск, находясь в зоне действия французского поста регулирования движения «Гри-Несс» (пролив Па-де-Кале) в сложных, в навигационном отношении, и стесненных условиях (в зоне одностороннего движения), теплоход был остановлен военным судном береговой охраны Франции под предлогом проведения таможенного досмотра на основании французского законодательства. Правило Code des Jovames Framcais п. 44 Bis. Досмотр производило подразделение Direction Regiouale Garde. Cote. Адрес: 21 Avemue Georges Gizet BP 13, 76380 CANTELEU, ph: 02 32 83 21 30, fax: 02 32 83 21 46.
Несмотря на заявленный мною протест по УКВ-станции о нарушении правил транзитного прохода международных проливов и плавания в открытом море, получил отказ и команду от военного корабля французских сил береговой охраны DF P1 убавить ход до 5 узлов и принять на борт группу лиц для таможенного досмотра теплохода и груза.
В 12.00 мск на борт судна высадилась группа в составе семи человек. Поднявшись на мостик, старший группы предъявил удостоверение French Customs, Team Control Agent № 50542. Попросил предоставить следующие документы: 1) судовую роль; 2) лист судовых запасов; 3) лист личных запасов команды; 4) лист последних 10 портов захода; 5) тактико-технические данные судна; 6) план помещений судна; 7) грузовой манифест.
Однако были взяты только документы под номерами 1, 2, 4, 5. Остальные документы оказались невостребованными. Старший группы заявил, что они должны осмотреть судовые помещения и груз на предмет обнаружения большого количества незадекларированных сигарет и наркотиков. Были осмотрены все жилые и служебные помещения, помещение полубака, а также машинное отделение в сопровождении представителей администрации судна. Частично вскрывали подволок и переборки. В нарушение всех прав человека и человеческого достоинства проверяли все шкафы, ящики, личные сумки и вещи.
Досмотр (а фактически обыск) производился в грубой и пренебрежительной форме по отношению к членам экипажа теплохода и сопровождавшим представителям администрации теплохода. Досмотр производили люди, одетые в грязные рабочие комбинезоны и в резиновые перчатки. После досмотра мусорных корзин в каютах, не меняя перчаток, производили досмотр личных вещей, сумок, шкафов, ящиков и постелей, переворачивая матрасы с постельным бельем. Осмотр помещения для хранения продуктов питания и камбуза проводился в этой же одежде и перчатках в нарушение всех норм гигиены и санитарии.
От досмотра груза и грузовых документов отказались. Таким образом, предлог для остановки теплохода не был оправдан. Дело свелось к банальному обыску в поисках большого количества сигарет и наркотиков. В процессе обыска в нарушение Международного кодекса по охране судов и портовых средств без разрешения присутствующих членов экипажа вскрывались щиты электрооборудования и автоматики оборудования судна. Служебные помещения, которые имеют маркировку «Помещения ограниченного доступа» согласно Плану охраны судна, также были вскрыты. Все вскрывалось различными отмычками, которые были у них в наличии. В результате был вскрыт аварийный щит автоматики станции управления системы углекислотного пожаротушения. В итоге в 13.30 мск произошла блокировка подачи топлива в главные двигатели и отключение подачи воздуха для работы турбин наддува двигателей. Главные двигатели остановились, теплоход потерял ход и управляемость, вышел из-под контроля, тем самым была создана аварийная ситуация в международных водах в стесненных условиях плавания и при интенсивном движении судов.
О произошедшем было сообщено посту контроля за движением судов в проливе Па-де-Кале. Благодаря профессиональным и своевременным действиям экипажа удалось быстро восстановить контроль над управлением теплохода и избежать катастрофических последствий.
После случившегося на борту теплохода по вине проверяющих, видимо, понимая это, в 13.35 мск они прекратили досмотр и в 13.45 мск покинули борт теплохода, не найдя ничего криминального и не извинившись, не оставили никакого документального подтверждения о проведенной акции.
Подобные обыски судов допускаются только при стоянке теплоходов в портах властями страны захода, силами так называемой черной таможни и только в отношении теплоходов стран потенциально опасных в криминальном отношении.
Произошедшее произвело тяжелое впечатление на моральное состояние членов экипажа теплохода. «На виду проходивших мимо судов под флагами всех стран мира, среди ясного дня в международных водах теплоход под флагом России в течении двух часов пяти минут находился под пушками французского военного корабля, тем самым был нанесен моральный ущерб чести, достоинству и престижу флага России», — заявил в морском протесте капитан Вадим Лисовец.
С ноября 2010 года «Капитан Абакумов» плавает под панамским флагом. Он, конечно, не сможет защитить имущество судовладельца в открытом море, однако предоставляет массу мелких, но приятных экономических преференций.
НАС НЕ УСЛЫШАТ
Инциденты с нашими судами за пределами территориальных вод России происходят чаще, чем предполагает рядовой обыватель. В первом полугодии 2012 года были задержаны 63 российских судна, выполнявших рейсы под флагами различных государств. Один рефрижератор, два балкера и восемь сухогрузов – всего 11 судов – выполняли рейсы под флагами России. Но они тоже были задержаны. По одному – властями Англии, Италии и Японии, остальные восемь судов – властями Китая.
Причины для задержания и досмотров бывают разные. Однако с уверенностью можно утверждать, что их количество могло уменьшиться, если бы рядом с гражданским судном находился боевой корабль под Андреевским флагом.
На всех уровнях не устают повторять, что Россия – это морская держава (некоторые даже добавляют – «великая»). По протяженности береговой линии так оно и есть. А вот по количеству и техническому состоянию корабельного состава нас обгоняют многие страны, которые сами себя не считают морскими державами. На Черном и Балтийском морях соотношение кораблей – своих и чужих – вернулось почти к состоянию допетровских времен. А включение флотов в состав сухопутных военных округов означает, что ВМФ теперь выполняет задачи только в интересах сухопутных группировок войск и сил, о дальней морской зоне приказано забыть.
В 70–80-е годы корабли ВМФ на постоянной основе базировались в Конакри (Гвинея), Луанде (Ангола), Адене и на острове Сокотра (Йемен), в Нокре (Эфиопия), Бербере (Сомали), Камрани (Вьетнам), Сьенфуэгосе (Куба) и других отдаленных от Советского Союза точках земного шара. 8-я (Индийская) оперативная эскадра (ОпЭск) Тихоокеанского флота обеспечивала безопасность советских танкеров и сухогрузов в Оманском и Персидском заливах. В состав эскадры входило более 20 боевых кораблей и судов обеспечения, кроме того, для ее усиления посылались сторожевые корабли и морские тральщики с Черноморского флота. 5-я (Средиземноморская) ОпЭск в составе шести оперативных соединений контролировала все Средиземноморье и прилегающие районы. А были еще 7-я (Атлантическая) – для Североатлантического ТВД, 10-я – для Тихоокеанского ТВД и многие другие.
Но корабли пустили на иголки, эскадры сократили до дивизий, а дивизии – до бригад. И не нужны стали военно-морские базы и пункты материально-технического обеспечения (ПМТО) в дальних странах. Остался лишь ПМТО в сирийском Тартусе, где служит с полсотни военных моряков. С падением режима Асада, возможно, откажемся и от Тартуса.
В начале прошлого года Главный штаб ВМФ запустил в СМИ дезинформацию о якобы существующем плане создать к 2013 году Командование дальней зоны для действий, в том числе в Индийском океане, по защите судоходства от морских пиратов. «Новая оперативная эскадра будет на постоянной основе решать задачи обеспечения безопасности российского гражданского судоходства и борьбы с морским пиратством в районе Африканского Рога», – отметил источник Интерфакса в Главном штабе ВМФ.
Только на всем Черноморском флоте не наберется и трех кораблей первого ранга для выполнения этой задачи. Так что с эскадрой придется подождать еще лет 30 или больше. Но в таком случае вряд ли военные моряки США и НАТО услышат грозное предупреждение российского МИДа о том, что мы не дадим согласие на досмотр судов, плавающих под российским флагом. К сожалению, никто и не спрашивает нашего согласия, о чем свидетельствуют инциденты с «Алаидом», Arctic Sea, «Капитаном Абакумовым» и другими судами. А у России не хватает боевых кораблей, которые могли бы «передать» наше предупреждение в море другим странам.

Об этом сегодня сообщает Военное обозрение.

Крымская война и развитие парового военно-морского флота Российской империи
В сентябре 2014 г.

Утверждена обновленная Морская доктрина Российской Федерации
26 июля, в день военно-морского флота, было объявлено об утверждении обновленного варианта Морской доктрины Российской Федерации.

День Военно-морского флота Российской Федерации
В последнее воскресенье июля в России отмечается День Военно-морского флота.

Российские моряки получают автономные необитаемые подводные аппараты Gavia
Военное ведомство Российской Федерации начинает закупку и поставку подводных аппаратов «Gavia».


  • СУД,
  • Теплоход,
  • ФЛАГ,
  • ВМФ,
  • МСК
Комментировать публикацию через Постсовет:
Комментарии (0) RSS свернуть / развернуть

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.


Комментировать публикацию через Вконтакте: