Программа Integrated Hypersonics – создание нового гиперзвукового самолета

В США работают нал созданием самолета, который сможет летать со скоростью в 20 раз превышающей скорость звука.

Военные теоретики считают, что использование гиперзвуковой технологии в боевом авиастроении сможет совершить революцию, какую в свое время совершила технология «Стелс». Помимо скоростей больших или равных скорости в 5 Махов, гиперзвуковые летательные аппараты будут способны совершать маневры при помощи аэродинамических сил, а также планировать на протяжении более длинной дистанции, чем традиционные самолеты, так как процесс планирования в этом случае становится «динамическим». Активные попытки по созданию полноценных гиперзвуковых летательных аппаратов предпринимаются на протяжении почти 50 лет (в СССР это был проект «Спираль»), но реальных успехов в этом направлении пока что получено не было.

Известное своими в целом футуристическими проектами Агентство по перспективным оборонным научно-техническим разработкам США (DARPA) в прошлом и позапрошлом году уже дважды проводило неудачные испытательные полеты беспилотного летательного аппарата HTV-2 – Falcon Hypersonic Technology Vehicle. Оба раза данный беспилотник совершал «незапланированный управляемый спуск в океан».

Гиперзвуковой планер под названием HTV-2 – Falcon Hypersonic Technology Vehicle, созданием и испытаниями которого занималась известная компания Lockheed Martin под эгидой Управления перспективных исследовательских программ Пентагона DARPA, был создан для того, что бы передвигаться в верхних слоях атмосферы на скорости, которая превышала бы скорость звука в 20 раз. Первые испытания данного аппарата начались 22 апреля 2010 года в США на базе ВВС Вандерберг, расположенной в Калифорнии. Ракета-носитель Minotaur IV успешно вывела испытуемый аппарат в расчетную точку, после чего гиперзвуковой планер отделился от ракеты и отправился в свой самостоятельный полет.
Советский проект гиперзвукового самолет «Спираль»
В ходе проведения испытательного полета HTV-2 должен был управляться автопилотом и совершить ряд маневров, таких как повороты, вращение и другие. Однако уже через 10 минут с начала самостоятельного полета данного аппарата все наземные станции слежения и спутники контроля сначала потеряли сигнал телеметрии с борта HTV-2, а в дальнейшем связь с летательным аппаратом была совсем утеряна.

После потери связи аппарат находился в воздухе еще около получаса, преодолев за это время расстояние в 6 500 км. После чего испытуемый Falcon HTV-2 упал в море и утонул. Причины аварии аппарата так и остались невыясненными. Авария с летательным аппаратом Falcon HTV-2 поставила под угрозу вторую стадию испытаний, которые должны были пройти в 2011 году, однако испытания все же состоялись.

Как ни странно, но и второй летательный аппарат Falcon HTV-2, который был отправлен в полет 11 августа 2011 года, повторил судьбу своего предшественника, хотя и с некоторыми отличиями. Как и в 2010 году запуск был осуществлен с базы ВВС США Вандербенг. Доставка аппарата на низкую околоземную орбиту прошла без происшествий, после чего он отделился от ракеты-носителя и начал скоростной спуск к земной поверхности. В это время аппарат должен был в 22 раза превысить скорость звука. Общее время полета должно было составить около 30 минут, за это время аппарат должен был преодолеть 6600 км от точки отделения от ракеты Minotaur IV.
HTV-2 – Falcon Hypersonic Technology Vehicle
После первых неудачных испытаний в 2010 году были осуществлены тщательные исследования, которые включали в себя исследования формы аппарата в аэродинамической трубе. По завершении данных испытаний в конструкцию гиперзвукового планера HTV-2 был внесен ряд изменений, которые призваны были обеспечить снижение тепловой нагрузки на корпус устройства и устойчивость полета. Однако, по всей видимости, предпринятых мер оказалось недостаточно. Через 9 с небольшим минут самостоятельного полета связь с гиперзвуковым аппаратом была потеряна. Как и годом ранее аппарат закончил свой полет также, как его предшественник.

Несмотря на очередную неудачу, агентство DARPA попыталось представить все произошедшее с положительной стороны. Директор агентства Регина Дугэн заявила, что DARPA будет учиться на своих ошибках и не прекратит разработок в данном направлении. Уже следующие испытания, которые DARPA организовала 18 ноября 2011 года, оказались удачнее предыдущих. Тогда новый планирующий гиперзвуковой боевой блок AHW – Advanced Hypersonic Weapon или «Передовое гиперзвуковое оружие» совершил полет и за 30 минут по небаллистической траектории преодолел 3 500 км., совершив планирование в расчетную точку, находящуюся недалеко от атолла Кваджалейн на Маршалловых островах.

В настоящее время управление перспективных исследовательских программ Пентагона продолжает работы по созданию гиперзвуковых систем вооружения и летательных аппаратов, которые за час полета способны достигнуть любой точки земного шара. Не так давно агентство объявило о начале реализации очередного проекта в рамках программы Integrated Hypersonics. Данная программа будет основываться на опытах и результате всех проведенных ранее испытаний и исследований. В рамках данного проекта предполагается создание гиперзвукового летательного аппарата Hypersonic X-plane – HX, который должен быть подготовлен к испытаниям в 2016 году.
HTV-2 – Falcon Hypersonic Technology Vehicle
В опубликованном пресс-релизе под названием «Hypersonics — The New Stealth», агентство DARPA сообщает о том, что новые полеты с гиперзвуковыми скоростями станут той технологией, которая в корне «изменит все правила игры» в области авиации, которые были сформированы в течение нескольких последних десятилетий. При этом в описании программы Integrated Hypersonics и в выпушеном DARPA пресс-релизе содержится незначительное число технических данных, относящихся к перспективному самолету HX. Но и в этих документах можно уделить внимание фразам: «ракетный двигатель, применение которого поможет обеспечить высокую маневренность при гиперзвуковых полетах», «самовосстанавливающаяся конструкция следующего поколения».

Столь скудная представленная информация оставляет большое число вопросов без ответа, особенно, если принять во внимание не самый положительный опыт, который американцы уже получили, пробуя реализовать проект Falcon Hypersonic Technology Vehicle (HTV-2). При этом необходимо отметить, что техническая реализация проекта Hypersonic X-plane – HX встретится с еще большим количеством трудностей, в первую очередь технических, чем реализации проектов HTV-2. Главная трудность заключается в том, что любой летательный аппарат, который передвигается в воздухе со скоростью около 24 тыс. км/ч, подвергается сильнейшему тепловому воздействию. Температура поверхности аппарата может достигать 2000 градусов Цельсия.

В настоящее время, после не совсем удачной серии испытаний, планы агентства DARPA относительного нового гиперзвукового самолета HX кажутся весьма фантастическими, а до того момента, как самолет HX сможет отправиться в поле на скорости, в 20 раз превышающей скорость звука, пройдет еще достаточно много времени. Для того чтобы перейти к первому этапу реализации программы Integrated Hypersonics, агентство по перспективным оборонным научно-техническим разработкам планирует 14 августа 2012 года провести пресс-конференцию, на которой будут оглашены некоторые подробности о технической составляющей проекта. Также в рамках конференции планируется заслушать выступления представителей ведущих производителей космической техники, которые поделятся своими вариантами разработки нового гиперзвукового самолета.

Источники информации:

-http://www.dailytechinfo.org/military/3798-programma-integrated-hypersonics-sozdanie-novogo-giperzvukovogo-samoleta-sposobnogo-letat-so-skorostyu-20-max.html
www.tm-magazin.ru/news/150/3134/
-http://www.dailytechinfo.org/space/1256-ispytatelnyj-polet-giperzvukovogo-planera-falcon-htv-2-zakonchilsya-katastrofoj.html
-http://www.dailytechinfo.org/military/2748-vtoroy-zapusk-giperzvukovogo-apparata-falcon-htv-2-tak-zhe-zakonchilsya-neudachey.html

Об этом пишет сегодня Военное обозрение.

В России создадут гиперзвуковой самолет
Подведены промежуточные итоги работ по проекту высокоскоростного гражданского самолета. Конечной целью данного проекта является создание пассажирского гиперзвукового самолета, двигатели которого будут работать на водородном топливе.

Перспективный самолет-разведчик SR-72
Когда в 1998 году свой последний полет совершил американский самолет-разведчик SR-71 Blackbird (Черный дрозд), ВВС США лишились одного из своих самых высокотехнологичных самолетов из всех когда-либо построенных.

Американские программы создания новых стратегических бомбардировщиков
Состояние американской стратегической авиации нельзя назвать в полной мере хорошим.

Российские эксперты не верят в китайский гиперзвуковой самолет
В Китае недавно совершил свой первый испытательный полет гиперзвуковой самолет, который по своей скорости обошел все существующие современные сверхзвуковые самолеты, в том числе и знаменитый SR-71 «Черный дрозд» – американский стратегический сверхзвуковой разведчик.


  • Аппарат,
  • Полет,
  • Испытание,
  • Минута,
  • США
Комментировать публикацию через Постсовет:
Комментарии (0) RSS свернуть / развернуть

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.


Комментировать публикацию через Вконтакте: