Шаманов: судьбу бронетехники для ВДВ решит Верховный главнокомандующий

Через несколько лет Вооруженные силы РФ начнут получать бронетехнику нового поколения: российская «оборонка» разрабатывает для Сухопутных войск три бронеплатформы («Бумеранг», «Курганец» и «Армата»).

Однако ни одна из этих разработок не подходит для нужд крылатой пехоты, а разногласия между Генштабом и ВДВ из-за бронемашины БМД-4М уже вышли на уровень руководства страны. О том, на какой бронетехнике, какими силами и какие задачи планируют выполнять российские десантники в ближайшем будущем, накануне 82-й годовщины со дня образования Воздушно-десантных войск корреспонденту РИА Новости Игорю Андрееву рассказал командующий ВДВ, Герой России, генерал-полковник Владимир Шаманов.

— Владимир Анатольевич, какие наиболее значимые мероприятия боевой подготовки проведут ВДВ до конца 2012 года?

— В этом году нас ожидают два главных мероприятия, оба запланированы на начало осени. Сначала, во второй декаде сентября, на территории Армении пройдут учения Коллективных сил оперативного реагирования ОДКБ, в которых от ВДВ будет принимать участие 98-я дивизия (Иваново). Ну и, конечно же, оперативно-стратегические учения «Кавказ-2012», которые пройдут на территории Южного военного округа с 17 по 23 сентября. В качестве дополнительной интенсивной тренировки личного состава перед этими мероприятиями мы провели ротные тактические учения с боевой стрельбой в 7-й (Новороссийск) и 98-й (Иваново) дивизиях.

— Сколько сегодня контрактников в ВДВ и как будет меняться их количество в ближайшие годы?

— Нынешняя численность ВДВ — около 35 тысяч человек, из них солдат и сержантов контрактной службы — порядка 9,5 тысяч. В течение 5-7 лет их количество должно увеличиться примерно до 20 тысяч, что существенно снизит нагрузку на молодежь по призыву и повысит профессионализм Воздушно-десантных войск в целом.

Сегодня в плане укомплектованности соединений ВДВ контрактниками картина неоднородная. На привлекательность контрактной службы серьезно влияет уровень жизни в каждом отдельно взятом регионе. Если брать, например, Тульскую область и Рязань — там сейчас где-то порядка 15-20 процентов контрактников, а в 31-й бригаде (Ульяновск) по контракту служат уже практически двое из троих десантников — там их 59 процентов. В костромском артиллерийском полку 98-й дивизии уже сейчас более 90 процентов солдат и сержантов — контрактники.

— В ВДВ, помимо спецназа, есть и другие особые подразделения — батальоны «первоочередной готовности». Чем они отличаются от остальных подразделений?

— Именно эти батальоны первыми реагируют на любой вызов. То есть, если где-то требуется применить силу, посылаем туда именно эти подразделения. Они наиболее интенсивно занимаются боевой подготовкой и укомплектованы в основном контрактниками, а присутствующий в них небольшой процент военнослужащих срочной службы составляют призывники второго периода службы.

— Сколько таких батальонов сейчас в войсках, планируете ли увеличивать их количество?

— Пока наши возможности позволяют иметь пять таких батальонов. В последующем, с увеличением доли военнослужащих по контракту, будет увеличиваться и количество этих подразделений.

— Как вы относитесь к заявлению главнокомандующего Сухопутными войсками о целесообразности перевода большей части бронетехники сил общего назначения на колесную базу?

— С настороженностью. Считаю, что к подобным концептуальным решениям надо подходить взвешенно, на научной основе, с учетом боевого опыта и без кампанейщины. Утвержденная начальником Генерального штаба «Концепция развития техники ВДВ до 2025 года» предполагает, что парашютно-десантные батальоны и подразделения обеспечения в воздушно-десантных соединениях будут оснащены десантируемой и плавающей гусеничной техникой.


Бронеавтомобиль LMV M65 «Рысь» — полноприводный многофункциональный бронированный автомобиль, предназначенный для выполнения самого широкого круга задач, стоящих перед ВС РФ

Безусловно, мы не исключаем появления в ВДВ и колесной бронетехники, идентичной технике Сухопутных войск. Разведывательные подразделения и спецназ, например, могут быть вооружены бронеавтомобилями «Рысь», но сначала мы обязательно испытаем эту машину в ходе опытной войсковой эксплуатации. Вопрос о проведении таких испытаний сейчас прорабатывается. Если «Рысь» покажет хорошие результаты и действительно нам подойдет, не исключаю, что можем вооружить ею также подразделения радиоэлектронной борьбы и полковые противотанковые батареи.

При этом боевые подразделения ВДВ должны быть только на гусеницах, потому что и афганский опыт, и опыт трех кавказских кампаний наглядно показал, что колесная техника капризно ведет себя даже на среднепересеченной местности. Безусловно, если воевать на шоссейных дорогах, колесная бронетехника даст серьезную фору гусеницам: она и быстрее, и имеет гораздо больший ресурс. Только все войны, в которых десантникам довелось участвовать за последние 30 лет, явно показали: когда «колеса» съезжают с шоссе на пересеченную местность, у них сразу же начинаются проблемы.

— Как развивается ситуация с принятием на снабжение боевой машины БМД-4М, по которой у командования ВДВ существуют разногласия с Генеральным штабом?


Танк БМД-4М

— Сегодня эта проблема уже вышла на самый высокий уровень. В начале июля президент РФ Владимир Путин на совещании в Сочи выразил обеспокоенность срывом поставок новой бронетехники для ВДВ, предусмотренных «Госпрограммой вооружения до 2020 года». Выслушав аргументы наших оппонентов, Владимир Путин поручил вице-премьеру РФ Дмитрию Рогозину всесторонне изучить ситуацию, проработав этот вопрос уже не только с Генеральным штабом, но и с командованием ВДВ, и доложить о результатах работы. Так что теперь судьба БМД-4М, скорее всего, будет решаться самим Верховным главнокомандующим.

— И каковы, в таком случае, на ваш взгляд, перспективы этой машины?

— Воздержусь от прогнозов, но не понаслышке знаю, насколько взвешенно наш Верховный главнокомандующий подходит к решению подобных вопросов. Вспоминая, как Владимир Путин, будучи российским премьером, вникал в нужды воюющих войск в ходе второй кампании на Северном Кавказе, — причем, не только находясь в Москве, но и прилетая в боевые порядки (в расположение войск — ред.), — уверен, он и сейчас услышит аргументы тех, кто воюет.

Я же могу в очередной раз повторить: командование ВДВ настаивает на скорейшем принятии на вооружение БМД-4М, потому что сегодня это наиболее подходящий Воздушно-десантным войскам готовый продукт в сегменте бронетанковой техники. В ближайшие годы наша промышленность не предложит нам ничего лучшего, а за рубежом десантируемой бронетехники с подобной огневой мощью нет в принципе, поэтому и альтернативы данной машине не существует.

При этом нам заявляют, что БМД-4М для ВДВ не подходит. Причем, те, кто об этом говорит, никогда не решали на нашей технике боевых задач и даже не служили в десанте. Однако считают себя в этом вопросе более опытными экспертами, чем командующий ВДВ и его подчиненные, прошедшие все последние войны новейшей российской истории.

— Позволит ли принятие этой машины на вооружение ВДВ решать любые боевые задачи?

— Безусловно. Но работа по совершенствованию БМД-4М не завершится и после принятия ее на вооружение. У нас уже есть понимание, куда двигаться дальше. Планируем продолжить совместную работу с Тульским КБП и другими предприятиями, чтобы в перспективе создать на базе БМД-4М многофункциональный комплекс с дистанционно управляемым модулем без людей внутри. Его вооружение будет отвечать самым последним требованиям.

— Главком Сухопутных войск заявил о создании к 2020 году в военных округах и в каждой из армий по бригаде армейской авиации. А появятся ли такие соединения в ВДВ?

— По опыту предыдущих военных конфликтов, в качестве вертолетных десантов применяются, как правило, подразделения ВДВ. При этом непосредственно в составе ВДВ создавать соединения армейской авиации пока не планируется. Да они нам, по существу, и не нужны: вполне будет достаточно ресурсов, которые будут создаваться или уже имеются в распоряжении Сухопутных войск. Армейская авиация решает задачи тактического характера, поэтому если за нами оперативно закрепят какую-то вертолетную часть или соединение, этого нам будет достаточно.

В принципе, такое взаимодействие уже отрабатывалось на примере ульяновской 31 гвардейской отдельной десантно-штурмовой бригады. В марте этого года на ее базе прошли учения, на которых это соединение решало задачи с помощью переданных в оперативное управление больших и малых вертолетов.

— В заключение позвольте поздравить вас с наступающим праздником — Днем ВДВ!

— Спасибо, а я, в свою очередь, поздравляю с 82-й годовщиной со дня образования ВДВ ветеранов войск и действующих десантников. Хочу сказать им слова благодарности за то, что они сделали для Воздушно-десантных войск, пожелать здоровья и успехов.

Об этом сообщает Военное обозрение.

Шаманов: производство техники для ВДВ сосредоточится на Волгоградском заводе
В настоящий момент идёт процесс переноса производства бронетехники для ВДВ из Кургана на Волгоградский тракторный завод, передаёт Интерфакс-АВН сообщение командующего войсками Владимира Шаманова.

Судьба БМД-4М почти решена
Не так давно стало известно, что некоторое количество устаревших боевых машин десанта модели БМД-1 будут переделаны до состояния БМД-2.

Новая техника для ВДВ успешно прошла госиспытания в морских условиях
Образцы бронетехники для ВДВ – БМД-4М и БТР-МДМ – успешно выдержали госиспытания в морских условиях, сообщает Оружие России со ссылкой на ИТАР-ТАСС.

Командующий ВДВ предложил кандидата на звание Преображенского полка
Присвоения почетного наименования «Преображенский полк» достоин базирующийся в подмосковной Кубинке 45-й отдельный полк специального назначения ВДВ, заявил во вторник командующий ВДВ генерал-полковник Владимир Шаманов.


  • Войско,
  • Подделение,
  • Владимир,
  • Броехник,
  • Служба
Комментировать публикацию через Постсовет:
Комментарии (0) RSS свернуть / развернуть

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.


Комментировать публикацию через Вконтакте: