Авианосец - морская крепость

«Даже самая большая ядовитая змея погибнет от полчища муравьев»
— мнение Ироку Ямамото о перспективах корабля в бою с палубной авиацией

Ловушка была расставлена самым коварным образом.


Два авианосца нанесли внезапный удар по базе ВМС США Датч-Харбор на острове Умакнак (Алеутская гряда), а в это же время, в 1200 миль к югу, соединение адмирала Ямамото тайно продвигалось к атоллу Мидуэй. Захват стратегически важного клочка земли заставит трусливых янки отправить на помощь гарнизону Мидуэя все свои корабли. Там, в открытом океане, их будут ждать 4 авианосца Императорского флота: 248 самолетов поднимутся в воздух и растерзают в клочья американскую эскадру. Если кому-то из американских трусов удастся спастись от огненного ливня, его прикончит соединение крейсеров и линкоров. Где-то под поверхностью воды невидимо движутся японские субмарины, а в тихих бухточках острова Гуам ждут условного сигнала главные силы вторжения – 100 боевых кораблей и 5000 человек десанта.
Разнонаправленные удары, несколько соединений кораблей, заслоны из подводных лодок – план адмирала Ямамото был настолько сложен, что тупые янки по-идее, не должны были понять, откуда и куда наносится главный удар и что является целью всей операции. Единственное, что не учел адмирал Ямамото – американцы взломали японский код JN-25 и с улыбкой читали «сверхсекретные планы» японского Генштаба.
Три авианосца – «Энтерпрайз», «Йорктаун» и «Хорнет» заранее заняли позицию северо-западнее атолла Мидуэй. Три авианосца против четырех японских. Безумие!


«Энтерпрайз» первого поколения.

И все произошло так, как должно было произойти – японцы оказались в дураках, внезапно обнаружив у себя под носом американский флот, а первые шесть американских атак провалились – японские асы сбивали неопытных американских резервистов, как цыплят. Особенно «отличился» капитан 3-го ранга Уолдрон: из 15 торпедоносцев его эскадрильи назад не вернулся никто.
Удивительно результативной оказалась атака группы Кларенса Маккласки – 30 «заблудившихся» бомбардировщиков «Донтлес» с авианосца «Энтерпрайз» случайным образом обнаружили японское соединение и совершенно случайно напали как раз в тот момент, когда японские самолеты, уставшие от бесконечных американских атак, вернулись из боевого вылета – палубы были завалены заправочными шлангами, боеприпасами и техникой. «Донтлесы» спикировали, и, как на параде, разбомбили корабли. За несколько минут японцы потеряли три ударных авианосца и две тысячи человек экипажа.

Дальше – дело техники: вечером американские авианосцы «завалили» оставшийся японский авианосец «Хирю». Оставшись без авианосцев, адмирал Ямамото отменил операцию – артиллерийские корабли были бессильны перед палубной авиацией. В подтверждение этих слов, на следующий день американские летчики утопили крейсер «Микума», потеряв один самолет. Помнится, при атаке авианосцев, расклад был 15:0. Аксиома звучит так: в открытом море нет надежнее средства для прикрытия эскадры, чем палубное авиакрыло.

В шахматах есть понятие «темп». Ты жертвуешь фигуру (чаще одну-две пешки в дебюте), но взамен получаешь специфическое превосходство: твоя атака идет полным ходом, у тебя развиты фигуры и создана угроза на нужном направлении. Противник «проглотил» пешку, но у него хуже позиция, его фигуры стоят неудачно и потребуется пара ходов для улучшения ситуации. Эти два спасительных хода – твой выигрыш. Атакуй, создавай угрозы, пока противник решает свои насущные проблемы. Главное — не теряй темп!
В бою у атолла Мидуэй американцы действовали в лучших самурайских традициях: едва разведчик обнаружил японскую эскадру – все пилоты ломанулись в бой. Нескоординированная атака малыми группами самолетов привела к крупным потерям, но сражение было выиграно.
Японцы, наоборот, действовали по-американски: расчетливо, строго по инструкции. Но пока они меняли бомбы на торпеды, а торпеды на бомбы — они внезапно очутились на дне.

СОВЕТСКИЙ «ЭНТЕРПРАЙЗ»
«Если б ум бы был бы у Лумумбы...»
— советский стишок о лидере Демомкратической Республики Конго

Восемь реакторов. Кто быстрее? (девиз «Энтерпрайза»)

Атомный ударный авианосец «Энтерпрайз» изменил все представления о тактике морского боя; его можно ставить в один ряд с легендарными боевыми кораблями ХХ века — линкором «Дредноут» или первой атомной подводной лодкой «Наутилус».
Удивительный корабль был спущен на воду в сентябре 1960 года и вот, уже более 50 лет, он находится в действующем составе флота. Послужного списка «Энтерпрайза» хватит не на один десяток обычных кораблей: его первое же боевое задание — морская блокада Кубы в октябре 1962 года, поставило мир на грань Апокалипсиса. «Большой Е», как ласково называют его американские моряки, совершил шесть боевых походов к побережью Вьетнама и провел спасательную операцию на о. Маврикий, сильно пострадавшем от тропического урагана (хоть одно доброе дело!).
В 80-е годы авианосец принял активное участие в «танкерной войне», эскортировал танкеры в зоне Персидского залива, а в 1988 году «Энтерпрайз» вступил в бой с кораблями ВМС Ирана.
90-е годы, старый «морской волк» снова на ходу: «Энтерпрайз» оказал помощь в подавлении восстания на Филиппинах, обеспечил «бесполетные зоны» над Югославией и Ираком, провел операцию «Лиса пустыни». В 2001 году его самолеты выполнили 700 боевых вылетов против целей на территории Афганистана, в 2003 году «Энтерпрайз» поддерживал вторжение в Ирак. И наконец, 9 апреля 2012 года ржавый корабль снова вернулся в Персидский залив, угрожая нанести удар по территории Ирана. А, в случае неудачи, устроить восемь Чернобылей, сделав Ормузский пролив несудоходным на сотни лет. Да, уважаемый читатель, американскую вундервафлю приводят в движение восемь (!) ядерных реакторов «Вестингауз» А2W.
Помимо настоящих боевых походов, в которых палубные летчики высыпали на голову противника по 2520 тонн боеприпасов (такова емкость погребов авианосца), «Энтерпрайз» принимал участие в десятках многочисленных учений, ставил рекорды, ходил в кругосветку без остановки. испытывал новую технику и демонстрировал свои «мускулы» по всему миру…Неудивительно, что активная зона реакторов авианосца выгорала за два года вместо запланированных 13 лет эксплуатации.



Краткая техническая справка
Ударный атомный авианосец «Энтерпрайз». Длина полетной палубы – 331,6 метра. Полное водоизмещение – 93 тысячи тонн. Экипаж – 4800 человек. Скорость – более 33 узлов.
Вооружение: 70-80 летательных аппаратов. Типичный состав авиакрыла (на 1975 год): 24 палубных истребителя F-14 «Томкэт», 24 легких штурмовика А-7 «Корсар», 12 штурмовиков А-6 «Интрудер», 4 самолета дальнего радиолокационного обнаружения Е-2 «Хоукай», 4 самолета радиоэлектронного подавления средств противника ЕА-6B «Праулер», 4 заправщика КА-6D, 3 тактических разведчика RA-5C «Виджленте», эскадрилья противолодочных самолетов S-3 «Викинг» (до 10 штук), 8 транспортных и противолодочных вертолетов SH-3 «Си Кинг».
Названия самолетов просто шикарные: «Интрудер» («самозванец»), «Праулер» («мародер»), «Виджленте» («линчеватель»). А также «Корсар» и «Ястребиный глаз». F-14, как и все самолеты корпорации «Груммам» получил «кошачью» кличку — «Томкэт» (сленг. «огромный толстый котяра»).

Следует признать, атомный супер-авианосец оправдал свое имя, данное ему в честь авианосца «Энтерпрайз», победившего в бою у атолла Мидуэй. Американские моряки использовали по максимуму возможности нового корабля, а Соединенные штаты извлекли из проекта «Энтерпрайз» максимум политических и военных дивидендов. Все это удовольствие стоило 450 миллионов долларов в ценах 1960 года. Цена «Энтерпрайза» испугала Пентагон – Америка на 10 лет отказалась от строительства атомных авианосцев.
Зато Военно-морской флот Советского Союза не знал страха перед любыми угрозами. Советские моряки не боялись океанских глубин и жестоких штормов. В 1962 году, на четырех дизельных подлодках, наши герои пошли на прорыв американской блокады, не испугавшись «Энтерпрайза». На фоне подобных перипетий проблемы с финансированием кажутся просто мелким конфузом. Проблема, которая решается за деньги – не проблема.

«Подводный самолет»

28 декабря 1963 года Советский Союз начал строить свой супер-ответ «Энтерпрайзу». В этот день на заводе «Севмаш» была заложена крейсерская подводная лодка К-162 проекта 661 «Анчар», получившая среди моряков прозвище «Золотая рыбка». Скоростная лодка нового поколения, с титановым корпусом, усовершенствованной атомной энергетической установкой и с возможностью запуска крылатых ракет из подводного положения.
При проектировании лодки решением руководства было запрещено использовать какие-либо уже освоенные приборы, автоматику и оборудование, была создана целая отрасль производства – никогда прежде титан не использовался в качестве конструкционного материала в судостроении. Работа с титановой «оболочкой» субмарины доставила хлопот – уже сформированный корпус несколько раз разбирали на стапеле и собирали заново.

Через шесть лет советский чудо-корабль вступил в строй; 18 декабря 1970 года «Золотая рыбка» установила мировой рекорд скорости в подводном положении – 44,7 узла (82 км/ч)! Непревзойденный до сих пор результат.
Осенью 1971 года К-162 совершила поход на всю автономность в район Бразильской котловины, за два месяца лишь один раз поднявшись на поверхность океана. В ходе своего знаменитого рейда К-162 устроила жестокую погоню за авианосной ударной группировкой ВМС США. Авианосец «Саратога», несмотря на все многочисленные попытки, так и не смог в течении суток оторваться от советской лодки и, решив что его преследует целая эскадра подводных убийц, вернулся на прежний курс. От дальнейшего участия в гонке он категорически отказался и больше не обращал внимание на присутствие К-162. Командир АПЛ Голубков писал…«Я впервые ощутил реальную возможность занять любую нужную мне позицию относительно авианосца…».
Главное оружие «Золотой рыбки» — противокорабельный комплекс П-70 «Аметист» («Starbright» — «звездный свет» по классификации НАТО), 10 пусковых установок побортно в носовой части, в пространстве между легким и прочным корпусом. «Аметист» впервые позволил запускать ПКР из под воды, что резко увеличивало боевую устойчивость лодки. В техническом плане «Аметист» — дозвуковая ракета, маршевая скорость – 0,9М. Расчетная высота полета – 80 метров над поверхностью воды. Длина каждой ракеты – 7 метров, стартовая масса – 3,5 тонны. В качестве боевой части применялся обычный заряд (530 кг взрывчатки) или специальная боевая часть мощностью 200 килотонн. Весь боекомплект мог быть выпущен двумя залпами по 5 ракет с интервалом 3 минуты.

Кроме противокорабельных ракет, подводная лодка К-162 была вооружена комплексом торпедного оружия – 4 торпедных аппарата калибра 533 мм и 12 торпед к ним, что несколько расширяло ее возможности. Гидроакустический комплекс МГК-300 «Рубин» обеспечивал обнаружение шумящих целей при одновременном автоматическом сопровождении двух из них с выдачей данных в системы управления ракетным и торпедным оружием.

Никто не применял это оружие в реальных боевых условиях, но большинство специалистов полагают, что в начале 70-х годов, противокорабельные ракеты П-70 «Аметист» уже не представляли значительной угрозы для соединений кораблей ВМС стран НАТО. Во-первых, небольшая дальность стрельбы – в среднем 65 километров – не позволяло лодке нанести удар с безопасного расстояния. Во-вторых, даже эта дальность не могла быть обеспечена без использования внешних средств целеуказания (как правило, дальних разведчиков Ту-95РЦ), что, в свою очередь, ставило экипаж «Туполева» в опасное положение – для палубных перехватчиков не представляет труда сбить медленный одиночный самолет.

Особенно много вопросов вызывал тот факт, что «Золотая рыбка» обладала повышенной акустической заметностью: на полном ходу в центральном посту уровень шума доходил до 100 децибелл. В таких условиях советскую подлодку было слышно на другом конце океана. Несмотря на все свои прекрасные скоростные характеристики, К-162 были начисто лишена главного свойства любой субмарины – скрытности, что ставило под сомнение целесообразность программы строительства подобных «сверхскоростных» подводных лодок. Бессмысленно соревноваться в скорости с противолодочной авиацией. В результате, вместо запланированной серии из 10 АПЛ пр.661 «Анчар» была построена лишь одна К-162.



Краткая техническая справка
Атомная подводная лодка с крылатыми ракетами пр. 661 «Анчар». Предназначена для нанесения ракетных и торпедных ударов по авианосным группировкам «вероятного противника». Водоизмещение (надводное/подводное) – 5197 тонн/7000 тонн. Скорость в подводном положении – 44,7 узла. Предельная глубина погружения — 400 метров. Экипаж – 82 человека.

К-162 (с 1978 года тактический номер изменен на К-222) совершила еще несколько походов и приняла участие в глобальных учениях «Океан-75». Уникальная субмарина прослужила под флагом ВМФ СССР около 15 лет и была выведена из эксплуатации в 1984 году. Утилизирована в 2010 году.

Когда зомбоящик начинает ныть о «нищете» Советского Союза, а убеленные сединой адмиралы в который раз рассказывают сказку об «ассиметричных ответах» и поиске «простых и дешевых решений», мне становится грустно. Строительство сверхскоростной титановой подводной лодки К-162 обошлось СССР в 240 миллионов рублей. Учитывая, что в 60-х годах за один доллар давали 90 копеек, АПЛ К-162 стоила как 2/3 атомного авианосца «Энтерпрайз»!
Неспроста лодку назвали «Золотой рыбкой». Ее уникальный титановый корпус стоил столько, будто бы он был отлит из чистого золота. Я только за, если «броня крепка и лодки наши быстры», но когда субмарина стоит, как гигантский авианосец…это выглядит не очень разумно. Единственная задача, которую могла выполнять К-162 – борьба с авианосцами ВМС США (и даже здесь возникаем масса сомнений насчет выполнимости задания).

«Вы не учитываете стоимость авиакрыла!» — возмутится внимательный читатель. Верно, 80 самолетов и вертолетов по стоимости равны половине авианосца. Но и «Золотая рыбка» — не единственное оружие советских моряков для борьбы с авианосцами. Чего только стоит Морская космическая система разведки и целеуказания! Я привожу этот пример почти в каждой статье – стоимость эксплуатации системы наведения для прекрасных ракет П-700 «Гранит» составляет миллиард долларов в год! Какой может идти разговор об «ассиметричном ответе», если стоимость годовой эксплуатации МКРЦ «Легенда-М» сопоставима со стоимостью годовой эксплуатации двух авианосных группировок ВМС США? А сколько стоили, например, экранопланы и прочие «Каспийские монстры»?

Иногда в стоимость АУГ ошибочно включают стоимость кораблей эскорта. Это в корне неверно. Фрегаты, эсминцы и подводные лодки – необходимые компоненты любого настоящего флота. Хитрость в том, что корабли ВМС США довольно редко ходят по одиночке, обычно из них формируются «авианосные ударные группировки» — в результате такого решения каждый корабль приобретает дополнительные возможности, повышая эффективность всей системы в целом. АУГ – это не материальный объект, это – тактика применения морских сил. Авианосец получает противоракетную и противолодочную оборону в ближней зоне, в свою очередь, крейсера эскорта получают авиационное прикрытие на дальних рубежах. А, как известно, нет надежнее системы ПВО, чем палубные перехватчики.



Так зачем понадобилось «изобретать велосипед», если еще со времен Мидуэя понятно, какой тип корабля является властелином океана. Советскому Союзу действительно повезло – бесценный опыт применения палубной авиации был получен не нашей кровью. Японцы и американцы все испытали и проверили в бою. Отлично работает! Тогда зачем?

Американцы не были бы американцами, если бы не сделали из авианосца яркое, красочное шоу.
Чтобы отвлечь читателей от грустных мыслей, предлагаю ответить на несложный вопрос: вы можете представить себе, если во дворе вашего дома (331х78 метра – таковы размеры полетной палубы «Энтерпрайза») вместо ночной парковки – аэродром. А вместо машин – 30…40 настоящих самолетов. Вся эта техника постоянно движется, иногда разгоняясь до 200 км/ч! Вокруг снуют аэродромные тягачи, спецтехника, окутываются паром четыре катапульты, натягиваются тросы авиафинишеров и мелькают вертолетные лопасти. При этом сам авианосец движется со скоростью 60-70 км/ч, на палубах настоящий ураган от ветра, а выхлопы работающих реактивных двигателей грозят вас «сдуть» с 20 метровой высоты полетной палубы в море. Грохот, свист, шлейфы дыма. Все еще не можете представить, насколько опасна работа на полетной палубе авианосца? Тогда предлагаю посмотреть несколько забавных видеофрагментов.

Вот, пожалуйста, матросы из расчета «final checkers» катаются по палубе, как горох. Спрашивается: что эти чудики забыли под брюхом взлетающего самолета? Это их работа — «final checkers» («последние проверяющие») — смотрят ровно ли самолет установлен на катапульте, нет ли где каких-нибудь поломок, утечек жидкостей и т.д. после поездки самолета по палубе к стартовой позиции. Проверяют: вдруг самолет где-то «чиркнул» по крылу другой машины и что-то отвалилось. Очень часто «проверяющие» попадают под раскаленную струю реактивного двигателя и их таскает по палубе. А иногда выкидывет за борт.

[video=http://www.youtube.com/watch?v=SEvLCdImkos]

Следующее видео — 50 миллионов долларов улетело в неизвестном направлении. Ситуация следующая: штурмовик «Интрудер» промазал на посадке и не успел уйти на второй круг. Когда самолет потерял скорость и возникла опасность его падения в воду, Airboss (гл. авиадиспетчер) отдал приказ «Eject» («Катапультируйтесь!»). Пилоты послушно выпрыгнули (в 7-ми мильной зоне от корабля они беспрекословно выполняют все команды диспетчера). Пустой самолет отказался падать, поднял нос и улетел за облака.

[video=http://www.youtube.com/watch?v=czvEDNdyFBU]

Наконец, жестокое видео. Детям, беременным женщинам и лицам с неустойчивой психикой просмотр воспрещен. Матроса целиком засосало в реактивный двигатель (удивительно, но после этого он жив-здоров). Ночной вылет, 20-летний сержант Бриджес цепляет к катапульте носовую стойку шасси «Интрудера», двигатели ревут, самолет готов к взлету. Матрос забывает правило безопасности, встает в полные рост, попадает в зону всасывания и… исчезает в воздухозаборнике (смотреть — 00:58). Из заглохшего двигателя хлещет креросин...

[video=http://www.youtube.com/watch?v=GF3Iz7b95-8]

<bl

Морские крепости
Океанские лорды стали, Вы не детища тьмы иль света.

На территории бывшей морской крепости эстонской столицы открывается арт-фестиваль «Культурная пыль»
С пятницы, 11 июля, в эстонской столице на территории бывшей Батарейной морской крепости в течение двух дней пройдет пятый арт-фестиваль Культурная пыль.

Штурм неприступной морской крепости Корфу
Ура! Русскому флоту!.

Морские крепости. В агонии боя
Соотношение побед и поражений в боях с участием крупных кораблей описывается известной “кривой Гаусса”.


  • Авианосец,
  • ВМС,
  • Самолёт,
  • Лодка,
  • Корабль
Комментировать публикацию через Постсовет:
Комментарии (0) RSS свернуть / развернуть

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.


Комментировать публикацию через Вконтакте: