Транссиб: стратегический прорыв в трансконтинентальное будущее

Одним из базовых организующих элементов российского геополитического пространства следует по праву считать Транссибирскую магистраль.

Транссиб – величайший транспортный проект, соединивший два океана, позволивший России связать между собой мировые производственно-экономические центры и получить огромные возможности для будущего развития.



История Транссиба началась в 1892 году, когда министр путей сообщения Российской империи граф Витте – поистине величайший русский государственный деятель – предложил грандиозную по масштабности идею о строительстве железной дороги, которая бы соединила Петербург с Владивостоком. Витте, впоследствии ставший министром финансов, буквально заболел идей проекта сооружения Великого Сибирского пути – именно такое название первоначально получила новая магистраль. Особая заслуга в реализации проекта строительства магистрали принадлежит Императору Николаю II, лично всеми силами способствовавшему его завершению. Учрежденный Императором Комитет Сибирской железной дороги постановлял: «Сибирская железная дорога – это великое народное дело, которое должно осуществляться русскими людьми и из русских материалов». Строительство магистрали началось одновременно с двух направлений — от Челябинска на восток и от Владивостока на север и далее на запад. Сооружение дороги – великий подвиг русского народа, совершенный честным подвижническим трудом тысяч рабочих, инженеров, строителей, простых людей. По темпам строительства магистрали (10 лет), учитывая её грандиозную протяженность и крайнюю трудность строительства, Великий Сибирский путь не знал и не знает себе равных в мире. Во многом благодаря Транссибу СССР провёл мощную индустриализацию 30-х годов, во многом благодаря Транссибу наша страна одержала победу в Великой Отечественной войне, в значительной степени благодаря Транссибу не распалась и новая Россия после катастрофы 1991 года.

Транссибирская магистраль по сей день занимает центральное место в государственной политике России по строительству и поддержанию функционирования континентального транспортного коридора, тем самым определяя свою роль в мире как основного логистического звена, соединяющего Европу и Азию. При устранении существующих недостатков и дальнейшем инновационном развитии магистрали Россия планирует её качественную модернизацию и расширение с радикальным увеличением объёма транзитных перевозок.

Понятно, что стремление нашей страны к сохранению и углублению международной монополии на трансконтинентальный транзит, устраивает далеко не всех, и в борьбу за контроль над евразийским транзитом уже вступили новые игроки. Так, весной этого года стало известно, что правительство Киргизии включило в список приоритетных государственных проектов строительство железной дороги, соединяющей Китай с Узбекистаном. Строить дорогу будут китайцы, но сам проект курируется Западом. И хотя судьба проекта пока ещё довольно туманна, его маршрут и цели вполне ясны. Главной целью проекта является снижение транзитной зависимости Евросоюза от России и создание альтернативы Транссибу.

Предполагается, что новая железнодорожная магистраль, соединяющая Китай с Узбекистаном, пройдёт по территории Киргизии, далее через Туркмению до портов Каспийского моря, где вагоны будут погружаться на паромы и доставляться в Баку. В свою очередь Баку, Тбилиси и турецкий Карс свяжет уже достраивающаяся горная железная дорога, соединяющаяся западный берег Каспийского моря с материковой Турцией. А добраться до Босфора отсюда уже не проблема – дорога в Турции уже есть. Железнодорожный тоннель под Босфором, ведущий в Европу, также построен. Таким образом, перевозчики смогут отправлять грузы из голландского порта Роттердам в Шанхай через Турцию, Грузию, Азербайджан, Туркмению, Узбекистан и Киргизию.

Каковы же действия России по сохранению своей роли ведущей железнодорожной транзитной державы? Транссиб – величайшая дорога всех времён, но её необходимо развивать, присоединяя к ней всё новые вспомогательные магистрали, существование которых сделает Россию ещё более привлекательной в глазах мировых перевозчиков. Потенциально Россия способна предложить невиданные доселе скорости перевозки грузов по континенту. Каким же образом это можно сделать?

Среди стратегических транспортных проектов, реализуемых сейчас в России, выделяется строительство новой железнодорожной магистрали под названием БЕЛКОМУР (Архангельск — Карпогоры — Сыктывкар — Пермь — Соликамск) протяженностью около 1160 км. Проект дороги разрабатывался ещё до переворотов 1917 года, однако его реализация затянулась на целый век, а современным проектировщикам пришлось начинать его практически с нуля – значительная часть советской проектной документации по БЕЛКОМУРу мистическим образом пропала после распада СССР. Ввод магистрали в действие запланирован на 2017-2018 годы.

Новая магистраль сократит расстояние перевозок между скандинаво-балтийским и восточноазиатским регионами более чем на 25%! Кроме того, строительство дороги даст мощный толчок в развитии соответствующим регионам России, прежде всего Республике Коми.

БЕЛКОМУР может иметь и своё грандиозное продолжение, которое способно раз и навсегда решить проблему межконтинентального транзита (транзита из Евразии в Северную Америку) – это строительство Трансарктической магистрали (пока что это проект из области футурологии). А вот продолжение Транссиба на американский берег Берингова пролива через мост или тоннель – идея, о реализации которой говорят всерьёз и всё чаще. Строительство такого объекта фактически реализует идею создания единого мирового логистического пространства, центральное место в котором займёт Сердце Мира (Хартленд) – Россия.

Весной этого года глава РЖД Владимир Якунин заявил, что Россия и США могут быть связаны железной дорогой, причем «не в очень отдаленном будущем». Планы строительства тоннеля под Беринговым проливом существуют уже много десятилетий. Эксперты всего мира говорят о колоссальном экономическом эффекте, который может иметь проект в случае своей успешной реализации.
Президент РЖД Владимир Якунин: «Уверен, что перспективы продолжения железной дороги на Камчатку и дальше через тоннель для соединения с североамериканскими дорогами – это проект с реализуемостью в не очень отдаленном будущем» (цитата ИТАР-ТАСС). Впрочем, ничего сенсационного в весеннем заявлении Якунина нет, поскольку идея реализации проекта соединения двух континентов железнодорожным путем через Берингов пролив был озвучен ещё в 2007 году в «Стратегии развития железнодорожного транспорта в РФ на период до 2030 года».

Строительство Амуро-Якутской железной дороги – северного ответвления Транссиба, способного продолжиться до американских берегов, завершается. Достроить последний кусок железной дороги Беркакит – Томмот – Якутск планируется к 2013 году. До 2030 года РЖД планирует продолжить магистраль из Нижнего Бестяха до Магадана, а затем и в Чукотский автономного округа и Камчатский край. А о возможном строительстве тоннеля под Беринговым проливом можно будет говорить лишь после 2030 года.

Строительство железнодорожных магистралей на Крайнем Севере и сооружение тоннеля в Америку через Берингов пролив, несомненно, станет колоссальным прорывом для нашей страны и снимет большинство вопросов относительно поиска геополитическими конкурентами России возможных дублёров Транссиба. Северный транспортный коридор, дублирующий Транссиб либо являющийся его продолжением, но так или иначе с ним сообщающийся, может стать основной магистральной артерией всей планеты, соединив современными скоростными дорогами её богатейшие регионы, на долю которых приходится львиная доля мирового производства и экономической мощи, – ЕС, АТР, США и Канаду с Евразийским экономическим пространством. Россия с её уникальным географическим положением и вековыми традициями грандиозного железнодорожного строительства имеет все шансы на успех в этом грандиозном мероприятии.

Использована информация:
dergachev.ru/Russian-encyclopaedia/18/66.html
www.rosbalt.ru/exussr/2012/03/29/963292.html
www.rg.ru/2011/08/23/transsib.html
vz.ru/economy/2012/3/15/568654.html

Об этом пишет сегодня Военное обозрение.

The Huffington Post: Народ Азербайджана с уверенностью смотрит в свое будущее
БАКУ /Trend/ — За два с половиной десятилетия после восстановления независимости Азербайджанская Республика превратилась в значительного регионального игрока, «краеугольный камень» Кавказско-Каспийского региона.

Аналитики: Курс гривны в начале будущего года окажется под давлением
КИЕВ, 31 декабря. Курс гривны в начале 2016 года окажется под давлением. Такое мнение высказали банкиры, опрошенные агентством «Интерфакс-Украина».

Т-50 – российский прорыв в будущее
В конце мая внимание авиационных экспертов привлекло заявление главкома ВВС России генерал-полковника Виктора Бондарева, который сообщил, что разрабатываемый в ОКБ «Сухой» истребитель пятого поколения Т-50 превзойдет американские аналоги F-22 и F-35.

Обновление ракетных войск стратегического назначения в 2014 году
Одним из главных направлений работ в рамках Госпрограммы вооружений, рассчитанной до 2020 года, является обновление оружия и техники ракетных войск стратегического назначения (РВСН).


  • Дорога,
  • Магистраль,
  • Строительство,
  • Проект,
  • Транссиб
Комментировать публикацию через Постсовет:
Комментарии (0) RSS свернуть / развернуть

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.


Комментировать публикацию через Вконтакте: