"Внеблоковость" Януковича и НАТО

Уже к началу лета нынешнего года стало ясно: в условиях весьма туманного внешнеполитического курса нынешней украинской власти на фоне продолжении «выяснения отношений» с Россией и ЕС для Виктора Януковича остается последняя площадка на Западе, на которой его еще готовы выслушивать, – это НАТО.



Правда, как показал весенний Чикагский саммит Альянса, даже в рамках сотрудничества по линии Украина-НАТО европейские и американские лидеры не спешат бросаться в объятия украинскому руководителю, подчеркивая свой интерес лишь к участию украинских Вооруженных сил в операциях, проводимых Брюсселем. И тем не менее сегодня в сфере национальной безопасности и обороны Украины не без согласия властей особое внимание уделяется активизации взаимодействия с «друзьями из Альянса», которое на данный момент осуществляется согласно Годовой национальной программе сотрудничества Украина — НАТО на 2012 год (ГНП), утвержденной Указом Президента Украины от 19 апреля 2012 года № 273/2012.

Как сказано в самом документе, «отношения Украины с Организацией Североатлантического договора имеют весомое значение для обеспечения региональной и международной безопасности, а потому «Украина будет продолжать конструктивное партнерство с Альянсом… по всем вопросам, определенным соответствующими двусторонними документами, которые составляют взаимный интерес, с соблюдением принципов, зафиксированных в Хартии об особом партнерстве между Украиной и Организацией Северно-атлантического договора, подписанной 9 июля 1997 года, и в Декларации о ее дополнении от 21 августа 2009 года».

Здесь стоит сразу сделать оговорку. Указанные документы 1997 и 2009 годов утверждались соответственно президентами Украины Леонидом Кучмой и Виктором Ющенко. Оба декларировали, что стратегической целью Украины является вступление Украины в НАТО. Правда, если для Ющенко этот пункт сомнений не вызывал, то у Кучмы тяга к евроатлантической интеграции возникла в результате сложных игр с Кремлем и в немалой степени как средство шантажа России. Но тем не менее именно при Кучме впервые был официально задекларирован курс на вступление Украины в Альянс, что и было зафиксировано в важнейших стратегических документах государства, в частности в Военной доктрине.

Однако, как известно, с приходом к власти нынешний президент Украины Виктор Янукович без всяких оговорок отказался от вступления в НАТО и провозгласил внеблоковость Украины. Однако, как видим, формат сотрудничества Киева с Брюсселем от этого никак не поменялся, имея юридической основой прежние документы, направленные на евроатлантическую интеграцию Украины. И это кажется весьма странным.

Что интересно, в самой ГНП-2012 записано, что «выполнение Годовой национальной программы сотрудничества Украина — НАТО на 2012 год будет способствовать продолжению внутригосударственных реформ в сфере безопасности, оборонной, экономической, правовой и других сферах с учетом опыта выполнения соответствующих программ на протяжении 2009 — 2011 гг. Программа отвечает определенным Президентом Украины заданиям относительно проведения широкомасштабных внутренних реформ, а также программным основам деятельности Правительства Украины».

Это более чем странная фраза. Ведь из нее следует, что ГНП-2012 (как и аналогичные программы 2010-2011 годов, принятые уже с приходом к власти Януковича) базируются на ГНП Ющенко, при котором эти программы и появились. В то же время Ющенко открыто заявлял, что ГНП – это программы по подготовке вступления Украины в Альянс. Более того, последняя ГНП Ющенко так и была переименована (официально!): «Годовая национальная программа по подготовке Украины к обретению членства в Организации Североатлантического договора». Получается, «внеблоковый» президент Украины перехватил у «евроатлантического» эстафету и активно продолжает прежние начинания?

Стоит также учесть, что такое ГНП сама по себе. По сути, это пространный перечень обязательств, которые берет на себя Украина в различных сферах жизнедеятельности государства, эдакий годовой план, как указано в самой ГНП, «внутригосударственных реформ в сфере безопасности, оборонной, экономической, правовой и других сферах» (при этом военному сектору безопасности на самом деле уделено не так много внимания – никак не меньше обязательств по борьбе с коррупцией и совершенствованию всей правовой сферы, экономическим реформам, преобразованиям в сфере энергетики и т.д.). Смысл ГНП изначально состоял в том, чтобы «подогнать» Украину под требования Альянса, внедрить стандарты НАТО в различные сферы жизнедеятельности и обеспечить взаимодействие вооруженных сил и «оборонки» страны-кандидата на вступление в Альянс со странами-членами НАТО. И вот сейчас Киев, как следует из нынешнего документа, усиленно продолжает эти реформы «с учетом опыта выполнения соответствующих программ» того времени, когда он неудержимо стремился в НАТО.

Интересно, что в разделе 1.3. «Внешняя политика» ГНП как бы умиротворяюще сказано, что «Украина с учетом своих национальных интересов проводит сбалансированную внешнюю политику, которая основывается на принципах международного права, в частности принципах равноправия и взаимовыгодного сотрудничества». Однако тут же в подпункте «1.3.1. Конструктивное партнерство с Организацией Североатлантического договора в сфере поддержки безопасности евроатлантического пространства. Участие и поддержка миротворческих операций и миссий под эгидой Альянса» декларируется, что «Украина будет продолжать вносить свой вклад в дело поддержания мира и стабильности на евроатлантическом пространстве и вне его границ… Будут осуществляться дальнейшие шаги по практическому выполнению обязательств Украины относительно участия Вооруженных Сил Украины в Силах реагирования НАТО». И как итог: «Украина и в дальнейшем будет оказывать поддержку миротворческим и гуманитарным миссиям и операциям Альянса».

Здесь декларация о «принципах международного права» явно противоречит дальнейшему содержанию. Ведь не секрет, что НАТО в последнее время все более отодвигает ООН и иные международные организации на второй план, стремясь и оставляя за собой право реализовывать различные военные инициативы по своему усмотрению, подстраивая потом под них вынужденные решения Объединенных Наций уже задним числом. Если же верить ГНП, то Украина готова поддерживать и участвовать В ЛЮБЫХ операциях и инициативах Альянса, вне зависимости, насколько они вяжутся с международным правом – никаких специальных оговорок по этому поводу в документе нет.

По поводу инициатив НАТО в ГНП-2012 есть еще один интересный момент. В частности, как среднесрочная цель в сотрудничестве Киев-Брюссель в документе определено, что Киев будет «изучать возможность взаимодействия Украины с НАТО в вопросах противоракетной обороны». Формулировка весьма расплывчатая, и в реальности может означать все что угодно – от проведения консультаций до размещения РЛС и противоракет ПРО на украинской территории. Создается впечатление, что такой формулировкой в Киеве попытались сделать «задел на будущее», но так, чтобы на данный момент не получить серьезное противодействие со стороны России, отношение которой к развертыванию системы ПРО НАТО общеизвестно.

Относительно участия в иных инициативах НАТО Украина на данный момент берет на себя обязательства:

— обеспечивать деятельность украинского миротворческого контингента в рамках участия в операции НАТО в Косово (КФОР);

— обеспечить участие персонала Украины в проведении операции Международных сил содействия безопасности (МССБ) в Афганистане;

— предоставлять воздушный коридор для осуществления перелетов самолетов военно-транспортной авиации вооруженных сил государств — членов Альянса через территорию Украины в рамках участия в операции в Афганистане;

— обеспечить участие представителей Украины в заседаниях Североатлантического совета НАТО на уровне министров иностранных дел, министров обороны, постоянных представителей, Военного комитета НАТО на уровне начальников генеральных штабов и военных представителей, Комитета НАТО по вопросам политики проведения операций;

— обеспечить участие корабля Военно-морских сил Вооруженных Сил Украины и деятельности первичного национального Контактного пункта в военно-морских операциях в Средиземном море в рамках операции НАТО «Активные усилия»;

— продолжить плановую подготовку подразделений спецназа СБУ для участия в операциях Альянса «в рамках выполнения Программы НАТО Партнерство ради мира» (имеются в виду операции по борьбе с терроризмом);

Здесь же оговариваются и «бонусы», которые Украина хочет получить от НАТО взамен за свою «политику содействия» Альянсу. В частности, среди тех же среднесрочных целей сотрудничества указано, что Киев с Брюсселем намерены «разработать механизм проведения консультаций в формате Комиссии Украина — НАТО в случае возникновения прямой угрозы суверенитету, независимости, территориальной целостности и нерушимости границ Украины».

А это уже очень и очень интересно. Ведь, как следует из этой формулировки, по сути, Украина, заявив о своем нежелании вступать в НАТО, пытается разработать некий механизм получения гарантий безопасности от Альянса в случае прямой агрессии или иных угроз ее безопасности. Сам по себе Североатлантический альянс и есть такой механизм, но только – для своих стран-членов (как известно, пункт 5 базового для НАТО Вашингтонского договора определяет, что нападение на одну или несколько стран-членов НАТО считается нападением на весь Альянс). Но чтобы НАТО давало такие гарантии «чужому» государству… Это что-то новенькое.

Таким образом, складывается странная ситуация. «Внеблоковая» Украина проявляет серьезную активность в сотрудничестве с НАТО, декларирует свою поддержку любых операций и инициатив Альянса, участвует во многих из них (включая и те, в которых не участвуют даже некоторые страны-члены НАТО – КФОР, Афганистан, операция в Средиземном море «Активные усилия» и т.д.). Кроме того она выполняет план реформирования всех сфер жизнедеятельности государства в соответствии со стандартами Альянса и даже стремится получить для себя некоторые гарантии безопасности от НАТО – в плане защиты «суверенитета, независимости, территориальной целостности и нерушимости границ».

Возникает резонный вопрос: если это внеблоковость, то что же тогда подразумевается под термином «членство в Альянсе»?

Об этом сегодня сообщает Военное обозрение.

Квирикашвили: одним из главных приоритетов Грузии является интеграция в ЕС и НАТО
ТБИЛИСИ, 26 ноября. /Корр. ТАСС Тенгиз Пачкория/. Одним из важнейших приоритетов деятельности правительства Грузии «является продолжение процесса интеграции в ЕС и НАТО».

Председатель Еврокомиссии посоветовал Украине не мечтать о вступлении в ЕС и НАТО
Между тем Пушков отказал Украине в «доктрине самого большого паразита» Евросоюза.

«Дело дойдет до ввода войск России и НАТО на Украину»
Сами украинцы уверенно ведут Украину к распаду Генеральный директор Центра политической информации Алексей Мухин в эксклюзивном интервью порталу KM.

Диалог Грузии и НАТО «не направлен против кого-либо», заявили в Тбилиси
ТБИЛИСИ, 17 ноя — РИА Новости, Мэги Кикалейшвили. Сотрудничество Грузии и НАТО «не направлено против кого-либо», заявил в четверг премьер страны Георгий Квирикашвили.


  • НАТО,
  • Украина,
  • Безопасность,
  • Альянс,
  • Участие
Комментировать публикацию через Постсовет:
Комментарии (0) RSS свернуть / развернуть

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.


Комментировать публикацию через Вконтакте: