Арктический патруль

Самое северное государство Евросоюза, страна фьордов, гор и ледников.

Один из главных претендентов на природные богатства Арктики. Знакомьтесь, красавица Норвегия. Так как мы с вами не простые туристы, а любители флотских историй, предлагаю читателям сегодня сделать небольшой обзор современно Королевского норвежского военно-морского флота (Kongelige Norske Marine).

Старая, но недобрая знакомая

На Севере нет морского офицера, который бы не знал, кто такая «Marjata». Моряки в шутку включают «Машку» в боевой состав Северного флота, т.к. она проводит на полигонах в Баренцевом море больше времени, чем наши корабли.
Редкий выход на выполнение задач боевой подготовки обходится без встречи с этой дамой. «Марьята» часто заходит в закрытые районы и мешает выполнению боевых упражнений, измеряет поля и параметры наших станций, перехватывает радиосигналы и ведет наблюдение за испытанием новых систем.



Итак, специализированный корабль радиоэлектронной разведки F/S «Marjata», третье поколение. В годы Холодной войны они позиционировались исключительно как мирные научно-исследовательские корабли. Современная «Марьята» находится на балансе E-tjenesten — Норвежской военной разведки, год вступления в строй – 1995.
Длина корабля по КВЛ – 72 метра, максимальная ширина – 40 метров. Полное водоизмещение достигает 7560 тонн. Скорость – 15 узлов. Экипаж – 45 человек: 14 человек управляют кораблём, остальные – технический персонал и офицеры связи. По данным, предоставленным E-tjenesten, экипаж «Марьяты» состоит только из американских специалистов.

Как вы уже заметили, корпус «Марьяты» имеет непривычную форму, выполненную в виде «утюга» (Ramform-type ship design). «Марьята» создавалась специально для решения разведывательных задач – для стабильной работы разведывательной аппаратуры потребовалось обеспечить высокую стабильность корабля. Чтобы не создавать помех во время записи измерений, большое внимание уделено уменьшению уровня шума и вибрации механизмов корабля. «Марьята» оборудована всем необходимым для длительной работы в суровых условиях Арктики, все радиоэлектронные системы на палубе защищены теплоизолирующими кожухами. Какая-либо информация о разведывательной «начинке» корабля отсутствует.


А Машка-то не простушка. ВМБ Норфолк, штат Вирджиния

Несмотря на свой американский экипаж и выполнение боевых задач в интересах НАТО, «Марьята» была построена норвежцами и базируется в г. Киркенес (в 8 км от российско-норвежской границы). Ходит под флагом ВМС Норвегии и часто выдает себя за научно-исследовательское судно.
В последнее время основная зона деятельности «Марьяты» находится между 34 – 36 градусами восточной долготы, в районе, находящемся в непосредственной близости от границы территориальных вод России. Например, в период с марта по май 2007 года норвежский «утюг с яйцами» совершил сюда 10 разведывательных походов! Нашими моряками установлено, что аппаратура «Марьяты» позволяет вести радиоперехват на удалении до 500 км, иными словами, «утюг» полностью контролирует обстановку в Баренцевом море.
В 2010 году норвежская разведка начала разговор о строительстве четвертого поколения кораблей «Марьята». Североморцы, будьте зорче втрое!

Новые покорители Арктики

К концу ХХ века флот великих мореплавателей-викингов представлял собой грустное зрелище. Самая богатая страна в мире, с самым высоким уровнем жизни населения, не имела ни одного современного боевого корабля. Фрегаты типа «Осло», созданные еще в 60-е годы, несмотря на мощное и разнообразное вооружение, регулярную модернизацию и грамотное обслуживание, уже не могли в полной мере отвечать современным требованиям. А ничего более серьезного у Королевского норвежского флота на рубеже 2000-х не было. Малые ракетные катера (14 единиц), патрульные корабли и несколько тральщиков со стеклопластиковым корпусом могли эффективно применяться лишь для защиты прибрежной зоны. Положение отчасти спасали 6 дизельных подводных лодок типа «Ула», построенных в Германии в конце 1980-х.

Норвежцы начали поиск подходящей замены для своих древних фрегатов. Очень привлекательно смотрелся Иджис-эсминец типа «Орли Берк», тем более американцы не возражали против передачи технологии «Иджис» своим партнерам по НАТО. Но, путем тщательного анализа геополитической обстановки, возможных вариантов применения ВМС и тактико-технических характеристик различных зарубежных конструкций, моряки пришли к выводу, что «Орли Берк» не отвечает интересам ВМС Норвегии: он слишком крупный, избыточно мощный, а следовательно дорогой. Выгоднее всего смотрелся вариант создания собственного фрегата с системой Иджис на основе испанских боевых кораблей типа «Альваро де Базан» — уменьшенных копий «Орли Берков». Решено было сотрудничать с Испанией.
В течение нескольких лет был готов технический проект, и в период с 2006 по 2011 год в состав ВМС Норвегии вошли пять новых фрегатов типа «Фритьоф Нансен». Все пять боевых кораблей названы в честь великих норвежских путешественников: «Нансен», «Амундсен», «Свердруп», «Ингстад» и «Тур Хейердал».



В техническом плане все они представляют собой «бюджетные версии» испанских фрегатов. Комбинированная дизель-газотурбинная энергетическая установка типа CODAG позволяет кораблям развивать 26 узлов. Дальность плавания на крейсерской скорости составляет 4500 морских миль. Вполне приличные показатели для фрегатов полным водоизмещением 5300 тонн.
Что касается вооружения «Фритьофа Нансена», то главной «изюминкой» корабля, без сомнения, является боевая информационно-управляющая система «Иджис» («Эгида») американского производства. Основной компонент – радар AN/SPY-1 с фазированной антенной решетной, позволяющий формировать узконаправленные лучи в произвольном направлении без механического поворота антенны. Отсутствие движущихся механики и современная электроника позволяют с интервалом в несколько миллисекунд произвольным образом менять направление «взгляда» радара.

Рабочий цикл РЛС AN/SPY-1 выглядит следующим образом. Большую часть времени занимает поиск, когда радар последовательно формирует узконаправленные лучи, равномерно заполняющие соответствующий квадрант пространства. Энергетические характеристики антенны позволяют контролировать пространство в радиусе 200 миль от корабля (на такой дальности можно обнаружить лишь цели в верхних слоях атмосферы; ниже радиогоризонта РЛС SPY-1 ничего не видит, как и все другие радары). Для каждой выявленной цели в течение нескольких секунд после обнаружения формируются несколько дополнительных лучей, которые определяют скорость (допплеровским методом) и точное направление движения цели.
Для некоторых целей может устанавливаться режим сопровождения, при котором цели облучаются радаром с интервалом в несколько секунд. Таким образом, радар SPY-1 может брать на сопровождение сотни целей в автоматическом режиме.

Компьютеры боевой информационно-управляющей системы «Иджис» позволяют за считанные мгновения оценить обстановку и провести селекцию целей. Четко следуя программе, «Иджис» может самостоятельно выбрать подходящий тип оружия и открыть огонь по наиболее угрожающим объектам. При этом, разумеется, БИУС подробно докладывает свои действия и решающее слово всегда остается за человеком – оператор может в любой момент нажать кнопку «отмена».
В комплекс вооружений фрегата типа «Фритьоф Нансен» входит вертикальная пусковая установка Марк-41 – один модуль на 8 ячеек, в каждой из которых помещаются 4 зенитные ракеты RIM-162 ESSM, таким образом общий боекомплект фрегата составляет 32 ракеты с эффективной дальностью стрельбы 50 километров. Чисто оборонительное вооружение. Совершенно очевидно, что норвежцы здорово сэкономили на оружии – аналогичный по размерам «Альваро де Базан» несет 6 модулей пусковой установки Марк-41, т.е. 48 ячеек.

Другой интересной ракетной системой «Нансена» являются 8 противокорабельных ракет Naval Strike Missle (NSM) — чисто норвежская разработка от компании Kongsberg Defence & Aerospace. Из особенностей NSM — она выполнена из радиопрозрачных материалов, и, по заявлениям разработчиков, умеет самостоятельно ставить активные помехи. В остальном – обычная дозвуковая ПКР с дальностью пуска около 200 км. Несколько типов боевых частей массой 120 килограммов, программируемые взрыватели. По сравнению с перспективными российскими противокорабельными ракетами «Оникс» или «Калибр», NSM кажется крошечной – длина мене 4-х метров (у ПКР ЗМ-54 «Калибр» этот показатель равен 8,2 метра), масса норвежской NSM в транспортно-пусковом контейнере 710 кг (стартовая масса ЗМ-54 «Калибр» — более 2-х тонн). Зато отечественные ПКР движутся на конечном участке траектории с тремя скоростями звука.

Артиллерийское вооружение фрегата «Фритьоф Нансен» развито слабо. Изначально планировали оснастить корабль 127 мм универсальной морской пушкой, но еще при строительстве от этой идеи отказались – в результате «Нансен» получил 76 мм артиллерийскую установку OTO Melara 76 mm/62 Super Rapid. Скорострельность – 120 выстр./мин. В принципе, дешево и сердито. Соответствует задачам норвежских моряков.


На фото хорошо заметно насколько пуста палуба корабля

На корабле предусмотрена возможность установки скорострельных артиллерийских комплексов «Фаланкс», «Голкипер» или любых других автоматических пушек калибром до 40 мм. Увы, в настоящий момент, ни один из «Фаланксов» не установлен – корабли вооружены системами M151 Sea Protector, позволяющими бороться лишь с пиратами и диверсантами. Норвеги экономят на спичках, мы помним как «жадность фраера сгубила». Корабль лишен какой-либо возможности отбиться от ПКР в ближней зоне. С другой стороны, «Нансену» врятли когда либо предстоит это делать.
Гораздо лучше обстоят дела с противолодочными возможностями фрегата. Корабль оснащен вертолетной площадкой и просторным ангаром в кормовой части. В качестве стандартного вертолета на корабле базируется многоцелевой Eurocopter NH-90. Для противолодочной обороны в ближней зоне имеется 12,75-дюймовый (324 мм) торпедный аппарат для запуска торпед «Sting Ray».
На «Нансенах» установлено забавное нелетальное оружие Long Range Acoustic Device (LRAD), по-сути шумовая пушка, способная отпугнуть пиратов нестерпимо громким звуком. А что, гуманно! Прямо в стиле Евросоюза.


«Фритьоф Нансен» в Североморске, 8 мая 2012 года. Справа — БПК «Адмирал Чабаненко»

Учитывая все вышесказанное, можно сделать вывод: новейшие норвежские фрегаты типа «Фритьоф Нансен» являются современными боевыми кораблями с высоким боевым потенциалом и способны справляться широким кругом поставленных задач. Некоторые слабости проекта обусловлены не техническими просчетами, а финансовыми ограничениями и желанием сделать оптимальный фрегат для нужд ВМС Норвегии. «Фритьоф Нансен» — настоящий Европейский корабль начала ХХI века.

Об этом сегодня сообщает Военное обозрение.

28 марта в Арктике начнут работу «медвежьи патрули»
28 марта 2014 года патрули Всемирного фонда дикой природы России начинают ежегодные наблюдения за белыми медведями в российской Арктике. – Медвежий патруль появился в 2006 году, – рассказал руководитель проекта…

От опасных хищников эскимосов защитит «медвежий патруль»
На Чукотке начал работать «медвежий патруль». Самый большой и опасный в Арктике зверь — белый полярный медведь — вышел из зимней спячки.

В горах и под водой: броневик «Патруль» на тестовых испытаниях
Основой новой бронированной машины является шасси КамАЗ-43501, представитель семейства автомобилей «Мустанг».

Арктический робот поможет военным ломать и строить
Инженерные подразделения российских железнодорожных войск Минобороны и полки «военного МЧС» оснастят уникальным робототехническим комплексом.


  • Корабль,
  • БОЕВ,
  • «фритьофа,
  • Фрегат,
  • ВМС
Комментировать публикацию через Постсовет:
Комментарии (0) RSS свернуть / развернуть

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.


Комментировать публикацию через Вконтакте: