Новые корабли для Каспийской флотилии

Последние несколько десятилетий Каспийская флотилия СССР, а затем и России не являлась самым приоритетным подразделением отечественного ВМФ.

Из-за географических и политических особенностей региона ей длительное время не придавалось особого значения. Дело в том, что в былые времена Каспийское море «делили» между собой только Советский Союз и Иран. Последний не считался особо опасным противником в плане морских сражений, поэтому в усилении Каспийской флотилии не видели смысла. Все поменялось с распадом СССР, когда вместо двух стран на побережье Каспийского моря одновременно возникли пять. К России – правопреемнице СССР – и Ирану добавились Казахстан, Азербайджан и Туркменистан. Соответственно, усложнилось и разделение внутреннего моря. До сих пор нет конкретных международных договоренностей на предмет раздела каспийской акватории и шельфа.



Именно вопрос принадлежности ископаемых и других природных ресурсов Каспия, по мнению множества экспертов, в будущем может стать причиной военных столкновений. Поэтому, вне зависимости от собственной мирной политики относительно моря, России следует заниматься развитием своих сил на Каспийском море. В последние несколько лет такие действия из единичных случаев стали превращаться в заметную тенденцию. Прежде всего, стоит отметить общие намерения относительно Каспийской флотилии. Согласно Госпрограмме вооружений-2020, к 2018 году материальная часть Флотилии должна быть обновлена на 90%. Кроме того, при создании новых кораблей учитываются все особенности их будущей службы в каспийских условиях.

В настоящее время на Зеленодольском судостроительном заводе строят сразу два малых артиллерийских корабля проекта 21631 «Буян-М»: «Град Свияжск» и «Углич». Кроме того, два корабля аналогичного класса («Астрахань» и «Волгодонск»), но более раннего проекта 21630 «Буян» уже служат на Каспийском море, а третий – «Махачкала» – войдет в строй в этом году. Помимо построенных или строящихся кораблей проектов 21630 и 21631 планируется построить еще около десятка.

Проекты «Буян» и «Буян-М» интересны не только тем, что они станут основой ударной силы Каспийской флотилии. В некотором смысле они являются представителями новейшего типа кораблей. Последние 10-12 лет западные военные и конструкторы работают над перспективными кораблями прибрежной зоны. Так, американская программа LCS подразумевает создание кораблей, похожих на корветы, приспособленных к действиям вблизи от берега. Причины американского интереса к таким кораблям достойны отдельного разговора и мы не будем останавливаться на них. Зато нужно рассмотреть причины запуска строительства отечественных проектов малых ракетных кораблей, в значительной мере похожих на LCS. Немалая часть границ России проходит по водоемам небольшой глубины, в том числе рекам. В таких условиях пограничникам или военным морякам нужны именно корабли, подобные «Буянам». Размеры этих кораблей вполне подходят для работы в таких условиях: длина корпуса 62 метра, осадка – 2м и водоизмещение порядка 500 тонн (для проекта 21631). Вооружение кораблей также достаточно для возможных боестолкновений в условиях озер, рек или того же Каспийского моря. Главный калибр «Буяна» – 100-мм артиллерийская установка А-190. В дополнение к ней экипаж корабля располагает двумя тумбовыми установками с 14,5-мм пулеметами КПВ и пусковой установкой А-215, предназначенной для стрельбы неуправляемыми ракетами комплекса БМ-21 «Град». Для защиты от самолетов и вертолетов противника «Буяны» комплектуются двумя 30-мм зенитными автоматами АК-306. Корабли проекта 21631 также получат пусковую установку для противокорабельных ракет «Калибр» или «Оникс». Стоит сделать небольшую оговорку. Ввиду особенностей службы на Каспийском море только два «Буяна-М» пойдут служить туда. Остальные пока планируется включить в состав Черноморского флота. Основная тактическая задача кораблей проектов 21630 и 21631 заключается в патрулировании прибрежной зоны. Кроме того, конструкция корпуса позволяет им двигаться и в устьях рек, естественно, при соответствующей глубине последних.

В начале этого года состав Каспийской флотилии пополнил сторожевой корабль «Дагестан», принадлежащий к проекту 11661. Этот корабль является «систершипом» нынешнего флагмана Флотилии – «Татарстана». Сторожевики с водоизмещением порядка полутора тысяч тонн имеют одновременно и артиллерийское, и ракетное вооружение. Так, для борьбы со слабо защищенными целями имеется 76-мм артустановка АК-176 и два пулемета КПВ. Кроме того, на «Татарстане» и «Дагестане» имеются два торпедных аппарата, два зенитных автомата АК-630 и две пусковые установки для ракет Х-35 или «Калибр». По своим возможностям корабли проекта 11661 представляют немного большую силу, нежели «Буяны». При этом наличие на «Буянах-М» ракетного вооружения сравнивает их возможности. Сторожевики проекта 11661 Каспийской флотилии имеют те же цели, что и корабли проектов 21630 и 21631: патрулирование прибрежных районов и участие в различных специальных операциях, вплоть до борьбы с браконьерством.

В настоящее время только у достроечных стенок судостроительных заводов находится целая «эскадра» кораблей, которые будут служить в Каспийской флотилии. Это два малых артиллерийских корабля проектов «Буян» и «Буян-М», два сторожевика проекта 22460 «Рубин», катера проекта 12200 «Соболь» и еще несколько катеров и судов вспомогательного назначения. В настоящее время из более чем тридцати боевых кораблей и катеров в составе Каспийской флотилии только полдесятка имеют возраст менее 10-12 лет. Существующие темпы строительства новой техники пока не дают никаких гарантий, но дальнейшее их наращивание вполне может привести к полноценному исполнению планов по перевооружению. Однако и без «разгона» отечественные судостроители вполне способны обновить материальную часть Каспийской флотилии если и не на требуемые 90%, то, как минимум, на 50-70%. В то же время, увеличение темпов строительства повлечет за собой не только обновление Флотилии, но и развитие судостроительной промышленности в целом.


По материалам сайтов:
vpk-news.ru/
mil.ru/
arms-expo.ru/
atrinaflot.narod.ru/

Об этом сообщает сегодня Военное обозрение.

Начались испытания нового спасательного судна Каспийской флотилии
Как сообщает пресс-служба Южного военного округа, для судна — это первый после спуска на воду выход в самостоятельное плавание. — Спасательное судно буксир «СБ-738» построено в Астраханском филиале центра судоремонта…

Малый ракетный корабль \"Углич\" Каспийской флотилии совершит деловой заход в Баку
Малый ракетный корабль \«Углич\» Каспийской флотилии (КФл) под флагом командующего КФл контр-адмирала Сергея Пинчука вышел из Махачкалы и начал переход в порт Баку, сообщили в понедельник \«Интерфаксу-АВН\» в пресс-службе Южного…

На Каспийской флотилии формируют экипажи для новейших малых ракетных кораблей
На Каспийской флотилии начата работа по комплектованию экипажей для новейших малых ракетных кораблей (МРК) «Град Свияжск» и «Углич», строительство которых завершается на ОАО «Зеленодольский завод имени А.

Завершены испытания спасательного катера для Каспийской флотилии
В Астрахани завершил госиспытания новый спасательный катер проекта 23370, который в ближайшее время будет включён в состав Каспийской флотилии, сообщает РИА Новости со ссылкой на пресс-службу ЮВО.


  • Корабль,
  • Проект,
  • МОР,
  • МОРЕ,
  • Строительство
Комментировать публикацию через Постсовет:
Комментарии (0) RSS свернуть / развернуть

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.


Комментировать публикацию через Вконтакте: