Потери НАТО в Югославии

Тема потерь в любой войне, крайне щепетильна и противоречива.

Однако именно противоречия в оценках позволяют получить более или менее полное представление об этом. Прошло уже много лет со времени войны блока НАТО против Югославии. Огромная военная машина обрушилась на Югославию, все население которой было меньше, чем число жителей в одном Нью-Йорке. Операция под кодовым наименованием «Союзническая сила» была обречена на успех. В этой статье хотелось бы хоть кратко ответить на вопрос: действительно ли для американцев и других участников коалиции победа была бескровной?

По официальным сообщениям представителей военного командования НАТО, операция против Югославии была бескровной: югославской ПВО за 78 дней воздушных налетов удалось сбить всего несколько самолетов — короче, полный триумф. Этому поверили не только в странах НАТО, но и практически во всем мире. И лишь после окончания военных действий постепенно стали проясняться масштабы союзнических потерь, эффективность действия натовских войск. В деле превращения своих потерь в «невидимые» соответствующие натовские структуры оказались гораздо более результативными, чем американские «невидимки» «стелс», сбитые югославскими зенитчиками. Но часть правды все равно вышла наружу.

С югославской стороны данные давало командование ВВС, в чьем подчинении находились войска ПВО. Кроме них работала также ПВО сухопутных войск и ПВО Отдельного Приштинского корпуса, развернутого в Косово и Метохии (подчиненного непосредственно Белграду). По данным Ю.П. Савельева, бывавшего на театре военных действий, югославами было сбито 115 пилотируемых летательных аппаратов НАТО. Дополнительным стимулом СФРЮ скрывать свои успехи может быть то, что часть катапультировавшихся НАТОвских пилотов со сбитых самолетов была убита местными жителями (которых они перед этим бомбили) до того, как попала в руки военной полиции сербов, — а это уже может быть объявлено «военным преступлением».

Вот данные югославской стороны: 61 самолет, 7 вертолетов, 30 БПЛА (беспилотных летательных аппаратов) и 238 крылатых ракет. Можно, конечно, утверждать, что это все пропаганда югославов, но почему тогда данные о натовских потерях, приводимые Главным Разведывательным Управлением (ГРУ) российской армии, близки к данным югославов? Данные ГРУ, опубликованные в ряде российских газет, получались от радиотехнической разведки, с разведывательных спутников и кораблей, находившихся в Средиземном море. Наше ГРУ, учитывая официальную позицию политического руководства России, просто не могло участвовать в пропагандистских акциях югославских военных. Значит, эти данные близки к истинным. Схожие с ними цифры потерь авиации НАТО приводят и китайские военные источники.

Но самое важное, что постоянно проговаривались о подлинных потерях и сами официальные представители НАТО, и некоторые западные газеты (контроль за ними оказался не таким плотным). Например, в самом начале войны британский министр обороны Робертсон признал потерю в небе над Югославией трех английских истребителей-бомбардировщиков «Торнадо», однако в окончательной сводке потерь НАТО о них «забыли». Некоторые независимые аналитические центры на Западе также не разделяли официальный оптимизм. Так, американская Международная ассоциация стратегических исследований спустя всего лишь первый месяц боевых действий (а всего они продолжались более двух с половиной месяцев) утверждала, что потери авиации союзников уже составляют 38 самолетов, 6 вертолетов и 7 БПЛА. Эти данные совпадают с данными ВВС СФРЮ на апрель 1999 г. Правда, по окончании войны итоговых данных по потерям эта ассоциация не опубликовала — видимо, не захотела дискредитировать свою репутацию натовским «официозом», а подлинные цифры ей «посоветовали» не приводить. Таких примеров очень много, но можно использовать и другой подход, если можно так выразиться, «методику косвенных доказательств».

Например, в НАТО официально признали потерю 32 БПЛА (даже больше той цифры, что приводили югославы). И это психологически объяснимо. Можно не скрывать потери беспилотных самолетов, ведь это не связано с потерями летчиков, а техники у западных армий очень много. Но именно данные по потерям БПЛА позволяют судить о довольно высокой эффективности югославской ПВО. Ведь сбить БПЛА порой даже сложнее, чем пилотируемый самолет. Несмотря на малую скорость полета, БПЛА обладает малой радиолокационной поверхностью рассеяния, что крайне затрудняет использование против них зенитных ракет, управляемых РЛС, тепловое излучение аппаратов также очень мало и поэтому зенитно-ракетные комплексы с инфракрасным наведением также не очень эффективны, малые размеры снижают возможность поражения артиллерийским огнем. Так что большие потери натовских БПЛА — признак результативности югославских ПВО. Но ведь она касается не только беспилотных самолетов!

Одним из аргументов натовской пропаганды было то, что югославы не смогли предъявить обломков сбитых самолетов. Но авиация союзников действовала на высоте 4 — 15 км. Югославия страна маленькая, а подбитый самолет далеко не всегда падает камем вниз, он может иногда преодолевать достаточно значительное расстояние от места поражения. Сбитые машины с такой высоты могли падать и на территории сопредельных, союзных НАТО стран, либо в Адриатическое море. Впрочем, остатки нескольких натовских самолетов югославы все-таки продемонстрировали, и среди них был один «невидимка».

С этими «стелсами» у американцев вообще вышел полный конфуз. ВВС США получили целый флот истребителей «Ф-117», изготовленных по технологии радиолокационной невидимости. На это были израсходованы гигантские средства. Но оказалось, что состоящие на вооружении югославской армии советские РЛС довольно легко обнаруживают «невидимок». После потери трех «стелсов» командование американских ВВС приказало прекратить их боевое использование. Югославы доказали, что «невидимки» годятся разве что для съемок голливудских блокбастеров о непобедимости американской авиации.

Выработали югославы дешевые и эффективные средства борьбы с низколетящими крылатыми ракетами. Против них, кроме традиционных средств ПВО, довольно успешно применялись теперь уже почти забытые аэростаты воздушного заграждения и поднимаемые ими в воздух сети.

В то же время, уже после окончания боевых действий, западные военные специалисты признали, что потери югославской армии оказались минимальными. Например, в Косове натовцы обнаружили остатки большого количества муляжей и деревянных макетов танков, БТР и орудий, пораженных в ходе воздушных ударов. Выходит, что, расходуя большое количество высокоточного оружия (а только американцам война против Югославии стоила полмиллиарда долларов в день), натовцы поражали деревянные и надувные муляжи военной техники, которые почти ничего не стоили югославам. Единственное, в чем американцы и их сателлиты преуспели, — это в ударах по городам, мостам, электростанциям, то есть поражении мирного населения.

Маленькая Югославия продемонстрировала миру, что даже колоссальной военной машине НАТО и США можно успешно противостоять. А Запад показал, что в вопросах пропаганды и психологической войны он достойно продолжает дело доктора Геббельса.

Единственно, что плохо для самих участников НАТО, — те же самые американцы уверовали, что они, начиная со времен «Бури в пустыне», одерживают только легкие и бескровные победы. А ведь все, кто хорошо знает новейшую историю, вспомнят, что последняя бесспорная военная победа американцев была ими достигнута вместе с союзниками по антигитлеровской коалиции. Потом были либо поражения (Корея, Вьетнам, Куба и много «горячих точек» третьего мира), либо «пирровы победы» (Ближний Восток, Афганистан, Ирак, Балканы). Но Америка убеждена, что она только и делала, что побеждала. И, похоже, американцам придется очень дорого заплатить за эту иллюзию.

А вот что некоторые весьма интересные факты (Из книги П.Лыткина «Справочник по вооруженным силам стран Балканского региона»):

24 марта 1999 г. В районе горы Чичавицы в 20-30 сбит самолет. В районе Тигела Миг-29 в 20-35 (пилот Небойша Николич) сбил ракетой самолет НАТО (возможно F-16). Самолет упал в море, пилот спасен французским палубным вертолетом. У горы Ястребац сбит самолет Люфтваффе «Tornado». Экипаж подобран спасательным вертолетом (SFOR). В районе Лазареваца истребитель Слободана Перича атаковал самолет НАТО (возможно F-16). Судьба атакованной машины неизвестна. Над Косово в 21 -30 сбит «Tornado» королевских ВВС Великобритании. Экипаж приземлился в районе, котролируемом боевиками OAK, и эвакуирован в Македонию.

25 марта 1999 г. Греческие военные радиосети около 00-00 зафиксировали два сигнала «Мэйдэй», посланных самолетами НАТО. После полуночи на аэродром Райловац в окрестностях Сараево сел самолет F-15. Машина сильно дымила. В районе Фрушки-Горы в 23-00 поражен F/A-18 «Hornet», упал в 11 км южнее Рума. Около полуночи в районе между Приштиной и Подуево сбит самолет НАТО.

26 марта 1999 г. В районе Донья Трнова, 15 км юго-западнее г. Биелена (Республика Сербска), в 17-20 упал F-15 ВВС США, пилот погиб. Представители НАТО утверждали, что это был Миг-21 ВВС ЮНА.

27 марта 1999 г. На гору Мальен в 01-00 упал сбитый «Tornado» Люфтваффе, два пилота катапультировались и взяты в плен в районе г.Чачак (дер.Коневичи). В окрестностях Печа сбит самолет НАТО. В районе между Врутаком и Кремной. рядом с г.Ужице. сбит самолет. Между Врутаком и Кремной в 03-20 сбит вертолет SFOR с 22 солдатами на борту. Вертолет атаковал пехотное подразделение ЮНА, но был сбит ракетой ПЗРК. Все 21 человека, находившиеся на борту, погибли. Севернее Самбора подбит самолет НАТО, данных о его судьбе нет. Греческие военные радиосети зафиксировали три сигнала «Мэйдэй». Первый подач датский F-16, другой F-15 ВВС США. и третий -французский «Mirage». Генерал Янкович заявил, что возле македонской границы в 15-50 сбили канадский F/A-18 «Hornet». Машина упала в Македонии. У деревни Будановцы в 17-00 сбит самолет. Рядом с Будановцами в 20-55 сбит ракетой ЗРК «Куб» F-117А. Пилот, капитан Кен «Виз» Двили катапультировался и вызвал спасателей. Примерно в 23-55 спасательный вертолет SFOR, на борту которого находились спасательная группа и капитан Двили был сбит огнем пехоных подразделений, прочесывавших местность в районе падения F-117, все находившиеся на борту военнослужащие НАТО погибли.

28 марта 1999 г. В районе Углевик Мост в 02-50 был сбит F-15 ВВС США, пилот погиб, некоторые источники утверждают, что это был F-117А. В районе г.Углевик в 03-00 сбит спасательный вертолет SFOR HH-60 «Pave Hawk» с 12 членами спасательной группы. Выжили и взяты в плен лишь два человека. В районе г. Лознице сбит самолет НАТО, пилот катапультировался. В районе г. Приштины в 23-50 сбит самолет. В районе горы Пастрик, рядом с Призреном, в 23-55 сбит самолет НАТО.

29 марта 1999 г. После полуночи рядом с г.Пале (Республика Сербска) упал подбитый F-15 (или F-16) ВВС США. Пилот катапультировался, но позже был обнаружен мертвым. После полуночи над н/п Гаково (рядом с Самбором) сбит БПЛА.

30 марта 1999 г. Рядом с Варпазаром около 01-00 ракетой сбит британский самолет вертикального взлета «Harrier». Пилот катапультировался и взят в плен. Рядом с Вранье в 16-30 сбит самолет. Пилот катапультировался. Ночью сбит самолет над Призреном, упал в районе горы Цер (горный массив Цер Планина). Ночью над Алексинацем сбит БПЛА.

31 марта 1999 г. рядом с г.Гнилане (Косово) сбит самолет НАТО. Упал в Македонии. Рядом с Сиротом. севернее г.Нови-Сада, сбит «Tornado» Люфтваффе. Два пилота взяты в плен.

1 апреля 1999 г. У горы Тара в 01-00 сбит самолет НАТО (пилот, видимо, остался жив и подал сигнал бедствия). У горы Тара в 01 -30 сбиты два вертолета СН-53 «Stallion» с 58 членами экипажей и десантниками из состава SFOR. Все погибли. На аэродроме Плесо (Загреб) около 03-00 совершил вынужденную посадку F-117А.

3 апреля 1999 г. При атаке на «Мост Свободы» в Нови-Саде в 19-45 сбит самолет НАТО. Машина упала рядом с дер. Стара Пазова. Пилот пленен. Ночью над г.Баня-Лука много свидетелей видели сильно дымивший F-16.

4 апреля 1999 г. После полуночи возле Ужице ПВО ЮНА подбила F/A-18 «Hornet». Самолет сбросил два полных подвесных топливных бака (они взорвались при падении) и задел крылом за ЛЭП. Неизвестно, упал ли он.

5 апреля 1999 г. После полудня в районе Панчево между селами Долово и Батанско-Ново-Село сбит самолет. Около полуночи в районе Фрушки-Горы, во время атаки телебашни «Црвени Кот», сбит самолет НАТО. Утверждают, что это F-117А. Пилот катапультировался и приземлился у деревни Ремете. Около полуночи, во время атаки моста Жежель в Нови-Саде сбит «Tornado» Люфтваффе, два пилота взяты в плен.

6 апреля 1999 г. После полуночи во время атаки на Петроварадинский мост сбит самолет. Пилот катапультировался, приземлился у завода «Победа» и взят в плен. После полуночи над Приштиной подбит самолет, он упал у горы Цер, около Скопье. После полуночи южнее Фрушки-Горы сбиты два вертолета НАТО со спасательной группой. После полуночи сбит самолет у д.Свиняре, около Косовски-Митровицы. Перед полуночью у горы Скопска-Црна-Гора сбиты два поисково-спасательных вертолета с 40 «коммандос» на борту, никто не спасся. В то же время на югославо-албанской границе в Черногории сбит поисково-спасательный вертолет НАТО с 20 военнослужащими на борту, в том числе-со спасенным пилотом. Все погибли.

06.04.99 в 23:30 район Vozdovac, Belgrade. Воздушный бой между Миг-21 и американским F-15, американец сбит.


7 апреля 1999 г. Вечером над Приштиной сбит самолет НАТО, упал в Македонии. Перед полуночью над Приштиной сбит американский БПЛА «Hunter». Перед полуночью рядом с н/п Лиг (Лик) сбит самолет.

8 апреля 1999 г. После полуночи рядом с Нишем сбит «Tornado» Люфтваффе. Оба пилота взяты в плен. Перед полуночью рядом с Кралево сбит самолет.

10 апреля 1999 г. В районе Сува-Реки в 15-45 сбит самолет. Перед полуночью в районе Ниша сбит самолет.

11 апреля 1999 г. В районе Бачки-Брестовац, около Црвенка, в 00-12 сбит F-16.После полуночи возле д. Колесья, рядом с Тузлой упал самолет.

12 апреля 1999г. Под деревней Османовичи, около Тузлы, в21:00 упал британский «Sea Harrier». Пилот погиб. Машина подбита над Зреньянином, сбросила подвески, баки, но все равно упала. Перед полуночью в Косово сбит БПЛА CL-289 ФРГ.

13 апреля 1999 г. После полуночи у авиабазы Батайница сбит самолет.

После полуночи у Ябука, севернее Панчево, сбит самолет. В то же время у Горажде упал самолет. Пилот погиб. В то же время у деревни Кадьяна Чёсма у Тузлы упал самолет. В то же время у Бела Црква, рядом с Врсацем, сбит самолет.

14 апреля 1999 г. Утром в Косово-Поле сбит БПЛА CL-289 армии ФРГ. После полудня в районе югославо-румынской границы упал поврежденный F-15. Машина сбросила два топливных бака и ушла на румынскую территорию. О ее судьбе нет данных. В Сириг, севернее Нови Сада, в 10:00 сбит самолет. Пилот взят в плен. Рядом с Белградом в 10:05 сбит самолет.

15 апреля 1999 г. У горы Биелашница, Босния, в 3:00 упал самолет. Рядом с Прибоем сбит самолет. У Подгорицы батарея зениток «Bofors» под командованием лейтенанта Здравко Банковича в 19:30 сбила самолет «Tornado». Машина упала в Скадорское озеро. Батарея Банковича в 19:35 сбила «Mirage-2000» французских ВВС. Машина упала в Румийс-ких горах. Пилот взят в плен. Около Подгорицы наводчик ПЗРК «Стрела-2М Предраг Джонич в 19:45 сбил самолет НАТО. Пилот катапультировался и взят в плен около деревни Крусе. Перед полуночью на аэродроме Петровац (Скопье) разбился при посадке самолет НАТО, сильно поврежденный двумя ракетами ПЗРК.

16 апреля 1999 г. Южнее Косово наводчик ПЗРК Драган Петрович сбил А-10. Самолет упал в Македонии у пограничного поста Дебелде.

17 апреля 1999 г. У Милошева Дола около Приеполя в 11:00, возможно, сбит «Sea Harrier». У Урошеваца в 16:30 сбит самолет. Машина упала в глубине македонской территории в 4 км от села Танушевцы. У села Черевич, Фрушка-Гора, в 22:10 подбит «Tornado». Машина ушла в воздушное пространство Хорватии, затем упала.

18 апреля 1999 г. Над Приштиной в 2:00 сбит БПЛА. Над горой Повлен в 3:00 сбит «Tornado». Самолет упал возле Сараево около н/п Скелани (Республика Сербска). В районе Приштины в 16:00 взорвался в воздухе F-16. Над Приштиной в 16:03 взорвался самолет НАТО. Около Приштины в 19:00 упал самолет на гору Чичавица. Перед полуночью на аэродроме Райловац разбился при посадке поврежденный ПЗРК датский F-16. У Тузлы в полночь упал американский БПЛА «Predator». В районе н/п Яловский Камень около Тетово в 22:30 сбит самолет НАТО.

19 апреля 1999 г. Перед полуночью у села Ягуновцы около Тетово сбит БПЛА ФРГ CL-289. У горы Велики Ястребац в 23:00 сбит самолет НАТО. Перед полуночью в районе Велики Ястребац сбит поисково-спасательный вертолет со спасательной группой. В районе Урошеваца в 23:15 сбит самолет.

20 апреля 1999 г. У горы Рудник, у села Топола, в 2:30 сбит самолет. У горы Рудник, у села Чумич, в 3:15 сбит самолет. Над Горне Становице, около Вучитрна в 19:00 сбит БПЛА. Около полуночи в районе Биочика найдены два топливных бака от F-15, простреленные снарядами.

21 апреля 1999 г. Поели полуночи у Фрушки-Горы поврежден натовский самолет. Найдены его обломки. Предположительно, самолет ушел в сторону Хорватии, где разбился.

22 апреля 1999 г. Около полуночи у деревни Сонша, около Апатин, сбит БПЛА США. У н/п Куршумлия в 18:00 найдены обломки самолета.

23 апреля 1999 г. Около Приштины в 14:00 поврежден самолет. Машина ушла в Албанию, где скорее всего рухнула. У н/п Орлане, в 15 км северо-западнее Приштины, в 15:10 сбит самолет.

24 апреля 1999 г. Под Приштиной, у деревни Бушине, в 14:45 разбился самолет НАТО. Около полуночи у Приштины, возле Лапле Село, разбился самолет. Над Бокой Которской сбит БПЛА. Над горой Кукавица, около Лесковаца, сбит самолет. Пилот взят в плен.

25 апреля 1999 г. Около полуночи под Приштиной, около села Липовица, разбился самолет. Подбит и захвачен силами ЮНА в Косово вертолет АН-64 «Apache». В районе Нови Сада поврежден силами ПВО низколетящий самолет. Машина окуталась дымом и ушла за пределы югославской территории.

26 апреля 1999 г. В 40 км к северо-востоку от Тираны в 22:00 упал вертолет АН-64. Вероятно, экипаж остался жив. Скорее всего, вертолет погиб при атаке пограничного поста Кошары.

27 апреля 1999 г. Над Фрушкой-Горой в 1:45 поврежден самолет НАТО. Он сбросил бомбы на хорватскую деревню Палача у Осиека. Около аэродрома Петровац (Скопье) в 10:57 упал самолет. Около Прокупле в 17:00 сбит самолет НАТО. Пилот приземлился в лесу на горе Пашача, около Прокупле. Обломки самолета найдены в районе горы Пашача. В 18:00 найдены обломки самолета около Прокупле, недалеко от Берилье. Над горой Златибор сбит самолет. Пилот катапультировался.

28 апреля 1999 г. Около Подгорицы в 14:00 сбит самолет, пилот катапультировался. Около Беране в 14:30 сбит самолет. Около полуночи у деревни Норово, около Крушево, Македония, сбит самолет. Два пилота катапультировались и приземлились в лесу на верхушки деревьев. Спасены вертолетами спасательных гру

Обломки черных ястребов. Потери НАТО в Югославии
Президент Клинтон растерянно бродил по кабинетам Белого дома, не в силах взглянуть в суровые лики Отцов-основателей США.

Успех США в Югославии вскружил Вашингтону голову
Успешная операция НАТО в Югославии стала для США пиком, после которого начались политические провалы на Ближнем востоке, считает глава комитета Госдумы по международным делам Алексей Пушков.

Украина это Косово. Сходства и различия войны в Югославии и на Украине
Война в Косово начиналась с подготовки албанских сепаратистов.

НАТО в поисках «второй молодости»
Воссоединение Крыма с Россией встревожило европейских политиков и обнадежило натовских военных.


  • НАТО,
  • Район,
  • Апрель,
  • Полуночь,
  • Пилот
Комментировать публикацию через Постсовет:
Комментарии (0) RSS свернуть / развернуть

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.


Комментировать публикацию через Вконтакте: