Безденежный сценарий

Новый экономический курс Кремля сформулирован в виде обновленной «Стратегии-2020», над которой целый год трудились сотни лучших экспертов страны. Сейчас разработчики уверены: к их рекомендациям всерьез прислушаются в том случае, если начнется кризис и упадет цена на нефть. Александр Габуев Чиновники не устают расхваливать новую версию «Стратегии-2020». «Это очень серьезный, долгосрочный взгляд на нашу экономику.

Чиновники не устают расхваливать новую версию „Стратегии-2020“. „Это очень серьезный, долгосрочный взгляд на нашу экономику. Была проведена беспрецедентно глубокая работа“,— говорил „Власти“ вице-премьер по промышленности и ТЭК Аркадий Дворкович (на момент разговора официально он еще трудился помощником президента РФ).
Первая версия „Стратегии-2020“ разрабатывалась властями еще с 2006 года, правительство РФ торжественно утвердило ее в ноябре 2008 года — спустя два месяца после краха инвестбанка Lehman Brothers и начала мирового кризиса. Вскоре Кремль и Белый дом перешли в режим ручного антикризисного управления экономикой, так что документ похоронили. Вспомнили о „Стратегии-2020“ лишь в январе 2011 года, когда ректоры Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов и Академии народного хозяйства и государственной службы Владимир Мау написали премьеру письмо с предложением переработать главный программный документ. Путин согласился и поручил курировать эту работу авторам идеи, а от правительства — первому вице-премьеру Игорю Шувалову (источники „Власти“ утверждают, что это Шувалов предложил ученым написать письмо).
Вскоре под руководством Кузьминова и Мау начал работать коллектив почти из тысячи российских экспертов, которые были разбиты на 21 рабочую группу по разным направлениям потенциальных реформ (в каждой группе — по два руководителя). Возможность реформировать правоохранительные органы, судебную систему и трансформировать политическую систему первоначально не рассматривалась. „Нас попросили заниматься только теми проблемами, которые входят в компетенцию премьера“,— вспоминает один из авторов документа. „Сначала работу над документом придумали, похоже, чисто для процесса. Потом выяснилось, что результат тоже нужен. Потом выяснилось, что нужен вполне практический результат и что делать какие-то вещи по этому документу надо будет уже в 2012 году“,— рассказывает „Власти“ директор Центра макроэкономических исследований Сбербанка Ксения Юдаева, руководившая группой по реформе пенсионной системы. В итоге в марте после выборов появился многострадальный доклад на 864 страницах под названием „Новая модель роста — новая социальная политика“.
»Самым близким аналогом «Стратегии-2020» является программа Германа Грефа, которая разрабатывалась почти на такой же срок перед приходом нового президента,— рассказывает «Власти» глава экспертной экономической группы Евсей Гурвич, руководивший группой по бюджету и денежной политике.— Разница в том, что программа Грефа разрабатывалась компактной группой единомышленников, а здесь было много групп. «2020» — это программа более комплексная, но в меньшей степени внутренне согласованная". «Документ неровный и эклектичный. Но он четко обозначает ключевые вещи, которые давно обсуждаются. Предложены варианты и указаны развилки»,— согласна Юдаева.
Авторы исходят из того, что «страна не может жить почти исключительно за счет экспорта сырья». «Нестабильность цен предопределяет неустойчивость развития», а также потому, что сырьевая зависимость обрекает «на все большее технологическое и институциональное отставание», приводит к чрезмерной роли государства, «доминированию рентоориентированных и иждивенческих установок в обществе». Вместо превращения в «энергетическую супердержаву» эксперты предлагают дополнить сырьевой сектор развитием человеческого капитала, который может быть источником конкурентных преимуществ России наряду с нефтью и газом. Но для этого в стране нужно создать условия для развития креативного класса, иначе Россия так и останется поставщиком мозгов на мировой рынок.
Для этой цели «Стратегия-2020» (помимо конкретных предложений и сценариев для разных сфер экономики) содержит ключевую идею — бюджетный маневр по формуле «плюс четыре минус два». Авторы предлагают к 2020 году увеличить на 4% ВВП расходы на образование, здравоохранение и инфраструктуру, но при этом за тот же период сократить на 2% ВВП расходы на силовиков, стимулирование экономики и ЖКХ. «В любом случае увеличивать расходы имеет смысл только в сочетании с проведением реформ, которые предлагаются в „Стратегии-2020“,— отмечает Евсей Гурвич.— Например, нам объективно нужно вкладывать в инфраструктуру и строить больше дорог, но нужно бы повысить эффективность строительства дорог, поменять механизмы выделения средств на эти цели и увязать одно с другим. Нет реформ — нет денег».
Чиновники уверяют, что «Стратегия-2020» писалась не в корзину и обязательно будет претворяться в жизнь. «В течение ближайших месяцев мы должны понять, что мы можем сделать, а что не можем сделать. Я думаю, что многое будет сделано»,— заверил «Власть» Аркадий Дворкович. По его словам, для подготовки конкретных решений и законопроектов потребуется от трех до шести месяцев, а некоторые предложения реализуются уже сейчас, например идеи по реформированию госслужбы и повышению профессионализма чиновников с помощью конкурсных отборов.
Работавшие над «Стратегией-2020» эксперты согласны, что некоторые идеи документа уже реализуются. Одной из главных тем практической дискуссии, по словам Юдаевой и Гурвича, является принятие бюджетного правила — процедуры, по которой все излишки нефтегазовых доходов бюджета направляются в стабфонд (старое правило действовало с 2003 года, но было отменено в период кризиса). «В каком виде правило будет утверждено, ясно не до конца, но концептуальные рамки обсуждения теперь существуют»,— говорит Юдаева.
Но в том, что правительство Дмитрия Медведева и вправду возьмет стратегию в качестве основы своего курса и будет ее реализовывать, эксперты сомневаются. «Проблема заключается в том, что в „2020“ есть много мер, которые либо непопулярны у населения, либо непопулярны у каких-то влиятельных групп,— указывает Гурвич.— Например, повышение пенсионного возраста или значительное увеличение налоговой нагрузки на „Газпром“. Эти меры не будут реализовываться, если в этом не будет крайней нужды».
Гурвич полагает, что если экономика РФ в ближайшие годы будет расти на 5% в год за счет высоких цен на энергоносители, то описанные в «Стратегии-2020» реформы проводиться в основном не будут. «Если же темпы роста упадут, то власть ощутит недовольство людей. У нас сформировались высокие ожидания. В нулевые зарплата росла в реальном выражении на 12-15% в год. И если она будет расти даже на 3-4%, это будет в три раза медленнее, возникнет недовольство,— считает он.— Тогда, вполне вероятно, власть начнет думать: а что нужно сделать, чтобы вернуться к высоким темпам роста? И поскольку программа уже готова, постепенно все больше и больше мер из нее будут проводиться в жизнь». Юдаева указывает, что для успеха реформ падение нефтяных цен должно быть долгим: «Предыдущий кризис показал: можно не проводить реформы, а просто замечательно потратить резервы. Так что нефтяные цены должны быть низкими достаточно долго, чтобы мы совсем потратили резервы и уже не оставалось других вариантов, кроме как начать что-то делать».
«Все эксперты спрашивали, будет ли это реализовано. Я с самого начала говорил, что мы работаем не на условиях, что мы будем что-то реализовывать,— пояснил „Власти“ Владимир Мау.— Наша задача — изложить честно свою позицию. В отличие от 1992 года у нас есть альтернативы. А тогда был простой выбор: радикальные и очевидные реформы или просто развал».
Сам Мау убежден, что беспрецедентная для российского экспертного сообщества коллективная работа в любом случае не пропадет даром: «В середине 1999 года все в Институте Гайдара считали, что в ближайшие восемь лет реальной политики и реформ не будет, потому что президентом будет Примаков. Но потом было решено все равно заниматься подготовкой к реформам так, как будто бы никаких ограничений нет. Именно тогда были впервые сформулированы предложения по плоской шкале подоходного налога, регрессивным социальным выплатам, по новым подходам к дерегулированию. Через полгода выяснилось, что все это сверхвостребовано».
Источник: www.kommersant.ru

Набиуллина рассказала о жестком сценарии для рубля
Обвал нефтяных котировок до 25 долларов за баррель не станет для России катастрофой, но может привести к ослаблению рубля.

Обама исключил возможность операции в Сирии по «ливийскому сценарию»
Ситуация в Сирии отличается от той, которая в 2011 г была в Ливии, поэтому проведение там операции по «ливийскому сценарию» невозможно, передает РИА Новости заявление Барака Обамы.

3 сценария для Европы после выборов в США
Исход выборов важен не только для Америки, но и для всего мира.

Эксперты предсказали ущерб ЕС при «жестком сценарии» Brexit
Эксперты Times, основываясь на данные исследовательской службы Civitas, рассказали об ущербе ЕС при «жестком сценарии» Brexit. Об этом сообщает ТАСС.


  • Стратегия,
  • Реформа,
  • Власть,
  • Юдаев,
  • Программа
Комментировать публикацию через Постсовет:
Комментарии (0) RSS свернуть / развернуть

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.


Комментировать публикацию через Вконтакте: