Где всплывет ПЛ «Запорожье»?

В последних числах мая украинская дизель-электрическая подводная лодка «Запорожье» — единственная в составе ВМС Украины — заканчивает полный цикл испытаний и наконец-то должна стать полноценной боевой единицей украинского флота.



Как помним, немного ранее, в конце апреля этого года, «Запорожье» впервые после многолетнего ремонта вышла в море и прошла ходовые испытания, в ходе которых была проверена работоспособность силовой установки в различных режимах и другого оборудования. Это сообщение вызвало ажиотаж: еще бы, ПЛ «Запорожья» в последнее десятилетие стала темой для нескончаемых шуток и веселья, само упоминание о ней вызывало как минимум улыбку. Приваренная к причалу, эта субмарина была самым веским аргументом в арсенале злобных критиков «украинской военной мощи».

После испытаний лодка пришвартовалась к причальной стенке 13-го судоремонтного завода Черноморского флота Российской Федерации. Как заявил временно исполняющий обязанности командующего Военно-морских сил Вооруженных сил Украины вице-адмирал Юрий Ильин, после обследования состояния корпуса подводной лодки специалисты-судоремонтники подтвердили, что его можно эксплуатировать еще минимум 10 лет. «Выход в море подводной лодки «Запорожье» — это действительно знаковое событие не только для Вооруженных сил, но и для Украины как морского государства. Это подтверждение того, что подводная составляющая в наших Военно-морских силах есть и она активно развивается», — подчеркнул он. Вице-адмирал отметил, что в проведение ремонтных работ на подводной лодке «Запорожье» в предыдущие годы было вложено около 60 млн гривен. «Выход ДЭПЛ «Запорожье» в море показал, что эти государственные средства были потрачены не зря», — подчеркнул Ю.Ильин.

Высоко оценило этот выход в море и руководство Минобороны. Глава оборонного ведомства Дмитрий Саламатин, поздравляя экипаж подводной лодки «Запорожье» с успешным выполнением поставленных задач и возвращением в Севастополь, отметил: «Это событие очень важно для Вооруженных сил Украины. Оно символизирует возрождение отечественных подводных сил и переход нашей армии на новый уровень боевых возможностей». По его убеждению, наличие подводных сил в составе ВМС любой страны — это признак полноценности ее военного флота.

С одной стороны, трудно не согласиться с министром обороны Саламатиным и вице-адмиралом Ильиным: пусть в виде единственной подлодки, но все же упомянутая «подводная составляющая» в составе украинских ВМС есть, и речь здесь идет о военно-морском престиже державы. С другой стороны, стоит задуматься: а чем именно гордиться?

Как известно, подводные лодки проекта 641 (Foxtrot по классификации НАТО), к которому принадлежит и «Запорожье», были признаны весьма удачными в советское время. Разрабатывалась она, как известно, в качестве океанской подводной лодки большого водоизмещения, представляя собой дальнейшее развитие проекта 611 и предназначенной для дальних походов и несения патрульной службы на океанских позициях. По результатам выполненных ЦКБ-18 работ в октябре 1954 года было принято совместное решение ВМФ и МСП о разработке технического данного проекта, в январе 1955 года технический проект был разработан, и через полгода утвержден Постановлением СМ СССР. Отличительными новшествами того времени этих двухкорпусных ПЛ были откидная радиоантенна «Ива», мощная гидроакустическая станция (ГАС) «Геркулес» и новый торпедный автомат стрельбы, обеспечивающий глубину стрельбы до 80 м. Надводное водоизмещение подлодки — 1952 т, подводное — 2 475 т. Надводная скорость — 16 узлов, подводная — 15. Глубина погружения — 280 метров. Вооружение — шесть носовых и четыре кормовых торпедных аппарата калибра 533 миллиметра.

Всего было построено 75 подлодок этого проекта, что само по себе весьма немало, в том числе 17 ушли на экспорт — в ВМС Польши, Индии, Ливии и Кубы, при этом первая подводная лодка Foxtrot была заложена в 1957 году, вошла в состав советского флота в 1958 году. И не странно, что сегодня на родине эти субмарин, в России, подлодки данного проекта — например, Б-440, спущенную на воду на полгода позже «Запорожья», — можно встретить разве что в музеях. В соседней Польше, где эти подлодки также числились в составе ВМС, последнюю из них — ORP Dzik 293 — порезали на металл 7 ноября 2003 года. А вот в декабре 2010 года специализированные СМИ облетела весть: последняя лодка проекта 641 советской постройки выведена из состава ВМС Индии, завершив свою 36-летнюю службу. Эта лодка, получившая в 1974 году название Vagli, была названа «старейшей боеготовой подводной лодки Индии». Ранее в 2010 году ВМС Индии списали другую подводную лодку проекта 641 — Vela, служившую на флоте с 1973 года.

Факт в том, что при всех достоинствах подлодок этого проекта, к моменту окончания строительства последней подводной лодки в 1983 году проект 641 морально и технически устарел. Потому то, что некоторые из них дотянули в составе ВМС до 2003 года, как в Польше, и даже до 2010 года, как в Индии, само по себе удивительно. Однако куда удивительнее то, что в 2012 году субмарина этого проекта только готовится начать отсчет в боевом составе ВМС Украины.

У ПЛ «Запорожье» сложилась уникальная судьба. Будучи спущенной на воду 29 мая 1970 года, через полгода она вошла в состав Северного флота как Б-435. На счету у этой подлодки — 14 дальних походов. За год до развала СССР и провозглашения независимости Украины подлодка Б-435 была переведена на Чёрное море, где вошла в состав Черноморского флота и была зачислена в состав 14-й дивизии подводных лодок ЧФ. После раздела Черноморского флота подлодка досталась Украине и получила название «Запорожье».

В ВМС Украины долго не знали, что делать с единственной подлодкой, и долгое время сохранялась парадоксальная ситуация: в штабе ВМС на небоеготовую субмарину было целое «подводное» структурное подразделение, и в то же время постоянно звучали призывы в связи с неимением средств на ремонт от нее избавиться. В конечном итоге Украина наконец приобрела в Греции аккумуляторные батареи для своей подлодки, однако возникли проблемы с их установкой. После долгих «игр», в феврале 2003 года стоявшую на приколе в Балаклаве подлодку торжественно спустили на воду после внешнего ремонта корпуса. В ВМС планировали завершить ремонтные работы в том же году, и после окончания ходовых испытаний привлечь ее к мероприятиям по боевой подготовке, однако финансирование работ прекратилось, и дело заглохло.

Поскольку витки эпопеи с «Запорожьем» напрямую зависели от отношения «текущего» министра обороны к этому вопросу, субмарина постоянно находилась в состоянии неопределенности — только при одном министре ситуация сдвигалась с мертвой точки, как при следующем она снова замирала. В 2006 году глава военного ведомства страны Анатолий Гриценко заявил, что подлодка не имеет перспектив в составе ВМС Украины и ее следует продать, пустив вырученные деньги на развитие вооруженных сил. Однако весной 2009 года Минобороны снова объявило о намерении вернуть в боевой строй единственную подводную лодку, в планах опять появилась загрузка аккумуляторных батарей и проведение швартовных испытаний. Жесткую позицию по «Запорожью» занял в 2010 году министр-выходец из ВМС Михаил Ежель, заявивший, что эта подлодка будет восстановлена и введена в строй. «Сегодня в мире только 40 стран имеют свой подводный флот. И я уверен, что Украина имеет право на то, чтобы иметь собственный подводный флот», — подчеркнул он. В конечном итоге, 20 марта 2012 года ДЭПЛ «Запорожье» впервые за долгое время покинула территорию ремонтного завода, а затем и самостоятельно вышла в море.

Таким образом, главная проблема была решена: после долгих лет неопределенности ПЛ «Запорожье» практически получила новую жизнь. Остается решить вторую проблему: найти ей место в ВМС Украины, поняв, какие задачи она может и должна решать.

Здесь стоит отметить, что Украине с ее военно-политическим весом в регионе, а особенно в условиях внеблоковости, подводный флот объективно необходим. В частности, согласно экспертным оценкам, для обеспечения своей обороноспособности Украина в составе ВМС при условии неприсоединения к военно-политическим союзам должна иметь 3-4 фрегата, 10-15 корветов, 5-6 подводных лодок, плюс, конечно, суда обеспечения различного назначения. И самостоятельно Украина, в принципе, не может строить лишь как раз подводные лодки. Так что наличие «Запорожья» в составе ВМС Украины не решает проблему подводного флота, и уж тем более, если вспомнить о ее соответствии современным требованиям. Помимо этого, как мы упоминали выше, эти ПЛ спроектированы для дальних походов и несения патрульной службы на океанских позициях, а значит, украинской субмарине трудно придумать задачи в условиях весьма небольшого Черного моря.

Именно поэтому испытания ПЛ «Запорожья» встретили неоднозначную реакцию не только в экспертной среде, но и в украинском политикуме. Например, народный депутат от фракции Партии регионов, секретарь Комитета ВР по вопросам национальной безопасности и обороны Юрий Самойленко считает, что ремонт подводной лодки «Запорожье» — это не то капиталовложение, которое нужно сегодня для нашей армии. «В свое время поставили задачу отремонтировать эту лодку, и всем миром собирали на ремонт, затем на аккумуляторные батареи, которые очень дорогие. Сегодня этот антиквариат будет бороздить Черное море. Мое личное отношение, не как профессионального военного, — это не то капиталовложение, которое нужно сегодня для нашей армии», — отметил он.

Аналогичное мнение высказал и экс-министр обороны Анатолий Гриценко. По его словам, чтобы удерживать всего лишь одну лодку, нужно подготовить два экипажа личного состава, береговую инфраструктуру, систему логистики, разработки, производства, закупки специальной техники и вооружения, спасательную службу с транспортными средствами (морскими и воздушными), отдельный факультет подготовки офицеров-подводников в Севастопольской академии ВМС, учебные подразделения для подготовки матросов и мичманов. «Если кто-то посчитал по критерию «эффективность-стоимость», то вывод очевиден: влияние этой подводной лодки на боеспособность — нулевое, а вот средства, на ее введение в боевой состав и содержание, лучше направить на действительно приоритетные направления: современные средства разведки, систему связи и управления войсками, силы специальных операций, силы информационного противодействия, мощные высокоточные боеприпасы...», — сказал Гриценко.

Хотя как минимум одна реальная задача для «Запорожья» есть, и ее озвучил министр обороны Украины Дмитрий Саламатин, который заявил, что успешное проведение ходовых испытаний стало свидетельством возрождения украинских подводных сил. «В свою очередь это позволит эффективно и на высоком уровне проводить обучение и тренировки противолодочных сил ВМС Украины», — пояснил глава военного ведомства. То есть, по сути «Запорожье» отремонтировали для того, чтобы «пустить в расход». Хотя времени и средств на восстановление этой «мишени», ушло, как мы знаем, уж очень немало…

Об этом пишет сегодня Военное обозрение.

Ехидные комментарии. 2015 морских брызг или чем бы еще напугать русских?
Некоторые авторитетные личности считают, что американо-украинское совместное военное учение «Sea Breeze» — это новая попытка США и НАТО создать очаг военной напряженности у границ России.

Бывшая украинская подлодка «Запорожье» может стать музеем
Директор Центрального конструкторского бюро «Черноморец» Александр Бородин рассказал о планах по созданию в Севастополе морского музейного комплекса, в число экспонатов которого может войти бывшая украинская подлодка «Запорожье».

СМИ: российские войска захватили единственную подводную лодку ВМС Украины
Около Севастополя захвачена единственная украинская подлодка «Запорожье».

Дюжина анекдотов дня от Цензор.Нет: Янукович в оффшоре, Украина в оффтопе
Сегодня в фокусе: гарант объявился на Кипре, но обещал вернуться и другие послевыборные неожиданности -Пропавший неизвестно куда Янукович неожиданно нашелся на Кипре.


  • ВМС,
  • Украина,
  • Лодка,
  • СИЛА,
  • Проект
Комментировать публикацию через Постсовет:
Комментарии (0) RSS свернуть / развернуть

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.


Комментировать публикацию через Вконтакте: