Россия теряет контроль над постсоветским пространством

Несмотря на то, что нынешняя Россия живет ностальгией по прошлому, и немалая часть ее правящего класса мечтает о государстве по образцу Советского Союза, полагая, что великая империя все еще находится в процессе полураспада и потому ее можно возродить, обратного пути уже нет.

И хотя ближнее зарубежье, где живут не просто наши соседи, а бывшие сограждане, «братья», еще не воспринимается как полноценная заграница, потому что самих этих границ практически не существует, роль «постсоветского пространства» как территории, объединенной общим прошлым, практически исчерпана.

По периметру России находятся суверенные национальные государства Восточной Европы, Центральной Азии и Закавказья, будущее которых сегодня все больше зависит от геополитических и экономических интересов глобальных мировых игроков, чем от российского фактора. Некоторые из них вообще строят свою внешнюю и внутреннюю политику на открытом противостоянии с Россией, полагая, что только так можно добиться международного признания их особых заслуг в создании формулы нового мира, где Москва должна занять достаточно скромную роль региональной державы, не претендующей на мировое влияние.

Россия, которая пока не может политически и экономически конкурировать с Западом и растущим Китаем, долгое время поддерживала особые отношения с бывшими союзными республиками путем скрытого субсидирования их экономик. При этом одновременно она пыталась перейти на модель традиционных межгосударственных отношений, что иногда слишком болезненно воспринималось как в странах ближнего зарубежья, так и внутри самой России. «Углеводородная» внешняя политика (политика кнута и пряника) которая проводится Москвой на протяжении последних десяти лет, пожалуй, имеет больше идеологических издержек, чем достижений.

Но возможно, эти издержки – лишь необходимая расплата за относительно цивилизованный развод бывшей семьи советских народов. Ведь у всех на слуху лишь громкие нефтяные и газовые скандалы, и мало кому известно, что только за период с 2000 по 2007 год Россия вложила в постсоветское пространство более 45 миллиардов долларов. Однако лишь немногие страны ближнего зарубежья можно назвать ее стратегическими союзниками и надежными партнерами. И об особой дружбе, а тем более о «братстве» на постсоветском пространстве речи уже не идет. Задача теперь состоит в том, чтобы обеспечить хотя бы видимость добрососедства, не наживая по периметру своих границ открытых и потенциальных врагов.

Самыми сложными в этом смысле являются отношения с Грузией, которая, пользуясь поддержкой ряда западных политиков (в первую очередь, американских республиканцев) продолжает играть роль главного возмутителя спокойствия в регионе. После пятидневной кавказской войны дипломатические отношения между Грузией и Россией были разорваны, никаких подвижек к сближению интересов двух стран не наблюдается. Наоборот, Грузия занялась активной антироссийской пропагандой на Северном Кавказе – на государственном телевидении для этого создан специальный канал. А недавно МВД России заявило, что располагает фактами о причастности Грузии к подготовке иностранных террористов для диверсий на Северном Кавказе. Грузинская сторона, в свою очередь, утверждает, что Россия любыми путями старается создать обстановку нестабильности, чтобы таким образом оправдать свое военное присутствие на «оккупированных» территориях.

Совсем свежей новостью является заявление военных атташе ряда стран НАТО о том, что во время прошедшей войны российская армия не заняла Тбилиси только потому, что не умеет воевать (якобы, наши танки и бронетехника просто «ломались по дороге»). Это странное заявление, наряду с ускоренным восстановлением военного потенциала Грузии, говорит о том, что грузинские «ястребы», заручившись помощью своих покровителей, могут повторить попытку силового решения территориальной проблемы. Во всяком случае, России, а также Абхазии и Южной Осетии открытым текстом предложено не расслабляться.

Угроза войны постоянно маячит и в соседнем регионе, где продолжается давний конфликт Армении и Азербайджана вокруг Нагорного Карабаха. Напомним, что Армения является членом ОДКБ и считается нашим стратегическим партнером, на ее территории расположена российская военная группировка. Азербайджан же, с одной стороны, – член антироссийского ГУАМ, с другой – сильный экономический игрок, с которым Россия тоже находится в неком «стратегическом союзе».

Сегодня в политический торг вокруг карабахской проблемы активно вмешалась Турция, которая увеличивает свое политическое влияние в регионе, ослабляя роль России в Закавказье. Анкара идет на расширение экономических связей с Россией, но одновременно, как агент влияния Баку, ставит жесткие и невыполнимые условия Еревану. Азербайджан, в свою очередь, иногда делает слишком резкие заявления, угрожая решить карабахский конфликт силовым путем. И если эти угрозы станут реальностью, Армения, как член ОДКБ, вправе обратиться за военной помощью к России. Чем может обернуться эта закавказская история, предсказать трудно.

Непростой для России оказывается и ситуация с «братьями-славянами». На Украине вся «самостийная» политика государства и раньше строилась на антироссийской риторике, а за последние годы отношение к России со стороны местной политической элиты стало абсолютно контрпродуктивным. Москва и Киев давно перестали быть не только друзьями, но и партнерами. Апофеозом растущей государственной ненависти к России можно считать не только попытку церковного раскола и героизацию бандеровцев, но и активное участие украинских военных специалистов в кавказской войне на стороне Грузии.

Сейчас на Украине проходят президентские выборы. Возможно, уставший от политической и экономической нестабильности народ выберет более достойного, чем нынешний, главу государства. Но уповать на то, что с уходом Ющенко на Украине произойдут глобальные перемены, и что страна повернет свое лицо в сторону России, бессмысленно. Кто бы ни занял президентское кресло, главные политические проблемы, мешающие российско-украинскому сближению, останутся в прежнем виде. Это и курс Украины на вступление в НАТО, и проблема российского Черноморского флота, и вопрос государственного статуса русского языка, и модернизация ГТС без участия России.

Можно лишь надеяться на то, что при новом президенте громких антироссийских заявлений и действий станет меньше. Но целиком избавляться от антироссийской риторики в своей внешней и внутренней политике украинское руководство не станет, потому что именно она составляет пропагандистскую основу новой государственности и курса на объединение нации. Найти более удобного «врага», чем Россия Украина не сможет. Поэтому отношения между двумя странами не выйдут из формата межгосударственных стандартов.

Глава Минобороны Латвии: Россия теряет влияние на постсоветском пространстве
Министр обороны Латвии Раймонд Вейонис (Союз «зеленых» и крестьян) заявил «Латвийскому Радио», что сокращение российского влияния на постсоветском пространстве пойдет на пользу Европе.

Почему США не хотят терять контроль над Интернетом
В настоящее время инициативы России в области безопасности в Интернете обретают все большее распространение и популярность.

США теряют контроль над Украиной
Новым послом США на Украине вместо Джеффри Пайетта будет женщина

Дмитрий Аленичев теряет контроль над командой
Московский «Спартак» снова переживает не самые лучшие времена. Команда Дмитрия Аленичева, перед которой в начале сезона была поставлена задача попасть в еврокубки на будущий год, судя по всему, ее не…

Эстония победившего апартеида: посол России среди антипутинцев и русофобов
Только что Комитет по петициям Европарламента прислал эстонской общественной организации «Русский Земский Совет» отписку на ее просьбу спасти русское гимназическое образование в Эстонии.


  • геополитика,
  • постсоветское пространство
Комментировать публикацию через Постсовет:
Комментарии (1) RSS свернуть / развернуть
комментарий был удален


Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.


Комментировать публикацию через Вконтакте: