Грузинские попытки строительства оборонки

За первые несколько месяцев этого года из Грузии пришло несколько новостей, касавшихся развития оборонной промышленности этой страны.

Сперва широкую общественность оповестили о создании новой боевой машины пехоты Lazika, потом появилась новость о собственной РСЗО, а в апреле-месяце общественность обсуждала посещение президентом Грузии М. Саакашвили научно-технического центра «Дельта». На вид рядовое мероприятие для страны, выпускающей собственное оружие, благодаря ряду президентских заявлений вызвало бурную реакцию. Зачастую это был смех и издевательские шутки. Если верить Саакашвили, то Россия теперь пытается копировать грузинские достижения еще и в оборонной сфере (ранее нечто подобное говорилось об экономике и политике). По его мнению, бронеавтомобиль «Рысь» является попыткой хоть как-то догнать грузинский Didgori, а имеющиеся у Грузии беспилотные летательные аппараты на голову превосходят российские. Все эти заявления выглядят слишком смелыми и малоправдоподобными. Однако мы не будем увеличивать количество однообразных шуток на тему грузинского ОПК и попробуем проанализировать ситуацию.



Если даже Россию – одну из ведущих стран на рынке вооружений – зачастую обвиняют в использовании еще советских разработок, то что же говорить о Грузии? И действительно, почти все элементы грузинской оборонки достались Тбилиси благодаря распаду Советского Союза. Да и то, Грузия получила не так уж и много предприятий. Самое известное – Тбилисский авиационный завод. Другое крупное предприятие перешло Грузии только в 2005 году. Это 142-й танкоремонтный завод. Другие 26 организаций, которые были заняты в советской оборонке и расположены на территории Грузии, представляют собой классических «смежников». Это были предприятия и НИИ, которые не способны самостоятельно выпускать вооружения и технику в сколько-нибудь приемлемом количестве. Кроме того, существует Кутаисский автомобильный завод, на который уже не первый год возлагаются большие надежды. Раньше он пытался участвовать в конкурсах по созданию гусеничных и колесных шасси для военных нужд, но каких-либо успехов в этом не добился. Отдельно стоит отметить, что в советские времена продукция грузинских предприятий не пользовалась особым уважение. Так, зачастую «пользователи» жаловались на невысокое качество сборки самолетов, а грузовики «Колхида» еще несколько десятилетий назад заработали весьма нехорошую репутацию.

Обретя независимость, Грузия получила массу проблем территориального и военного характера. Попытки Абхазии и Южной Осетии стать независимыми государствами потребовали от Тбилиси каких-либо шагов в направлении улучшения военного потенциала. Закупать оружие за рубежом не позволяла экономическая ситуация в стране. Выход казался простым – наладить свое производство. С этой целью еще в 1993 году был создан НТЦ «Дельта». В первое время от «Дельты» требовалось наладить выпуск сравнительно простых стрелковых и артиллерийских типов вооружения. Этот факт в свое время стал причиной одной популярной версии, гласившей, что развернуть собственное производство Грузии помогла оставшаяся от СССР мобилизационная документация. Дело в том, что в Союзе все оборонные предприятия имели определенный пакет технических документов, который мог обеспечить быстрое развертывание производства продукции военного назначения. По-видимому, Грузия воспользовалась этими документами.

В пользу версии о мобилизационной документации говорит тот факт, что в середине 90-х «Дельта» представила целое семейство 82-миллиметровых, 120-мм и 60-мм минометов. Как известно из открытых источников, соответствующие бумаги именно по этим видам вооружения остались в Грузии после распада СССР. Надо заметить, грузинам так и не удалось начать крупное серийное производство этих минометов. Было выпущено несколько небольших партий 82-мм «облегченного» миномета. Он был подозрительно похож на советский 2Б14 «Поднос», хотя и отличался стволом меньшей длины. Вскоре после той истории с новыми-старыми минометами в «Дельте» разработали 60-мм бесшумный тип такого же класса. В свое время его много рекламировали, но какого-либо развития эта тема не получила. Похожим образом закончились и большинство проектов в области стрелкового оружия. За прошедшие годы грузины пытались наладить выпуск пистолета-пулемета Iveria, сильно напоминавшего ППС образца 1943 года. Другой грузинский проект пистолета-пулемета восходит к автомату АКС-74У. Неоднократно демонстрировались и другие образцы стрелкового оружия собственной (?) разработки. Так или иначе, ни один из них не смог дойти до крупной серии. С менее сложной продукцией грузинская оборонка справляется лучше – выпускаются патроны, ручные гранаты, минометные мины и т.д.

Также в Грузии пробовали продолжить производство авиационной техники. Незадолго до распада СССР на Тбилисском авиационном заводе начали создавать задел для производства модернизированных штурмовиков Су-25Т. Кроме того, исходные Су-25 были уже в достаточной мере освоены. Тем не менее, подавляющее большинство узлов и агрегатов поступало на ТАЗ с предприятий, расположенных по всему Советскому Союзу. Имевшийся запас комплектующих не позволил продолжить производство самолетов в необходимом количестве. Пришлось искать помощи на стороне. В 2001 году был собран опытный экземпляр самолета Су-25КМ Scorpion. Первая грузинская модернизация «Грача» была проведена совместно с израильской компанией Elbit Systems. Также удалось своими силами сделать учебный вариант штурмовика с названием Су-25У. Тем не менее, общее количество Су-25, произведенных до «Войны трех восьмерок», не превышает трех десятков. Примерно пятая их часть была продана на экспорт, а остальные остались в Грузии.

Су-25КМ Scorpion

Отсутствие нормального собственного производства вооружений и военной техники в свое время стало одной из причин того, что Тбилиси стал массово закупать технику за рубежом. Что касается собственных предприятий, то они в основном занимались ремонтом и модернизацией имеющейся техники. Например, 142-й танкоремонтный завод с 2007 года совместно со все той же «Элбит Системс» проводит ремонт танков Т-72 с одновременным переоснащением в соответствии с проектом Т-72-SIM-I. Новая электроника танков при этом поступает из Израиля.



Однако после событий августа 2008-го Грузия по факту оказалась в условиях эмбарго. Несмотря на отсутствие реальных документов на этот счет, подавляющее большинство стран и производителей вооружений отказались далее сотрудничать с Тбилиси. Отсутствие каких-либо перспектив относительно новых поставок в сочетании с большими потерями в технике в ходе самой войны вынудило грузинское руководство вернуться к развитию собственной оборонки. Причем развитию собственными силами. Все это выразилось в двух основных путях развития. Во-первых, все те деньги, которые ранее планировалось отдать зарубежным фирмам за новое вооружение, были перенаправлены своим предприятиям. Во-вторых, весь ОПК Грузии был значительно изменен. Так, НТЦ «Дельта» в 2010 году фактически стал головным оборонным предприятием всей страны. В прямое подчинение «Дельте» были переданы Тбилисский авиационный завод, Тбилисский танкоремонтный завод, Кутаисский машиностроительный завод, а также ряд НИИ оборонного назначения.

Первый год существования новой системы не был отмечен какими-либо достижениями. Оно и понятно – сперва нужно было отладить связи и провести ряд работ. Но уже в конце мая 2011 года впервые были представлены броневики Didgori. По каким-то непонятным причинам грузины именуют эти бронеавтомобили бронетранспортерами. Немного позже стало известно, что до мая-месяца было выпущено 30 таких машин. Следует заметить, броневики «Дидгори» не являются полностью грузинской разработкой. Так, шасси машин представляет собой соответствующую часть автомобилей Ford F-серии, а почти вся электроника, в том числе и система дистанционного управления оружием, скорее всего, имеет израильское происхождение. Похожим образом обстоит дело и с вооружением. Разные варианты Didgori оснащаются пулеметами НСВ-12,7 советской разработки и американскими M134. Выходит, грузинский у «Дидгори» только корпус. По имеющейся информации, он имеет защиту второго уровня по стандарту STANAG 4569. В качестве пробного шара броневики Didgori выглядят вполне неплохой конструкцией. Однако использование импортной ходовой части и оружия способно значительно испортить все впечатление. Что называется, по совокупности параметров, «Дидгори» выглядит типичным представителем того класса бронемашин, которые от бедности собирают во многих странах третьего мира.

Didgori

В феврале 2012 года стало известно о завершении разработки боевой машины пехоты Lazika. И снова новая машина имеет характерные «старые» особенности. В «Лазике» сразу же опознали переработанную БМП-1 или БМП-2 советского производства. Снова начались шутливо-издевательские обсуждения, а грузинское руководство тем временем обмолвилось о своих планах на серийное производство новой БМП и о неком зарубежном заказчике. Упоминалось, что этот «некто» уже не только ознакомлен с Lazika, но и выразил интерес к ней. Судя по имеющимся характеристикам новой боевой машины, вряд ли это будет какая-либо крупная и развитая страна. Если потенциальный заказчик и существует, то, вероятнее всего, это небольшая страна третьего мира, которой нужно заменять старую технику новой.

БМП Lazika

Немного позже НТЦ «Дельта» представил «новую реактивную систему залпового огня». И снова, как и раньше, в облике новой техники виднелось что-то знакомое. На бронированный КрАЗ-6322 с удлиненной кабиной была установлена 40-ствольная пусковая установка РСЗО БМ-21 «Град». Учитывая возраст исходных «компонентов», можно представить себе боевые перспективы такой системы. Однако грузинская сторона настаивает на современности своей разработки и прибавляет в качестве аргумента дальность стрельбы до 40 километров. Общее состояние грузинского оборонно-промышленного комплекса послужило причиной для предположений о зарубежном происхождении реактивных снарядов. В качестве «подозреваемого» рассматривается Турция.



Еще более интересная история вышла в апреле текущего года. 10 числа в НТЦ «Дельта» прибыл М. Саакашвили. Он был приглашен на испытания нового беспилотного летательного аппарата. По своим характеристикам это самый заурядный легкий БПЛА, предназначенный для проведения разведки и подобных ей задач. Отсутствие выдающихся показателей аппарата не помешало грузинскому президенту заявить о его превосходстве над зарубежными аналогами, в том числе и российскими. Российские официальные лица никак не ответили на эти слова. Зато широкая общественность в очередной раз провела «опознание» и узнала в новой грузинской разработке давно известный беспилотник SWAN-205 производства эстонской компании Eli Military Simulation. Как потом выяснилось, производство оного на грузинском заводе – всего лишь следствие покупки лицензии на изготовление. Возможно, грузинские инженеры тщательнейшим образом изучат купленные SWAN-205 и сделают на его основе что-то свое. Но это дело не сегодняшнего и, скорее всего, даже не завтрашнего дня. А Саакашвили тем временем называет лицензионную технику полностью собственной и не имеющей аналогов. Интересно, что беспилотный летательный аппарат SWAN-205 впервые был представлен еще в 2006 году. Тогда этот БПЛА участвовал в конкурсе эстонского министерства обороны. В итоге аппарат, разработанный в Eli Military Simulation, не смог победить. Согласно имеющейся информации, эстонских военных не устроил тот факт, что SWAN-205 соответствовал не всем пунктам технического задания по конкурсу.



На следующий день после «инцидента» с беспилотником президент Грузии снова посетил НТЦ «Дельта». На этот раз ему показали пехотное вооружение. Это были минометы калибров 82 мм и 120 мм, грузинские копии российских/советских подствольных гранатометов и противотанкового гранатомета РПГ-7, а также ряд боеприпасов для всех этих типов вооружения. Саакашвили снова не смог удержаться от громких заявлений и стал говорить о начале производства собственных противотанковых средств. Судя по увиденному, он имел в виду гранатометы РПГ-7. Конечно, это средство активно используется во всем мире, особенно его любят в арабских странах, но вряд ли именно реактивный гранатомет РПГ-7 можно назвать полностью современной системой. И замена деревянных деталей полиамидными здесь абсолютно ничего не решает. Разве что гранатомет стал выглядеть немного «моднее». Только вражеским танкистам абсолютно не важно, какие детали на гранатомете. Также 11 апреля была продемонстрирована некая автоматическая винтовка. Внешне она сильно напоминает немецкую Heckler & Koch HK416. Однако какой-либо информации о ней предоставлено не было. По-видимому, Грузия пытается договориться о еще одной лицензии на производство.



Как видим, нынешние заявления президента Грузии о превосходстве грузинской оборонной продукции над зарубежными аналогами представляют собой не более чем воплощение пословицы про кулика и болото. Тем не менее, Саакашвили в настоящее время делает все возможное для подъема ОПК своей страны. Пока нельзя делать уверенные предположения о перспективах развития грузинской обороны. В то же время, с учетом материально-технической базы Грузии, сырьевых возможностей, экономической ситуации и т.п. можно вести соответствующие рассуждения. Вряд ли в ближайшие 5-10 лет Грузия сможет стать ведущей страной региона в военном аспекте. Скорее всего, за этот срок она только успеет нарастить свой оборонный потенциал и освоить необходимые технологии. Примерно к этому же времени стоит относить и появление первых типов вооружения, по-настоящему самостоятельной разработки. Очевидно, что это не будет, к примеру, авиационная техника, но выпуск собственного стрелкового оружия, пусть даже и не способного конкурировать с зарубежным, явно не повредит всей отрасли. Так что Грузии вполне по силам построить оборонно-промышленный комплекс, подходящий для задач, стоящих перед страной. Главное – не увлекаться хвалением собственной продукции и больше внимания уделять собственно развитию, а не пиару.

По материалам сайтов:
periscope2.ru/
bmpd.livejournal.com/
arms-expo.ru/
cast.ru/

Об этом сообщает сегодня Военное обозрение.

Обама не смогла с первой попытки ввести в строй атомную субмарину
В США введена в строй «самая современная подлодка» – атомный «Иллинойс».

Южная Осетия должна поставить вопрос об изгнании США из Женевских дискуссий
Изоляционные действия в отношении США должны распространиться по всему миру К трагическим событиям в Украине в настоящее время приковано внимание международного сообщества.

Совместное украино-российское военно-морское строительство: правда и вымысел
Ракетный крейсер «Украина» у стенки завода «Имени 61 комиссара» в Николаеве.

Армяно-грузинская граница будет прозрачной — Саакашвили
Строительство новой магистрали Север-Юг придаст новый стимул для увеличения товарооборота между Арменией и Грузией. Об этом заявил президент Армении Серж Саргсян 29 ноября на совместном с президентом Грузии Михаилом Саакашвили брифинге в Тбилиси, передают грузинские СМИ.


  • Грузия,
  • Завод,
  • Производство,
  • Работка,
  • НТЦ
Комментировать публикацию через Постсовет:
Комментарии (0) RSS свернуть / развернуть

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.


Комментировать публикацию через Вконтакте: