Зачем России «Кентавры»?

Нешуточная полемика разгорелась по поводу того, что Россия приобрела у Италии пару так называемых колесных танков Centauro с орудиями калибра 120 и 105 мм и в дальнейшем собирается приобрести еще две аналогичных машины с пушками калибров 120 и 30 мм.

Первые две единицы итальянской бронетехники, как сообщается, уже отправлены на один из подмосковных полигонов, где машины должны пройти целый комплекс испытаний.



Если говорить о характеристиках Centauro, то они следующие: экипаж машины составляет 4 человека, из вооружений – помимо пушки установлены 2 пулемета (калибр 7,62), запас хода Centauro – 800 км, максимальная скорость – около 110 км/ч, колесная формула 8х8, длина корпуса 7,4 м, ширина 2,94 м, снаряженная боевая масса – около 24,8 тонн. Сегодня эта техника производится итальянской компанией Oto Melara, входящей в производственную группу CIO. На вооружении итальянской армии стоят 4 сотни таких бронемашин. Сообщается о том, что Россия собирается купить у итальянских производителей лицензию, для того чтобы начать производство Centauro на предприятии «КамАЗ» в Набережных Челнах.

Безусловно, название «танк» для этой единицы бронетехники можно применить с большой натяжкой. Сами итальянцы называют машину колесным уничтожителем танков. При этом начальные разработки образцов Centauro были произведены в 80-х годах прошлого века. В связи с этим говорить о том, что машина современная, тоже можно, разве что, с большой натяжкой. Мало того, военные специалисты утверждают, что итальянский «танк» имеет, мягко говоря, мало прочную броню. Еще во время выполнения миротворческих операций в Африке выяснилось, что броня «Кентавров» легко пробивается даже из станковых крупнокалиберных пулеметов ДШК и ДШКМ. Гранаты РГД еще более успешно противостояли итальянским бронемашинам. Правда, машины следующего поколения, были оснащены усиленной броней, но это тоже не стало панацеей.

Если говорить о Centauro как о возможных главных машинах российской армии в операциях в условиях города (в будущем, естественно), то специалисты уверены, что они («Кентавры») станут идеальными мишенями. Всему виной именно главное слабое место итальянских «танков» — броня, которая под само понятия «танк» вряд ли подходит.

Но если так, то для чего Министерству обороны понадобилось закупать эти бронемашины, да еще и рассчитывать на получение лицензии по их массовому производству? На этот счет есть несколько соображений.

Во-первых, с итальянскими фирмами уже заключался контракт на производство в Воронеже бронированных автомобилей «Рысь» (итальянское название IVECO LMV M65 Lynx). То есть делается ставка на тех партнеров, с которыми достаточно удобно договариваться и вести слаженную работу. Кстати, Министерство обороны РФ планирует поставить 57 «Рысей» в войска уже в текущем году (по имеющимся данным, пока не поставлено ни одной…)

Во-вторых, некоторые эксперты, в том числе глава ЦВП (Центр военного прогнозирования) Анатолий Цыганок, полагают, что закупки итальянской техники – это новая отработанная коррупционная схема. По его мнению, отмыть деньги за рубежом гораздо более просто, чем открыто закупать военную технику у российских производителей.

В третьих, Министерство обороны специально ориентируется на закупку не самых надежных «Кентавров», с той целью, чтобы произвести их серьезную модернизацию и получить, скажем так, на выходе новый вариант бронетехники, который бы идеально подошел для использования в российских условиях, в том числе и в условиях использования на Северном Кавказе.

Все эти три версии, бесспорно, имеют право на существование. Закупки военной техники у иностранных производителей, в принципе, согласуются со стратегией Министерства – покупать опытные образцы за рубежом и перенимать передовые западные технологии. Другое дело, что случай с тем же самым колесным «танком» Centauro, сложно назвать «передовой разработкой». Выходит, что у итальянской разработки 80-х, по мнению российских закупщиков, потенциалов куда больше, чем у аналогичных вариантов российских бронемашин. Почему бы тогда российскому военному ведомству ни закупить французский вариант бронемашины Vextra-105? Ведь военная доктрина России, судя по всему, перенацелилась на использование именно колесных «танков» в целом ряде оперативных действий. Тем более что именно эта модель (Vextra-105) на сегодняшней день считается лучшей в своем роде.

Выходит, что российские военные покупатели не ищут легких путей… А это снова подводит к версии Анатолия Цыганка о некой подводной части российско-итальянского контрактного «айсберга».

Однако есть и другое мнение по поводу использования Россией итальянских «Кентавров». Это мнение высказывается, к примеру, экспертом в области бронетехники полковником в отставке Виктором Мураховским. Он уверен, что никаких контрактов по лицензионному и массовому выпуску Centauro в России заключать не стоит. Дело в том, что российским военным производителям может понадобиться лишь опыт по созданию унифицированной платформы для отечественной бронетехники. После этого поступили заявления от представителей общественного совета при Министерстве обороны. Было заявлено, что пока перспективность сделки ни оценит экспертный совет Военно-промышленной комиссии, ни о каком приобретении лицензии на производство «Кентавров» в России речи не идет.

Остается дождаться окончания испытаний итальянской техники и того, действительно, ли МО РФ собирается покупать у итальянцев лицензию на серийный выпуск колесных «танков» в Татарстане.

По материалам сайта Военное обозрение.

Зачем Россия помогла Ирану
В последние дни на международной арене произошло два больших события, которые много обсуждают, но как-то по отдельности. А надо бы вместе – ведь связь между ними напрашивается.

Юрий Баранчик. Ересь украинства — за счет России и на крови русских: зачем нам Украина вообще?
Зачем России еще одно русское государство на её же исторических территориях? В начале ноября 2012 года, т.

Зачем России Кавказ?
Этот вопрос поставлен нашей редакцией довольно провокативно.

Россия восстановит «Объект 100» в Крыму
Комплекс «Сотка» в 1996 году был передан ВМС Украины.


  • Броехник,
  • Оборона,
  • Машин,
  • Техник,
  • Производитель
Комментировать публикацию через Постсовет:
Комментарии (0) RSS свернуть / развернуть

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.


Комментировать публикацию через Вконтакте: