Кого винить в трагедии российского лайнера в Индонезии?

Как известно, 9 мая в Индонезии потерпел крушение самолет российского производства Сухой-Superjet-100.

В результате катастрофы погибли 45 человек (по другим данным – 48), из которых восемь были гражданами России. Самолет выполнял демонстрационный полет и управлялся опытным пилотом Александром Яблонцевым. Именно управление Супеджетом со стороны человека, который с 2008 года занимается управлением именно этих моделей, первоначально натолкнуло российских специалистов на версию о технической неисправности борта. Однако после того как обломки самолета были обнаружены на практически отвесном склоне горы Салак (остров Ява) на высоте 1584 метров картина происшествия стала вырисовываться в совершенно ином ключе.



Стало известно, что российский экипаж самолета за несколько минут до трагедии с какой-то целью запросил у диспетчера в Джакарте возможности снизиться на высоту менее 1800 метров. В связи с тем, что в утренние часы в районе индонезийской горы Салак видимость крайне низкая, что обусловлено наличием густого тумана, вполне вероятно, что летчики, сами того не подозревая, повели SSJ-100 на прямое столкновение с горой. Такая версия катастрофы косвенно подтверждается и тем, что сигнал так называемого аварийного маячка системы «Коспас-Сарсат» (Космическая система поиска аварийных судов), не был получен на Земле. А отсутствие сигнала этой системы может означать лишь два варианта: либо самолет совершил вынужденную посадку (что после обнаружения обломков, естественно, во внимание не берется), либо разрушился так быстро, что никакого сигнала система просто не успела подать. Именно столкновение самолета со склоном горы в этой связи выглядит наиболее явным объяснением мгновенного разрушения лайнера. Ведь если бы неполадки в самолете начали проявляться в воздухе, то сигнал все же успел бы дойти до земли, но этого не произошло.

Получается, что в который уже раз за последнее время причина крушения пассажирского самолета российского производства может заключаться в пресловутом человеческом факторе. В связи с этой страшной трагедией возникает целый круг вопросов. Во-первых, для чего экипаж запросил снижение на критическую высоту в условиях чрезвычайно низкой видимости? Во-вторых, какая судьба может ждать Сухой Superjet-100 в ближайшем будущем в плане реализации программы по многочисленным контрактам, которые, в том числе, были ориентированы на Индонезию, Мьянму, Казахстан, Вьетнам, Лаос и Пакистан?

Кстати говоря, владельцы самолета планировали проводить демонстрационные полеты SSJ-100 в каждой из этих стран, чтобы показать надежность самолета. Однако, к большому сожалению, индонезийский полет обернулся трагедией, которая может оставить негативный отпечаток на проекте.

Итак, попытаемся разобраться в одной из главных загадок авиакатастрофы: почему пилотам вдруг понадобилось снижаться на критическую высоту?

Как сообщает один из индонезийских авиационных экспертов Джерри Соеджатман, российский экипаж мог совершить фатальную ошибку именно по вине погодных условий и чрезмерной уверенности в себе. При этом командир экипажа Александр Яблонцев, запрашивая разрешение на снижение ниже 1800 метров, видимо, был уверен, что гора Салак находится на большом удалении от той точки пространства, в которой был на тот момент самолет, и хотел продемонстрировать уверенный полет самолета и на более низких высотах. Пытается обвинить российский экипаж, не сделавший акцента на погоду, и другой индонезийский специалист в области авиации — господин Роснади.

Однако, если виноват исключительно российский экипаж абсолютно нового авиалайнера, то почему же тогда наземные службы в Джакарте не предупредили командира воздушного судна о том, что снижения в данной местности допускать нельзя категорически из-за наличия той самой коварной горы Салак. К индонезийским наземным службам можно предъявить справедливые претензии, потому что крушение произошло всего в 60 километрах от международного аэропорта столицы страны Джакарты. На таком небольшом расстоянии диспетчеры должны были вести качественный мониторинг положения самолета в пространстве и помогать летчикам в условиях ограниченной видимости, поэтому совершенно непонятно, почему персонал аэропорта Джакарты, на который (аэропорт) Суперджет-100 и должен был вернуться, не предупредил пилота Яблонцева о том, что борт при снижении может столкнуться со склоном…



Кстати, нужно отметить, что крушение российского лайнера в этом месте – далеко не первый инцидент подобного рода. Только за последние десять лет здесь потерпели катастрофу семь воздушных судов. Такие страшные цифры приводят гору Салак в число мест на Земле, где полеты самолетов крайне опасны, и уж кто, как ни сами индонезийцы должны быть заинтересованы в своевременном информировании об опасности туманной погоды в окрестностях аэропорта Джакарты. Падали на горе Салак и военно-транспортные самолеты ВВС Индонезии, и тренировочные воздушные суда, и самолеты частные. Трагедия, которая произошла 9 мая 2012 года, унесла наибольшее количество жертв. Складывается впечатление, что сами индонезийские специалисты решили дать возможность российским пилотам продемонстрировать свое мастерство в совершенно неприемлемых для полета условиях…

В связи с этим российским специалистам нужно настаивать на проведении самого тщательного расследования, которое должно дать объективный ответ на то, почему не было согласования между работой индонезийских диспетчеров и российским экипажем самолета. Ведь крушение лайнера – это не только горе для родственников погибших, но и серьезный удар по престижу российского авиастроения. Уже сейчас многие эксперты уверены, что психологический фон, который складывается вокруг трагедии SSJ-100, может привести к отказу от заключения контрактов со стороны некоторых стран, уже было готовых начать массовые закупки Суперджетов в России.
Мы в России прекрасно помним, какую кропотливейшую работу проводили российские и польские специалисты в связи с катастрофой Ту-154 под Смоленском весной 2010 года. Именно такая работа позволила окончательно расставить точки над «i» в вопросе о виновных в той трагедии. Аналогичная многосторонняя работа должна быть проведена и по факту крушения самолета производителя «Сухой» в горах Индонезии.

Похоже, что основной ответ на все вопросы о причинах этой странной и страшной трагедии дадут материалы бортовых самописцев, если, конечно, в таких условиях их вообще удастся обнаружить. Да и если самолет столкнулся со склоном горы на большой скорости, то «черные ящики» могли пострадать очень и очень серьезно.

По материалам сайта Военное обозрение.

В Индонезии нашли пропавший Sukhoi Superjet
На вертикальном склоне горы на острове Ява обнаружен пропавший в среду российский самолет Sukhoi Superjet-100. Обломки лайнера обнаружила с вертолета поисковая группа: следы видны на склоне горы Салак в западной части острова Ява на высоте в 1650 метров. Именно в этом районе в среду оборвалась связь с самолетом. Представитель штаба поисково-спасательных работ сообщил журналистам, что пока нет признаков того, что кто-то выжил в результате аварии.

В Индонезии найден второй черный ящик разбившегося лайнера SuperJet-100
Самописец был обнаружен индонезийцами: группа российских спасателей из МЧС свернула работы на месте катастрофы около недели назад.

Завершено расследование крушения SSJ-100 в Индонезии: названа причина катастрофы
Эксперты назвали, по чьей вине произошло крушения лайнера 9 мая 2012 года, когда погибли 45 человек.


  • Самолет,
  • Салака,
  • Связь,
  • ГОР,
  • Экипаж
Комментировать публикацию через Постсовет:
Комментарии (0) RSS свернуть / развернуть

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.


Комментировать публикацию через Вконтакте: