Украинская авиация: есть ли перспективы?

6 апреля 2012 года в строй украинской военной авиации вернулись два самолета МиГ-29.

Они находились на заводском ремонте на авторемонтном государственном заводе в городе Львов. После ремонтных работ они были доставлены на аэродром бригады командования «Юг» военно-воздушных сил Украины в Крыму. Согласно информации, полученной в Министерстве обороны, эти самолеты будут принимать участие в обеспечении безопасности в рамках проведения финала Евро-2012.

В ходе ремонтных работ была проведена полная разборка боевых машин, а также произведен ремонт основных узлов самолетов. После проведения испытательных полетов истребители вернулись в состав войск.

Немного раньше, в марте, Миргородская авиационная бригада получила от запорожского «Мигремонта» самолет Су-27 «Валентин Каленов». Другой модернизированный Су-27 прошел летные испытания и вернулся в состав ВВС. Планируется также, что этот же завод осуществит ремонт еще двух самолетов Су-27 до конца 2012 года. К концу мая в строй будут возвращены еще пара самолетов МиГ-29, которые находятся на ремонте на Львовском авиазаводе. Также подходят к завершению работы по ремонту военно-транспортного самолета Ил-76 и модернизации Су-24М. Предполагается также, что до июня текущего года будут завершены ремонтные работы 2 самолетов Ил-39, а к концу года такие же работы будут проведены на 12 самолетах и осуществлена модернизация 4 самолетов этого класса. Также Министерство обороны запланировало проведение ремонтно-восстановительных работ вертолетов Ми-24, Ми-2 и Ми-8. Помимо этого, на завершающей стадии находятся государственные испытания вертолета поддержки Ми-24П, который проходил модернизацию на «Авиаконе».

Такая активность Министерства обороны не может не внушать оптимизма, если бы не одно «но»: если подумать над тем, что осталось от украинской авиации после 20 лет независимости – становится понятно, что радоваться-то особо нечему, ведь речь идет о возвращении в строй всего нескольких боевых машин. В это же время Министр обороны Украины Д.Саламатин считает подобные темпы восстановления авиации беспрецедентными, отмечая, что за последнее десятилетие ничего подобного не наблюдалось.

А ведь раньше все было совершенно по-другому. В марте 2012 года украинские военно-воздушные силы отметили свое двадцатилетие: в 1992 году были созданы ВВС Украины. В то время на территории государства насчитывалось 10 авиадивизий, 4 Воздушных армии, 11 отдельных эскадрилий, 49 авиационных полков, в общей сложности, около 600 частей, порядка 120 тысяч военных, 2800 боевых машин. Украинская военная авиация того времени была самой большой в Европе, уступая лидирующие позиции только Соединенным Штатам Америки, Китаю и России. Среди военной авиатехники, которая находилась в то время в арсенале украинских ВВС, можно отметить Ту-22, Ту-16, Ту-22М, МиГ-23, МиГ-29, Як-28, Су-27, МиГ-25, Су-14 и Су-24, МиГ-21.

В первую очередь были переданы России или подлежали ликвидации бомбардировщики Ту-95МС и Ту-160, крылатые ракеты воздушного базирования Х-55. Но самый большой позор в процессе общего разоружения украинских военно-воздушных сил – это ликвидация Ту-23М3, бомбардировщиков, на уничтожении которых настаивали Соединенные Штаты Америки и которые даже выделили на это немалые средства. В начале 2006 года были отправлены на металлолом самолеты Ту-22 и крылатые ракеты Х-22, которые состояли на вооружении этих боевых машин. Примечательно, что ликвидация Ту-22 была подведена под программу совместного уменьшения угроз, несмотря на то, что Ту-22 никогда не считался видом стратегических наступательных вооружений. Более того, еще в советские времена поднимался вопрос по поводу того, считать ли этот самолет стратегическим. Тогда решили – нет, но это не спасло украинские самолеты от уничтожения.

А дальше процесс пошел «веселее», уже без помощи со стороны. К тому времени, когда к власти пришел режим Януковича, от украинской военной авиации практически ничего не осталось, впрочем, как и от военно-морской. Согласно статистике 2009 года, из 200 боевых машин, которые находились в штате, 88 самолетов не летали. В 2010 году, когда Президент прибыл с визитом в авиабригаду в Крым, то очень удивился, когда ему сообщили, что из двух десятков самолетов взлететь сможет только один. Тогда было проведено экстренное заседание Совета Национальной Безопасности Украины, где принято решение о немедленном принятии мер по исправлению сложившейся ситуации.

Но все, о чем тогда говорилось, так и осталось словами. И уже на 2011 год из112 штатных самолетов в исправном состоянии было всего 18, среди 80 боевых машин могли взлететь столько же.

На сегодняшний день украинская военная авиация представлена штурмовыми Су-25 и Су-25М1, разведывательными Су-24МР, учебно-боевыми Л-39 и Л-39М1, транспортными самолетами Ан-26, Ан-24, Ил-76МД и Ан-30, вертолетами Ми-8МТ. К слову сказать, вся эта военная техника еще советского производства. Необходимо также напомнить и то, что вполне официально в 2000 году в штат был введен Ан-70, но видели его только в ходе проведения испытаний.

Если не принимать внимание боеготовность украинских военно-воздушных сил, то только в плане численности от бывшей мощной структуры практически ничего не осталось. И это еще не все. Украинская армия продолжает сокращаться – со времени начала президентства Януковича в силу вступил уже третий закон о сокращении вооруженных сил. В то же время речь идет только о сокращении личного состава, о сокращении вооружения пока ничего не говорится. Но и так понятно, что если армия будет урезана в 2,5 раза (до 70 тысяч человек, как это было заявлено ранее), то сохранить численность техники никак не получится.

Не все гладко и с технической исправностью авиатехники, особенно боевых машин. О закупке новых самолетов и вертолетов на данный момент, в условиях тотального недофинансирования вооруженных сил, можно только мечтать. С трудом удается провести модернизацию (которая, кстати, стоит в 10 раз дешевле новых образцов). Необходимо также отметить, что на украинских предприятиях оборонно-промышленного комплекса существую схемы модернизации всех типов авиамашин. Но в данный момент речь может идти разве что о том, чтобы хоть как-то отремонтировать и вернуть в штат самолеты и вертолеты.

Отсюда напрашивается очень простой вывод: модернизация военной авиации, не говоря уже о закупке новых образцов, продолжает оставаться несбыточной мечтой украинских летчиков. А ведь очень скоро состоится Евро-2012 и с помощью чего им придется обеспечивать безопасность воздушного пространства – остается загадкой…

По материалам сайта Военное обозрение.

Новый облик украинской армии... Есть ли надежда?
Все чаще в периодических изданиях, специализирующихся на военной тематике, можно встретить резко негативные публикации относительно того, в каком состоянии находится украинская армия, о том, что у такого войска просто не может быть будущего, потому как положение безвыходное, и единственное, на что можно рассчитывать – это ремонт и модернизация уже существующей военной техники.

Украинская морская авиация – трудно, но перспективы есть
Украинская авиация существует уж двадцать лет.

Есть ли жизнь без хамона?
Наконец-то лучшие силы российской либеральной общественности и просвещенной украинской революционной спильноты из числа диванных теоретиков слились в публичном экстазе.

Есть ли перспективы у украинского оборонно-промышленного комплекса?
16 июня новый президент Украины П.


  • Самолёт,
  • Машин,
  • БОЕВ,
  • МИГ,
  • СИЛА
Комментировать публикацию через Постсовет:
Комментарии (0) RSS свернуть / развернуть

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.


Комментировать публикацию через Вконтакте: