Новая РЛС на смену «Жукам»

В течение последних нескольких десятилетий вопрос бортового радиоэлектронного оборудования (БРЭО) стал одним из главных аспектов развития авиации.

Более того, начиная с третьего поколения, все боевые перспективы самолетов-истребителей в большей мере связаны именно с БРЭО и электроникой боеприпасов. Наиболее перспективным направлением в сфере бортовой электроники в настоящее время являются бортовые радиолокационные станции (БРЛС) с фазированной антенной решеткой (ФАР). Широко известны отечественные БРЛС с фазированной антенной решеткой семейства «Жук». При этом, несмотря на все перспективы этой линейки, ее создатель – предприятие «Фазотрон-НИИР» – совместно с Научным центром специальных радиоэлектронных систем МАИ уже начало разработку новой БРЛС для самолетов будущего.

БРЛС «Жук-АЭ»

Окончательное название разработки пока не стало достоянием общественности (с большой вероятностью это уже будет не «Жук»), но ряд технических и концептуальных подробностей попало в общий доступ. Так, утверждается, что новая станция имеет следующее рабочее название: Многофункциональная масштабируемая бортовая РЛС или сокращенно МБРЛС. По имеющейся информации, МБРЛС будет выполнена по модульной схеме, что позволит облегчить работы по ремонту или модернизации станции. Одновременно с этим в составе новой бортовой РЛС будет отдельный модуль, отвечающий за контроль работоспособности всех ее частей. Возможно, он позволит привести обслуживание МБРЛС к тому виду, к которому стремятся конструкторы США: к соответствующему разъему самолета подключается кабель, и станция самостоятельно передает всю собранную информацию о своем состоянии на специальный пульт контроля. На нем производится анализ данных и автоматика выдает техническому персонажу рекомендации о необходимых работах.

Однако введение отдельного контролирующего модуля не может не сказаться на массе и габаритах всей станции. А ведь в последние годы инженеры-электронщики всего мира стараются уменьшить массогабаритные параметры своих творений. По различным оценкам, преодолеть порог в 150 килограмм веса самолетная РЛС может только в том случае, если упор будет сделан не только на «железную» ее честь, но и на программную. В первую очередь, требуется создать такое аппаратное и программное обеспечение, которое могло бы работать со скоростью порядка 35-40 гигафлопс (операций с плавающей точкой в секунду). По мировым меркам это не является сложной задачей, однако в условиях значительного отставания отечественной элементной базы создание таких вычислительных машин становится гораздо сложнее. Кроме того, программное обеспечение МБРЛС имеет ряд своих особенностей, что в сочетании с нюансами работы всей авионики потребовало ввести в ее состав отдельный блок для математического моделирования рада процессов, а именно: обработка принимаемого сигнала, слежение за собственным состоянием, моделирование движения самолета-носителя и обеспечение его навигации. В перспективе любой из перечисленных программных модулей может быть «проапгрейжен» до новой версии с лучшими показателями.

Помимо модуля контроля и модуля моделирования процессов в составе БРЛС, как это понятно, должны быть и другие агрегаты. Причем их присутствие в случае с новыми разработками также требует ряда нововведений. Как стало известно, на перспективной МБРЛС «Фазотрона-НИИР» связь между отдельными модулями будет обеспечиваться интерфейсом RapidIO с пропускной способностью до 1066 МБ/с, хорошо зарекомендовавшим себя в составе множества зарубежных электронных систем. По непроверенным данным, существующая на данный момент архитектура перспективной МБРЛС при своевременных модернизациях сможет обеспечить самолеты всеми необходимыми качествами в течение 25-30 лет или даже больше. Еще один положительный момент такой архитектуры касается размещения отдельных узлов БРЛС на планере самолета. Благодаря использованию шин RapidIO при необходимости можно устанавливать модули станции не единым блоком, а по одному в возможных местах планера. Максимальное расстояние, при котором проводка позволяет РЛС нормально функционировать, примерно равно 10 метрам. Помимо удобства компоновки это также может способствовать повышению боевой живучести БРЛС самолета в случае его поражения.

К сожалению, выше описано все, что известно по новому проекту ОАО «Фазотрон-НИИР». Дело в том, что на данный момент о проекте МБРЛС известно только то, что было рассказано представителями предприятия-разработчика на прошедшей недавно в Москве выставке «Высокие технологии XXI» века. Тем не менее, имеются данные и о ходе работ. Так, в марте этого года начались стендовые испытания миллиметрового радиомодуля из состава будущей МБРЛС. По непроверенным данным, закончить работу над этим узлом «Фазотрон» планирует к концу года, а полноценное «представление публике» стоит ожидать на салоне МАКС-2013. Вероятно, к тому же времени будут оглашены не только особенности архитектуры, но и некоторые технические данные новой РЛС.

По материалам сайтов:
nvo.ng.ru/
www.phazotron.com/

Об этом сообщает сегодня Военное обозрение.

Министр обороны потребовал сократить сроки постановки новых РЛС на боевое дежурство
Сергей Шойгу потребовал поставить на боевое дежурство новые РЛС «Воронеж-ДМ» в Енисейске и Барнауле с опережением графика на один год и полгода соответственно, сообщает сайт Военное.

Новая торпеда на смену «Шквалу»
В конце семидесятых годов на вооружение советского военно-морского флота поступила реактивная торпеда (также нередко применяется термин ракета-торпеда) ВА-111 «Шквал».

Бондарев: новый перехватчик на смену МиГ-31 ВВС РФ ожидают к 2020 году
Военно-воздушные силы (ВВС) России рассчитывают получить новый самолет-перехватчик на смену МиГ-31 к 2020 году, заявил журналистам в четверг главком ВВС генерал-лейтенант Виктор Бондарев.

МРК «Буян-М» оснастят новой РЛС
Малые ракетные корабли «Буян-М» (пр.


  • Станция,
  • Модуль,
  • Состав,
  • Обеспечение,
  • Случай
Комментировать публикацию через Постсовет:
Комментарии (0) RSS свернуть / развернуть

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.


Комментировать публикацию через Вконтакте: