Руслан Гереев: Дагестанскую молодежь привлекает Косово

Евроислам — это понятие, на которое все чаще ориентируются мусульмане Северного Кавказа, желающие получить религиозное образование за границей.

Причины этого понятны. Во-первых, ситуация в арабских странах, где выходцы с Кавказа ранее предпочитали учиться, становится все менее стабильной. Во-вторых, те, кто возвращается на Кавказ после учебы в арабском мире, у себя дома сразу становятся пополнителями всевозможных «списков», «диссидентами» и т.д. Это вещи, которые нельзя отрицать в силу их очевидности. Поэтому молодежь все больше предпочитает образование в исламских центрах за пределами арабского мира, в том числе в Европе.

И на этом пути востребованным оказывается Косово, где сейчас заметно оживлены исламские процессы. Точное количество студентов северокавказских республик, обучающихся в духовных центрах Косово и других частей Европы, пока определить невозможно, потому что отсутствует учет выезжающих для получения исламского образования. Но такая работа нами ведется и довольно скоро мы получим первые статистические ориентиры, основанные на данных диаспоральных организаций, а также посредством взаимодействия с общественными и религиозными объединениями и, конечно же, через самих обучающихся студентов.

Отмечу, что из выезжающих на учебы в исламские центры Европы возвращаются на родину далеко не все. Приведу всего лишь один пример. Дагестанец Физули после окончания светского вуза в Дагестане выехал в Албанию и, получив там исламское образование, переехал во Франкфурт-на-Майне (Германия), где успешно реализовал свой потенциал среди турецкой общины города. Разумеется, о возвращении и не думает. И подобных примеров много.

Что касается Косово, то обучение идет там по самым разным направлениям ислама: и в рамках салафизма, и в рамках суфизма и даже шиизма. Так, группа северокавказских студентов, обучающихся в Исламском центре в косовском городе Пуджева, являются последователями традиционного ислама и учения местного суфийского шейха Мухаммада Ходжи. Этот известный проповедник первым на постюгославском пространстве начал работу, направленную на рост среди жителей Косова влияния суфийских тарикатов (направлений) шазалийа и кадирийа, которые также весьма популярны на северо-восточном Кавказе.

А в другом косовском городе, Призрен, который известен как «город минаретов» из-за большого количества мечетей, функционируют несколько образовательных учреждений салафитского толка, в которых также представлены студенты из числа северокавказской молодежи. Позиции салафизма здесь стали укреплятся в основном после начала масштабных столкновений косовских албанцев с сербскими вооруженными силами. Отмечу, что именно после того, как албанские беженцы из Косово направились в Албанию, Македонию и Черногорию, в этих странах укоренились и по сей день присутствуют довольно мощные салафитские общины.

Интерес исламской молодежи Северного Кавказа, особенно Дагестана, к Косово может быть объяснен и определенными сходствами между этими двумя регионами. У нас в Дагестане после военных событий 1999 года начались серьезные процессы, ориентированные на рост религиозного самосознания и религиозной идентичности местного населения. Для Косово 1999 год, в котором Сербию вынудили вывести оттуда свои войска, тоже ознаменован началом масштабных религиозных перемен. Как и Дагестан, Косово — один из самых бедных регионов в Европе: более половины его населения живут за чертой бедности. Несмотря на то, что край богат минеральными ресурсами, основной отраслью экономики, как и в Дагестане, является сельское хозяйство. Так же, как и здесь у нас, там очень высокий показатель безработицы.

Разумеется, есть на Балканах и ощутимое влияние арабского мира, растут и радикальные религиозные взгляды, особенно среди молодежи на тех территориях, где очень активизирована деятельность ваххабитских братств. Такие братства влияют на ситуацию в мусульманских общинах Санджака (юго-западная Сербия), Черногории, Боснии и Герцеговины, Косово. Они проповедуют идеи балканской исламской революции, нацеленной на подготовку плацдарма для масштабного наступления вглубь Европы, где постепенно увеличивается влияние мусульман.

Свою обеспокоенность выездом российской молодежи в зарубежные исламские образовательные центры не раз высказывали российские чиновники. Генпрокурор России недавно заявил, что в 2011 году только из Дагестана в зарубежные религиозные центры выехало учиться 100 человек, а за последнее десятилетие их число превысило 1,5 тысяч. Здесь необходимо сделать поправку о том, что речь идет только об установленных, учтенных фактах, на самом же деле цифры гораздо выше. Нет законодательства, регламентирующего эти процессы, сегодня молодые люди могут в качестве туристов выехать в любую страну и остаться там. С другой же стороны, в России нет того сегмента образования, который сегодня востребован мусульманской молодежью, что, собственно, и подталкивает ее к выезду.

Об этом сообщает сегодня Военное обозрение.

«На границе с Азербайджаном скапливаются дагестанские радикалы»
В Южном Дагестане на границе с Азербайджаном за последние годы скапливаются радикальные группы, которые хотят выехать за пределы России — на Ближний Восток и в Турцию.

Главного редактора дагестанской газеты не пустили в Азербайджан
Главный редактор дагестанского еженедельника «Настоящее время», обозреватель «Независимой газеты» Милрад Фатулаев не был допущен на территорию Азербайджана и был отправлен властями этой страны из бакинского аэропорта в Москву.

Арташес Гегамян: Стреляют в Армению, а целят по миру
Анализ событий, разворачивающихся за последние пять недель после установления пе­ре­мирия в зоне Нагорно-Карабахского конфликта 5 апеля т. г., свидетельствует о неизбежном (в случае непринятия экстренных мер со стороны стран-сопредседателей Минской…

Атаман Семенов: любовь, переросшая в предательство
30 августа 1946 г.


  • Косово,
  • Молодёж,
  • Процесс,
  • Европа,
  • Обование
Комментировать публикацию через Постсовет:
Комментарии (0) RSS свернуть / развернуть

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.


Комментировать публикацию через Вконтакте: