Годовщина Харьковских соглашений: что говорят эксперты

Вторая годовщина подписания Харьковских соглашений в очередной раз продемонстрировала нестабильность двусторонних отношений между Украиной и Россией.

По мере того, как в Украине надвигаются выборы, все чаще можно услышать высказывания относительно пересмотра Харьковских соглашений, подписанных в 2010 году. Отношение украинской стороны к Москве приобретает все более конфронтационный характер. Если еще в прошлом году малейшие слухи о возможности пересмотра этих контрактов воспринимались как глупость, то на сегодняшний день ситуация изменилась коренным образом: в украинских коридорах власти все чаще поднимается эта тема.

А главная причина таких изменений довольно прозаична: российский газ. Для того чтобы продемонстрировать России серьезной своих намерений и выразить недовольство по поводу прописанных в контракте условий, состоялся и показательный судебный процесс над экс-премьер-министром Украины Юлией Тимошенко. Теперь же официальный Киев начинает требовать снижения стоимости голубого топлива до той суммы, которую сам считает справедливой.

Не стоит долго думать, чтобы понять, что именно должно стать «пешкой» в этой игре. Российский Черноморский Флот – это своего рода разменная монета, вокруг которой все и закрутилось.

Оппозиционные украинские политические силы уверены, что все происходящее явно указывает на то, что начинают сбываться прогнозы той части населения, которая с самого начала весьма скептически относилась к подобного рода соглашению. Первые недвусмысленные намеки относительно того, что Россия даже в мыслях не имеет Украину в качестве равноправного партнера, а также не рассматривает желание украинской стороны построить добрососедские отношения, появились уже через год после подписания Харьковских соглашений. А выразилось это, в первую очередь, в отказе помочь разрешить социально-экономические проблемы, которые возникли по вине Черноморского Флота. Плюс к этому добавились и проблемы политического характера.

По мнению оппозиционеров, несмотря на то, что Дмитрий Медведев неоднократно заявлял о том, что Севастополю, как главной базе российского Черноморского Флота будет оказана специальная социально-экономическая помощь, до настоящего момента эта помощь выражалась в весьма специфической форме.

При этом они упоминают, что долг российского ЧФ перед городским бюджетом Севастополя составляет порядка 20 миллионов гривен, из них отчисления в пенсионный фонд составляют около 6990 тысяч гривен, а вся остальная сумма – это задолженность по налогам. В российской национальной валюте эта сумма составляет 92 миллиона рублей. В результате персонал «Лазаревского адмиралтейства», который осуществляет работы по восстановлению и поддержки технического состояния кораблей уже несколько лет не получает заработанных денег. В настоящее время долг по зарплатам составляет порядка 4,3 миллионов гривен.

Кроме того, руководство российского ЧФ несет ответственность и еще за один долг – оно до сих пор не рассчиталось с местными жителями по программе долевого участия в строительстве многоквартирного дома по улице Астана Кесаева. Несмотря на вложенные средства, севастопольцы ждут обещанного жилья уже не первый год.

Не менее нереальными, по мнению оппозиции, на сегодняшний день выглядят и ожидания местного руководства относительно роста вкладов российских бизнесменов в развитие инфраструктуры города, даже несмотря на то, что российская сторона заявила об успешном преодолении последствий экономического кризиса. Напротив, уровень инвестиций по сравнению с 2010 годом, в предыдущем году снизился на четверть.

Часть украинцев уверена, что сегодня главная особенность развития Харьковских соглашений состоит в возникновении проблем политического характера, в частности, газовых отношений. Уже ни для кого не секрет, что российское руководство прибегает к газовому вопросу в тех случаях, когда возникает необходимость сделать Киев боле сговорчивым в тех вопросах, которые в тот или иной период времени являются приоритетными для Москвы. Но и украинское руководство не отстает от своих российских коллег, прибегая вопросу о предоставлении аренды российскому ЧФ в Крыму, когда Москва открыто требует «повиновения» и «уступок» в том или ином вопросе. Таким образом, политика обоюдного давления стала основой Харьковских соглашений и поддерживается по сей день.

Оппозиционеры также говорят о том, что, поскольку украинская сторона допустила несколько просчетов в 2010 году в отношениях «аренда в обмен на газ», то понятно, что она вынуждена была искать новые пути, чтобы склонить Россию согласиться предоставить дополнительные скидки на данный «товар». Москва согласилась, но потребовала участия Украины в Таможенном союзе, который находится под ее непосредственным контролем. Кроме того, поступило и еще одно предложение: подумать над тем, чтобы принять участие в совместном военно-политическом альянсе. А поскольку Киев пока не дал однозначного ответа, российское правительство возобновило попытки держать ситуацию в Украине под своим контролем.

Так, в 2011 году на территории Крыма, два российских военнослужащих (представители спецслужб) сделали попытку приобрести прослушивающую аппаратуру, но сделали это через всемирную сеть, очевидно памятуя о грандиозном скандале 2009 года, когда на украино-российской границе был задержан один из сотрудников российских спецслужб с подобной аппаратурой. Но почему-то заказали ее прямо в Украину, за что, собственно говоря, и поплатились: оба получили по 4,5 года заключения.

Помимо этого, некоторые политики от оппозиции утверждают, что в составе российского Черноморского Флота возобновил свою деятельность отдел информационно-психологической борьбы. Также были расширены возможности распространения пропагандистских материалов. Так, был увеличен тираж газеты «Флаг Родины», создателем которой считается Министерство обороны РФ. Был возобновлен и выпуск газеты «Российской общины Севастополя». Она по-прежнему издается в типографии Черноморского флота. Но газета газетой, ничего плохого в том нет, если бы не одно «но», говорят в оппозиции: в ней пропагандируется межнациональная рознь, а также звучат неоднократные призывы присоединения Севастополя к России.

Отмечают они и то, что российские активисты имеют большой арсенал форм и методов реализации внешней политики России относительно Украины.

Что касается мнения экспертов, то у них тоже сложились различные мнения по поводу того, кому выгоднее были эти соглашения. Так, по словам В.Карасева, директора института глобальных оглашений, России Харьковские контракты были выгодны с точки зрения стратегии, поскольку позволили продлить срок пребывания ЧФ аж до 2042 года, в то время как по предыдущим соглашениям он должен был покинуть пределы Украины уже в 2017 году. Для Украины – это тактическая победа, поскольку таким образом была сделана попытка получить одноразовую скидку в газовом вопросе. Аналитик уверен, что обе стороны имеют разные мнения относительно результативности соглашений, поскольку каждая из них преследовали совершенно разные цели.

Кроме того, эксперт добавил, что уверен в скором появлении со стороны Украины претензий относительно несоответствия арендной платы и тому подобные нюансы, которые юридически не отрегулированы. В то же время политолог считает, что подписание Харьковских соглашений было необходимо обоим государствам, поскольку оно дало возможность немного стабилизировать отношения между ними.

По мнению украинского эксперта В.Балы, после инаугурации нового российского президента стороны могут сесть за стол переговоров по поводу снижения цен на голубое топливо. И со стороны России было бы стратегически правильно уступить в ценовом вопросе, если Украина согласится поддержать участие в Таможенном союзе, поскольку только в таком случае станет возможной реализация планов В.Путина относительно воссоздания мощного государства в рамках РФ (которое раньше носило название СССР и имело большое влияние на политико-экономические процессы в мире).

Российский эксперт М.Ненашев немного оптимистичнее в своих выводах относительно результативности соглашений. Он говорит о том, что выгоду от подписания контрактов получили обе стороны. Стоит вспомнить только рост товарооборота между двумя государствами, который достиг 40 миллиардов долларов. В то же время он отметил, что российское правительство обеспокоено тем, что украинская сторона всячески препятствует нахождению российского ЧФ в Крыму.

Он также отметил, что режим Януковича не стал более благоприятным для российских моряков в Крыму, чем в годы президентства Ющенко. Но, все, кто поддерживал новые силы, как-то сразу и не заметили, что никто и не собирается отменять те законы, которые были подписаны при прошлом режиме, а ведь они в значительной мере усложняют жизнь российским военным. Это, в частности, правила передислокации техники и личного состава, так и не решен вопрос о предоставлении им квартир, которые были построены за счет московского бюджета. К тому же, украинская сторона ко всему требует еще и платной регистрации каждого военного, который прибывает на службу в Крым.

Из всего сказанного отчетливо видно, что новый режим внимательно прислушивается и берет на вооружение слова противников пребывания российского ЧФ, главным доводом «против» которых является утверждение, что содержание его на украинской территории мало что дает, а вот потерять Украина может много (здесь как бы случайно упоминается возможность начала вооруженного конфликта в Иране, в который может быть втянута и Украина, если не откажется от российской аренды).

Обе стороны хорошо осознают, что пересмотр Харьковских соглашений вполне возможен, особенно если в Украине после парламентских выборов к власти придут оппозиционные силы. Для России такое развитие события вряд ли желательно, да и наверняка это не будет способствовать укреплению отношений. По мнению руководителя Центра СНГ Дипломатической академии Министерства иностранных дел России С. Жильцова, пересмотр контрактов будет иметь негативные последствия. Прошло совсем мало времени с даты подписания. И если каждый раз пересматривать тот или иной договор, то на развитии двусторонних отношений можно будет поставить большой жирный крест.

Поэтому в сложившейся ситуации и украинскому, и российскому правительству стоит взвешено подойти к проблеме выполнения своих обязательств по Харьковским соглашениям, поскольку уже сейчас понятно, что сделать это будет крайне не просто, тем более в свете смены власти в Российской Федерации.

Об этом сообщает Военное обозрение.

"Мне не стыдно за Харьковские соглашения… Скоро мы будем просить, чтобы ГТС даром у нас забрали", – Киселев
Зампредседателя Комитета ВР по вопросам регламента, депутатской этики и обеспечения деятельности Верховной Рады Украины, нардеп-«регионал» Василий Киселёв говорит, что ему не стыдно за подписание Харьковских соглашений с РФ, выступает за создание газотранспортного консорциума, ну, и… во всем винит экс-премьера Тимошенко.

Круглый стол, посвященный итогам выполнения минских соглашений. Видеотрансляция
В ТАСС проходит круглый стол, посвященный итогам выполнения минских соглашений за два года с момента подписания первого пакета документов.

Судостроение Украины возрождается?
Проблемы, связанные с развитием украинского судостроения, волнуют не только людей, работающих в данной сфере.

«Преемник» президента: что говорят о Рустаме Азимове в Узбекистане
После сообщений СМИ о смерти президента Ислама Каримова в Узбекистане был взят под домашний арест первый вице-премьер, министр финансов Рустам Азимов, который назывался в числе возможных преемников узбекского лидера.


  • Соглашение,
  • Сторона,
  • Украина,
  • СТОР,
  • Отношение
Комментировать публикацию через Постсовет:
Комментарии (0) RSS свернуть / развернуть

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.


Комментировать публикацию через Вконтакте: