ВВС БФ в 1941 году

В июне, 71 год тому назад.



(Автором, по возможности, сохранена терминология и стилистика изложения материала из Военно — исторического отчёта о боевых действиях ВВС ДКБФ в Великой Отечественной войне 1941 — 1945 годов, составленного в 1946 (!) году)

Военно – Воздушные Силы БФ к началу войны имели в своём составе три авиационные бригады, один отдельный авиационный полк и семь отдельных авиационных эскадрилий (см. статью «Создание, становление, блеск и крах ВВС БФ»)
Всего в своём составе ВВС БФ имели 656 боевых самолётов, из них:
а) по видам авиации:
— бомбардировщиков — 172 (26,2%);
— разведчиков — 131 (19,9%);
— истребителей — 353 (53,9%)
б) по типам самолётов:
— 94 ДБ – 3;
— 60 СБ;
— 18 АР – 2;
— 123 МБР – 2;
— 8 МДР – 6;
— 99 И – 153;
— 182 И – 16;
— 32 И — 15;
— 32 МИГ – 3;
— 8 Як – 1;

Части ВВС БФ к началу войны были укомплектованы в своём большинстве устаревшей, несовременной материальной частью, значительно уступавшей по своим данным немецкой авиации. Особенно это положение относилось к истребительной и гидроавиации(самолёты И – 153, И – 15, МБР – 2).
Процесс перевооружения частей на новую материальную часть только начинался.

Лётный состав истребительной авиации переучивался на новые типы истребителей МИГ – 3, Як – 1. Части бомбардировочной авиации перевооружались с самолётов СБ на самолёты ДБ – 3 и АР – 2.

Советские истребители МиГ-3 над Стрелкой Васильевского острова в Ленинграде

Экипажей, переучившихся на новые типы самолётов, насчитывались единицы.

Вследствие процесса переучивания, общий уровень подготовки лётного состава несколько снизился.

Базирование частей ВВС БФ, вследствие большой протяжённости театра от Н. Ладога до Либава, было разбросанным, что крайне затрудняло организацию боевого управления.

Отсутствие достаточного количества пригодных аэродромов на территории Эстонской и Латвийской ССР, вынуждало большую часть бомбардировочной авиации держать на восточных аэродромах (Беззаботное, Котлы, Копорье), на большом удалении от районов предстоящих боевых действий.

Такое положение, как показал опыт первых же дней войны, в значительной мере снижало эффективность боевого использования ударной авиации, так как затрудняло организацию взаимодействия между частями, требовало много времени на организацию ударов и создавало большую излишнюю нагрузку для лётного состава, так как значительно увеличивало маршрут полёта от аэродрома до цели.

Разбросанность базирования отрицательно сказывалась и на организацию связи Штаба ВВС с частями. Штаб ВВС, находившийся в Таллине, не имел проволочной связи с частями 8 – й авиабригады, 61 – й авиабригады и 15 – го разведполка. Управление осуществлялось только по радио и самолётами связи.

Испытания советского истребителя Як-1 первых серий в Научно-испытательном институте ВВС РККА на возможность ручного запуска двигателя. На фото запечатлен комбинированный способ запуска двигателя — удержание винта рукой и натяжение петлей

Проводная связь имелась только (!) с частями 10 – й авиабригады, базировавшейся на Эстонию.

В ходе войны, базирование и дислокация частей ВВС БФ изменилась в корне.

Отход частей Красной Армии на восток привёл к потере, в течение первых трёх месяцев, всех старых аэродромов мирного времени, за исключением Горы – Валдай и Н. Ладога. ((Перед войной ВВС КБФ имели 15 сухопутных, из них только два — с искусственным покрытием и 12 гидроаэродромов))

Бомбардировочная авиация перелетела на восток, в район Тихвин и Пестово, с последующим сосредоточением в Богослово и Новинки.

В районе Ленинграда началось строительство аэродромов Гражданка, Приютино, Каменка; в Кронштадте – аэродрома Бычье Поле.

Начало

Исходя из сложившейся тревожной обстановки и непосредственной угрозы военного нападения со стороны Германии, по приказу Командующего БФ все части и соединения БФ, в том числе и ВВС, 19 июня перешли на оперативную готовность № 2.

В 23 ч. 37 мин. 21 июня Командующий БФ, по приказу Народного Комиссара ВМФ, объявил по флоту готовность № 1.

Во исполнение данного приказа, были организована усиленная воздушная разведка на театре, с задачей – не допустить неожиданного подхода кораблей противника с моря. Одновременно с этим, все части ВВС БФ были приведены в боевую готовность.

Советский дальний бомбардировщик ДБ-3 первых серий в полете. Самолет окрашен в трехцветный пятнистый камуфляж. Такую окраску имели первые серии дальних бомбардировщиков, выпущенные московским заводом №39 в 1937 году и стоявшие на вооружении 1-го минно-торпедного авиационного полка ВВС ВМФ

В 4 часа 22 июня 1941 г. началось наступление германо – фашистских войск на Поланген, с одновременным налётом бомбардировочной авиации противника на Либаву и Кронштадт.

В 4 часа 50 минут Военным Советом БФ было объявлено по флоту: «Германия начала нападение на наши базы и порты. Силой оружия отражать всякую попытку нападения противника».

С этого момента началась боевая деятельность ВВС БФ.

Действия немецко – фашистских войск

В общем плане войны против Советского Союза, одной из важнейших задач немецкого командования являлась задача овладения крупнейшим военно – политическим и промышленным центром СССР – городом Ленинград.

С этой целью была создана Северная группа армий, так называемая группа «Норд» в составе: 4 – й ударной танковой армии, 16 – й и18 – й пехотных армий. Общая цель действий: ударом в Псковском направлении произвести прорыв фронта и отбросить силы Красной Армии к Ленинграду. На втором этапе действий окружить и захватить его, при содействии отдельной Финской армии, одновременно ведущей атаку со стороны Карельского перешейка.

Выполнение основной задачи возлагалось на 4 – ю ТА, которая атакой на Двинск, Псков, Луга должна была выйти к Ленинграду. Правый фланг 4 ТА обеспечивался действиями 16 – й А в направлении на Вильно, Великие Луки, Старая Русса, Бологое. На 18 – ю А возлагалась задача по овладению нашими базами и опорными пунктами в Латвии и Эстонии.

Но этим бредовым планам немецких захватчиков так и не удалось осуществиться.

Внезапность нападения, в сочетании с полной подготовленностью к войне фашистской Германии, определили первоначальные успехи её армии.

Бросив в бой крупные силы моторизованных войск, танков и авиации, немцы к 30 июня вышли на рубеж реки Западная Двина и овладели городом Рига. К этому времени наши части уже эвакуировали ВМБазы Либава и Виндава (27.06.41 г.). 6 июля мотомехчасти противника прорвали Островско – Псковский оборонительный рубеж и овладели г. Остров. 14 и15 июля противник форсировал р. Луга и захватил плацдармы на правом берегу реки в районах Ивановское (15 км. юго – восточнее г. Кингисепп) и Сабск. К 20 июля части противника вышли к озеру Ильмень. 18 августа, после продолжительных и упорных боёв, противник занял г. Кингисепп. После этого, ведя наступление на Ленинград с юга, из района Новгорода и с запада – из района Кингисеппа, противник к 31 августа достиг южного берега р. Нева в районе Ивановских порогов и перерезал Кировскую железную дорогу, 7 сентября занял Шлиссельбург, а к 16 сентября вышел на южный берег Финского залива в районе Новый Петергоф. Немцы вплотную подошли к стенам Ленинграда, но решить поставленную задачу – захватить город – так и не смогли.

Героическими усилиями Красной Армии, Балтийского Флота и гражданского населения г. Ленинграда, противник был окончательно остановлен на линии: Новый Петергоф, Стрельна, Володарский, Лигово, Паново, Виттелово, Детское Село, р. Тосно, Ивановские пороги.

Для Ленинграда начался продолжительный и тяжёлый период блокады.

Одновременно с наступательными операциями в основном направлении, на Ленинград, немцы силами 18 А решали задачу захвата Эстонии. Так, 8 июля, противник овладел г. Пярну, затем, развивая наступление в центральной части, захватил Тюри, Пыльтсама и к 25 июля вышел на берег Чудского озера в районе Мустве, отрезав, тем самым, нашу группировку войск в районе Тарту.

25 августа, после ожесточенных, кровопролитных боёв, наши части оставили Главную Базу БФ – Таллин.

Таким образом, одновременно с выходом немецких войск на подступы к Ленинграду, была захвачена и вся Эстония, за исключением островов Эзель и Даго. О. Эзель был оставлен нашими частями 3 октября, а о. Даго – 19 октября.
(См. статью «Налёты на Берлин в 1941 году»)

Истребитель И-153 «Чайка» на аэродроме

Планируя войну против СССР, немцы большое место в решении задачи по захвату г. Ленинграда отводили финским союзникам. Ударом через Карельский перешеек, финны должны были ворваться в Ленинград с севера, тем самым оказав помощь немецким войскам, действующим с юга.

Во исполнение этого плана, 29 июня финско – немецкие войска перешли в наступление по всему фронту, но встретив упорное сопротивление наших войск на Карельском перешейке, продвинуться вперёд не смогли.

Только 10 августа противнику удалось прорвать фронт 19 – го стрелкового корпуса на Кексгольмском направлении, после чего наши части были вынуждены начать отход.

2 сентября противник занял Койвисто и к 5 сентября – Терноки и вышел на подступы к Сестрорецку. На рубеже: Белоостров, Охта, о. Лемболовское, болото Лума – Сур, 6 км. севернее Никулясы, продвижение противника было окончательно приостановлено. С этого времени фронт под Ленинградом стабилизировался.

Действия флота противника

Наибольшую активность с первых же дней войны проявлял подводный флот противника. Подводные лодки отмечались на наших коммуникациях и на подходах к базам в Балтийском море, Рижском и Финском заливах.

Лёгкие надводные силы противника производили минные постановки в районах наших военно – морских баз и производили тральные работы на своих фарватерах.

Крупные надводные корабли противника активности не проявляли.

Только в операциях по захвату островов Эзель и Даго принимали участие корабли классов лёгкий крейсер и эсминец.

В основном, флот противника в этот период производил интенсивные воинские перевозки в интересах наступавшей армии на коммуникациях между портами Данцигской бухты, Либава, Виндава, Рига и портами Финляндии.

Советский морской ближний разведчик разработки конструкторского бюро Г.М. Бериева МБР-2 в полете над глиссирующим торпедным катером Черноморского флота типа Г-5

Действия авиации противника

Принципы оперативного использования немецких ВВС вытекали из общей доктрины немецкого командования «молниеносной войны», которая предполагала максимальное использование всех вооружённых сил страны в самом начале войны для разгрома противника в кратчайшие сроки.

Весь расчёт на успешное окончание «молниеносной войны» строился, в первую очередь, на внезапности вероломного нападения на противника и на одновременном ударе по всей его стратегической глубине.

В разрезе этого немецкое командование и стремилось применить свои ВВС, основывая их действия на внезапности и нанесении массированных ударов по районам оперативного сосредоточения и развёртывания вооружённых сил противника. Планируя, в соответствии с принципом «молниеносной войны», использование ВВС, немецкое командование сосредотачивало на основных направлениях начального периода войны все основные силы боевой авиации, оставляя резервы только для восполнения потерь, но не для развёртывания новых частей, что подтвердилось всем ходом советско – германской войны.

Такой принцип привёл к тому, что немецкая авиация, имевшая в начальный период войны превосходство в воздухе, а также и успех на некоторых участках фронта, постепенно в ходе войны это превосходство утратила и потерпела полное поражение от нашей авиации.

Против нашего Северо – Западного фронта и КБФ действовал 1 – й воздушный флот немцев.

Действуя согласно вышеизложенных принципов, ВВС противника первые 2 – 3 дня основные усилия направили на борьбу с нашей авиацией на аэродромах.
В первую очередь были подвергнуты нападению аэродромы ВВС Красной Армии, на которых базировались самолёты последних выпусков, что привело к значительному ослаблению ВВС КА, действовавших на Северо – Западном фронте. В дальнейшем ВВС противника, имея значительное превосходство в воздухе, действовали непосредственно с наступавшими войсками, наносили удары по ж/д узлам, складам, узлам связи, крупным населённым пунктам, местам сосредоточения войск и по кораблям КБФ в базах и на переходах, ставя перед собой задачу срыва сосредоточения войск и их снабжения, нарушение управления и создания паники среди гражданского населения.

Аэродромы ВВС КБФ, за исключением Ханко, вследствие своей отдалённости от границы, в первые дни воздействию противника не подвергались. Только с подходом войск противника к местам базирования ВВС КБФ, наши аэродромы стали подвергаться налётам авиации противника.

Так 7 июля в период 11.05 – 11.45 семь Ю – 88 с высот 200 – 800 метров нанесли бомбоштурмовой удар по аэродрому Пернов. В результате удара, сгорели 1 ТБ – 3, 1 АР – 2, 1 И – 153. Один И – 153 был повреждён. Выведено из строя до двух часов лётное поле, убито 2 человека, ранено 7 человек.

13 июля в период 06.25 – 06.50 авиация противника подвергла бомбардировке аэродромы Котлы, Копорье, Керстово. В результате удара 10 Ю – 88 по аэродрому Котлы, было повреждено здание штаба 8 – й авиабригады, сгорел склад, частично разрушены электростанция и здание штаба 57 полка. Самолёты не пострадали, но было убито 20 человек, ранено 37.

В результате удара 20 Ю – 88 по аэродрому Копорье, сгорели 1 «Дуглас», 1 АР – 2, 1 СБ, 1У – 2. Разрушено и сгорело служебное здание. Убито 30 человек, ранено 52 человека.

Юнкерс-88 на аэродроме. Юнкерс Ю 88 (Junkers Ju 88) — многоцелевой немецкий самолет. Использовался как бомбардировщик, пикирующий бомбардировщик, разведчик, торпедоносец и даже как часть летающей бомбы в проекте Mistel. За все время было построено около 15000 самолетов — это самый массовый немецкий двухмоторный самолет Второй мировой войны. Находился на вооружении многих стран, последние машины были списаны в 1951 году во Франции

Аэродром Керстово бомбили два Ю – 88, в результате чего было выведено из строя лётное поле на 1,5 часа и ранен 1 человек. В течение 14 – 20 июля указанные аэродромы подвергались повторным бомбардировкам, но большого эффекта противник не достиг.

Наиболее эффективными были удары штурмовиков противника Ме – 110, под прикрытием Ме – 109, по аэродрому Копенское 9 августа и по аэродрому Низино 19 августа 1941 года. В результате этих ударов было уничтожено 10 самолётов МБР – 2 и 22 истребителя.

Немецкие самолеты Мессершмитт BF.110E-2/N из 1./SKG210 в полете над территорией СССР

Из анализа боевой деятельности ВВС противника можно сделать вывод, что завоевание и поддержание господства в воздухе посредством бомбардировок аэродромов базирования нашей авиации, являлось одной из основных задач немецкой авиации в течение всего периода наступательных операций.

С началом войны, ВВС КБФ вели боевые действия, имея главной задачей – борьбу с ВВС противника на Балтийском море и обеспечение боевой деятельности своего флота. Но в процессе боевых действий, вследствие тяжёлого положения на сухопутном фронте, в связи с быстрым продвижением немецкой армии на Ленинград, а также вследствие больших потерь, понесённых ВВС Красной Армии в первые же дни войны от налётов авиации противника на аэродромы, Военно – Воздушные Силы КБФ были привлечены к выполнению задач на сухопутном фронте по непосредственному обеспечению боевых действий войск Северо – Западного фронта.

ИТОГИ БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЙ ВВС КБФ ЗА ПЕРВЫЙ ПЕРИОД ВОЙНЫ

Всего за период с 22 июня по 22 октября 1941 года ВВС КБФ произвели 43.338 боевых вылета ((в среднем, по 360 вылетов ежедневно)), в результате чего:

НА МОРЕ:

Потоплено: 44 транспорта, 9 эсминцев, 3 подводные лодки, 1 сторожевой корабль, 3 тральщика, 16 торпедных катеров, 50 сторожевых катеров, 8 пароходов, 20 барж и шхун, 70 шлюпок.

Повреждено: 23 транспорта, 9 эсминцев, 6 подводных лодок, 15 барж и шхун, 9 буксиров, 1 лёгкий крейсер, 2 сторожевых корабля, 1 тральщик, 1 сторожевой катер, 1 бронекатер, 1 вспомогательный крейсер.

НА СУХОПУТНОМ ФРОНТЕ:

Уничтожено до 43.672 человек живой силы, 809 танков, 113 бронемашин, 3.594 автомашины, 434 мотоцикла, 98 арт. орудий, 70 батарей зенитной артиллерии, 1 паровоз, 73 ж/д вагона, 2 ж/д моста, 14 складов боезапаса и горючего и много другой техники противника.

В воздушных боях и на аэродромах уничтожено 425 самолётов противника.

Весь первый период войны характеризуется превосходством авиации противника в воздухе и отсюда, как следствие, основным средством противодействия нашей авиации являлась истребительная авиация противника.

Следует отметить, что при действиях нашей авиации по кораблям противника в море, основное противодействие оказывала ЗА (зенитная артиллерия) и в редких случаях ИА (истребительная авиация).

При действиях же по войскам противника на поле боя и по ВМБазам, ПОЧТИ ВСЕГДА в бой вступала ИА.

Имея превосходство в скорости, вооружении и численности, истребители противника наносили довольно значительные потери нашей ударной авиации в начальный период войны, когда наши бомбардировщики часто вынуждены были летать без истребительного прикрытия. Вследствие этого, наибольшие потери были понесены от ИА противника.

За четыре первых месяца войны ВВС КБФ потеряли 577 самолётов.

По типам: 94 МБР – 2, 85 И – 16, 83 ИЛ – 4, 79 И – 153, 63 СБ, 48 МИГ – 3, 23 ИЛ – 2, 18 И – 153, 15 АР – 2, 13 Пе – 2, 12 ЯК – 1, 11 У – 2, 8 ЛАГГ – 3, 5 ЧЕ – 2, 5 УТ – 2, 4 ТБ – 3, 3 УТ – 1, 2 ПС – 84, 2 КОР – 1, по одному: МП – 1, УТИ – 4, Р – 5 и Ш – 2.

(Прим. автора: любопытен анализ потерь. (См. статью «Небоевые потери»)

— 194 самолета сбиты ИА противника;
— 62 самолёта сбиты ЗА противника;
— 87 не вернулись с заданий (11 СБ, 11 ИЛ – 2, по 10: ИЛ – 4, И – 16, И – 153, МБР – 2 и др.)
— разбито при вынужденных посадках от:
— боевых повреждений ИА – 19;
— боевых повреждений ЗА — 2;
— неисправности а/техники — 15;
— по другим причинам — 18.
— разбито на аэродромах (без воздействия противника):
— при взлёте – 21;
— при посадке – 34;
— сбито СВОИМИ:
— своими истребителями – 7 (3 Пе – 2, по 1: И – 153, И – 15 и МБР – 2);
— своей ЗА — 9 (4 МБР – 2, 2 СБ, 2 И – 16, 1 И – 153);

— уничтожено при отходе – 23;
— уничтожено по другим причинам – 20;
— от БШУ противника по аэродромам – 66.

Таким образом, потеряв за четыре месяца войны в боевых самолётах 83,2% от первоначального состава ВВС, (пополнение составило 127 самолётов (19,3%) )
часть излишнего лётного и технического состава была отправлена в тыл для переучивания и формирования новых частей.
В частности в г. Саранск были отправл

Асы ВВС и люфтваффе 1941 года
Советские лётчики сбивали хвалёных немецких асов, одержавших от 70 до 30 побед в европейском небе.

5 декабря - День начала контрнаступления советских войск в битве под Москвой в 1941 году
5 декабря Россия отмечается одну из героических дат в истории Великой Отечественной войны.

Еще раз о подготовке Японии к войне против СССР в 1941 году
В настоящее время, когда идет активный пересмотр истории, появились публикации и высказывания, искажающие характер советско-японских отношений в период Второй мировой войны, в которых заметно желание представить внешнюю политику Японии миролюбивой, а агрессивные планы подготовки к войне против Советского Союза — «оборонительными».

Сегодня Россия как в 1941 году под Москвой…
Если сравнить начало XXI и XX века, бросаются в глаза удивительные аналогии.


  • ВВС,
  • Противник,
  • Авиация,
  • Война,
  • Войско
Комментировать публикацию через Постсовет:
Комментарии (0) RSS свернуть / развернуть

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.


Комментировать публикацию через Вконтакте: