Фанат в России больше, чем фанат

Текущий чемпионат России по футболу бьет рекорды по количеству скандалов, связанных с поведением болельщиков. То они вывесят оскорбительный баннер, то устроят бойкот на матче сборной, то кинут банан в темнокожего футболиста: Градус кипения достиг предела — руководители нашего футбола впервые заговорили о необходимости введения закона о болельщиках. Правда, обычных болельщиков никто урезонивать не собирается. Речь идет о регламентации активности фанатов, а это принципиально разные понятия.

Текущий чемпионат России по футболу бьет рекорды по количеству скандалов, связанных с поведением болельщиков. То они вывесят оскорбительный баннер, то устроят бойкот на матче сборной, то кинут банан в темнокожего футболиста:

Градус кипения достиг предела — руководители нашего футбола впервые заговорили о необходимости введения закона о болельщиках. Правда, обычных болельщиков никто урезонивать не собирается. Речь идет о регламентации активности фанатов, а это принципиально разные понятия.
Впервые подрались 25 лет назад

Как известно, болельщик видит на поле две команды, а фанат — только свою. Болельщик приходит лицезреть шоу, а фанат является его неотъемлемым участником, таким же, как футболисты и судья.

Отечественная фанатская культура уходят корнями в советские времена. Первые организованные группы поддержки, надевшие на себя клубную символику и отправившиеся на выездные матчи вслед за любимой командой, были замечены в 1970-х годах. Массовым явление не стало, а сосредоточилось в столицах: что-либо идущее вразрез с общепринятым поведением тогда не поощрялось. Методы поддержки умиляли невинностью. Сравните речовку: «Зенит» — чемпион по нырянию в бетон, бетон разбивается, «Зенит» прославляется», — с сегодняшними радикальными лозунгами. Впрочем, и за такие выкрики могли вывести со стадиона и даже исключить из вуза или уволить с работы.

Движение стало набирать обороты только с наступлением перестройки, вместе с выходом из подполья других субкультур. Тогда же появилось слово «фанаты»: его, как и другие традиции боления, импортировали с родины футбола — из Англии. На английский же манер стали складываться организованные группировки — «фирмы». Их неофициальным годом рождения считается 1987-й — год первой массовой драки, в которой выясняли отношения фанаты московского «Спартака» и киевского «Динамо».
Уважать заставила «Манежка»

В начале 1990-х кризис футбола настиг и фанатов — лет пять движение теплилось только за счет группировок ЦСКА и «Спартака». Дело пошло в гору ближе к нулевым — стали появляться «фирмы» в провинциях, а из топовых клубов серьезной прибавки к своим рядам добились «Локомотив» и «Зенит».

В наши дни лидером по-прежнему остается «Спартак». Помимо знаменитой «Фратрии», объединившей несколько «фирм», честь красно-белых вне футбольного поля защищают «Безумные мясники» и «Молодая команда». Далее следуют «Зенит» («Коалиция», «Невский фронт») и ЦСКА («Красно-синие воины», «Ярославка»). Третье место делят «Динамо» («Бело-голубой динамит») и «Локомотив» («Красно-зеленые викинги»).

Долгое время фанаты влияли на свои клубы. Например, акции «Фратрии» не раз приводили к увольнению тренеров «Спартака», а «Зенит» из-за расистских взглядов части торсиды остерегается приобретать чернокожих игроков. Но как социальное явление подобные вещи не воспринимались. Всерьез их начали воспринимать после знаменитого выступления на Манежной площади в декабре 2010 года, повод к которому дал межэтнический конфликт. Тогда же общественность вспомнила, что фанаты не гнушаются участием в националистических «Русских маршах», а на их секторах нередко раздаются листовки политического содержания. Между тем мировой опыт знает примеры, когда торсида оказывала влияние на власть — в Италии это происходит на постоянной основе. Конечно, наши фанаты не столь могущественны, но их способность к соблюдению принятой в «фирмах» жесткой иерархии и дисциплины — понятий, давно потерявших смысл для «нормальной» молодежи — представляет определенную силу.
В бой идут одни хулиганы

Между тем именно благодаря «фирмам» прошли времена стихийных драк на стадионах, мысль о которых по-прежнему удерживает от похода на футбол многих наших соотечественников. Бояться нечего — на трибунах теперь тихо. Члены «фирм» играют мускулами в заброшенных промзонах и в пригородах. Битва проходит в соответствии с общепринятым «кодексом чести». Например, запрещены так называемые «аргументы» — арматура, кастеты. Численность каждой стороны может составлять как 40–50 человек (столько насчитывает рядовая «фирма»), так и 500, если подключается объединенный «боевой актив» клуба.

Дерутся не всегда — например, если в Москву приедут 50 болельщиков «Томи», их никто не тронет. Как правило, в рукопашной сходятся фанаты команд из одного города, а также представители традиционных городов-соперников. В России же, кроме Москвы и Питера, таковых почти нет. Очаг напряжения может быть связан и с конфликтами в прошлом — так, фанаты «Зенита» уже более 10 лет не могут простить динамовцам убийство одного из своих товарищей.

Кроме того, дерутся далеко не все те, кто заполняет фанатские сектора трибун. Сорвиголов меньшинство, и называются они «кэшлс» или просто хулиганами. Вместе с ними ядро фан-группы составляют «ультрас» — эти ребята отвечают за баннеры и шумовую поддержку, но к помощи кулаков почти не прибегают. Большая же часть фанатов просто повторяют за лидерами речовки и размахивают шарфами. Их так и зовут — «шарфисты» (или «скарферы»). Остальные любители футбола в глазах фанатов либо «кузьмичи» (занимают места на «мирных» секторах), либо «тапочники» (болеют у телевизора), и отношение к ним, мягко говоря, неуважительное.
Удовольствие не из дешевых

Чтобы вступить в «фирму», потребуется рекомендация от одного из ее членов, после чего новичку предлагают пройти испытательный срок. Скарферу иногда требуется до трех-четырех лет для посвящения в хулиганы: старожилы отбирают в «элитное подразделение» крайне придирчиво. Зарекомендовать себя можно, тщательно соблюдая устав, главный пункт которого — поддержка команды в выездных матчах. Количество выездов — главная заслуга фаната. Примерно как славу военного летчика составляет количество сбитых вражеских истребителей. А собравшему «золотой выезд», то есть посетившему все матчи за год, почет и уважение обеспечены.

Выезды подразделяются на ближние и дальние. На ближние едут в арендованных автобусах и на «собаках» — электричках. «Собачий» маршрут Москва — Питер с пятью пересадками в строго определенных местах за последние 10 лет стал настолько популярен и оброс таким количеством баек, что впору писать поэму типа «Москва — Петушки». Одновременно таким образом могут перемещаться до 5 тысяч фанатов.

Интересно, что и на дальних выездах наши топ-клубы могут рассчитывать на поддержку не одной тысячи поклонников. Это удивляет приезжающих к нам иностранных игроков и тренеров: в Европе ездить так далеко два-три раза в месяц решились бы считанные единицы. К слову, и за границу вместе с российскими клубами каждый раз отправляется внушительная торсида, порой перекрикивающая местных фанатов в Лондоне или Мадриде. Получается, миф о том, что в фанаты идут подростки из неблагополучных семей, несостоятелен. Чтобы поддержать любимых игроков и в горе, и в радости, нужно быть довольно обеспеченным.
Наши фаны в авторитете

Все больше российское фан-движение уважают за рубежом. Традиций у нас кот наплакал, зато драйва достаточно — пожалуй, только британцев, поляков и греков можно считать достойными соперниками. Правда, есть куда прибавлять в вокальной культуре — слаженному пению английских стадионов мы пока можем противопоставить только громогласное скандирование. Зато достойно смотримся по части перформанса, то есть рисования транспарантов, а также поражаем весь мир склонностью раздеваться до пояса при любой температуре. Недавно болельщики одной из заштатных английских команд тоже оголили торсы, и пресса назвала это «русским стилем». А ведь начиналось с того, что мы копировали Англию.

Кстати, скопировать ее удалось не во всем. В Англии принято болеть за местную команду, даже если живешь в глухой деревне, а она выступает в пятом дивизионе. России больше подходит итальянский или испанский вариант. Там в каждой провинции обязательно болеют за главные команды страны: «Ювентус», «Реал» и «Барселону».

А главным отличием отечественных фанатов от западных является более молодой возраст. В Европе «фирмы» составляют крепкие мужчины в возрасте 26–40 лет, в то время как у нас преобладают 15-25-летние.
Цифры

Около 20 тысяч активных фанатов насчитывают «фирмы» «Спартака»
По 15 тысяч фанатов болеют за «Зенит» и ЦСКА
По 10 тысяч фанатов числятся за «Динамо» и «Локомотивом»

Прозвища

«Бомжи» — фанаты «Зенита»
«Даги» — фанаты «Анжи»
«Камни» — фанаты нальчикского «Спартака»
«Кони» — фанаты ЦСКА
«Крысы» — фанаты «Крыльев Советов»
«Мусора» — фанаты «Динамо»
«Мясо» — фанаты московского «Спартака»
«Навоз» — фанаты «Амкара»
«Паровозы» — фанаты «Локомотива»
«Педоны» — фанаты «Торпедо»

Скандалы с участием фанатов

1997 год. Первые массовые драки фанатов в российской истории.

9 июня 2002 года. Погром на Манежной площади после поражения сборной России на чемпионате мира.

8 мая 2004 года. Массовый погром в районе метро «Коломенское», устроенный болельщиками «Динамо».

22 апреля 2006 года. Резонансное убийство фанатами студента Абрамянца.

17 ноября 2008 года. Провокационный баннер болельщиков «Зенита»: «Сдох ваш Яшин, сдохнет и «Динамо».

4 октября 2010 года. Автобус с фанатами «Спартака» обстреляли в Дагестане.

11 декабря 2010 года. Многотысячная акция на Манежной площади.

16 мая 2011 года. Крупные беспорядки на трибунах на матче «Крылья Советов» — «Спартак».

22 июня 2011 года. В игрока «Анжи» Роберто Карлоса бросили банан на стадионе в Самаре.

4 ноября 2011 года. Футболист Спартак Гогниев избит фанатами «Терека» в Грозном.

18 марта 2012 года. Брошен банан еще в одного футболиста «Анжи» — Кристофера Самбу.

Источник: www.trud.ru

Козел в России больше, чем козел…
Сказка бывает очень похожа на реальность. Зинаида Серебрякова. Напали на козлика серые волки.

Китай закупает в России большую партию истребителей
Китай закупит в России большую партию современных истребителей Су-35 и подводных лодок, сообщает китайский государственный телеканал CCTV.

Есть ли в России «большая стратегия»?
Долгосрочное планирование выглядит как зигзагирование между декларируемыми задачами и суровой реальностью Вопрос о наличии в РФ так называемой большой стратегии весьма интересен.


  • Фанат,
  • Болельщик,
  • Банан,
  • Футбол,
  • Футболист
Комментировать публикацию через Постсовет:
Комментарии (0) RSS свернуть / развернуть

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.


Комментировать публикацию через Вконтакте: