Герой России Владимир Александров: «Переход верфей в частные руки едва не погубил отечественное судостроение»

Вопрос о приватизации утратит сегодняшнюю остроту не раньше, чем наш бизнес станет национально ориентированным и ответственным, утверждает легендарный инженер-конструктор, Герой России, почётный гражданин Санкт-Петербурга, доктор технических наук, профессор Владимир Александров.



Четверть века он руководил Адмиралтейскими верфями – старейшим предприятием отрасли. Сейчас возглавляет Ассоциацию судостроителей Петербурга и Ленинградской области.

– В последнее время представители либеральных кругов пытаются навязать нам новую приватизацию. Если подобная необходимость и возникнет – то, как мне представляется, не на сегодняшнем этапе развития страны.

Я понимаю, что выросли новые желающие войти в клуб миллиардеров. Прикрываясь лозунгами повышения эффективности, они мечтают стать собственниками того, что создано всей страной, задёшево разбогатеть – как это было в 90-е. Но Россия от этого богаче не станет – только потеряет, если согласится приватизировать успешно работающие государственные компании – к примеру, такие, как «Роснефть» и «Зарубежнефть» или «ВТБ». Они заработали за прошлый год сотни миллиардов рублей прибыли, львиная доля которой вернулась в казну, а не разлетелась по карманам «учредителей» и не растворилась в офшорах.

Не хочу говорить общие фразы за всю экономику. А с высоты 45-летнего опыта работы в судостроении проблема видится так.

Адмиралтейские верфи. Фото ИТАР-ТАСС.

Главной задачей верфи, строящей сложнейшие боевые корабли, не может считаться извлечение прибыли. В Уставе такого предприятия должно быть записано, что, говоря по-военному, зоной его ответственности является создание морской техники с указанием её специфики. Это дисциплинирует, а в случае той же приватизации – препятствует перепрофилированию. Между прочим, при переходе от государства в частные руки ни одна из верфей не заработала лучше. А если взять Калининградский, Амурский, Балтийский, Кронштадтский заводы – они, оказавшись под опекой «добрых, профессиональных, рачительных хозяев», едва не обанкротились. Так и случилось бы, не протяни им государство руку помощи и не собери под флагом Объединённой судостроительной корпорации.

Каждая из отраслей оборонки – очень сложный организм. Для строительства авиации, атомной энергетики, флота нужен потенциал всей страны. Не потому, что мы слабые. Тот же подход, проверенный десятилетиями, – во всех морских державах. И это не случайно. Ведь чтобы создать современный корабль, требуется колоссальная конструкторско-технологическая подготовка. Ни одна частная компания не способна поставить это дело на должный уровень. Все прорывные направления всегда финансирует государство.

В России на повестке дня – создание мощного конструкторского кулака: специализированных КБ подводного и надводного кораблестроения, по созданию транспортной и специализированной морской техники, к которой относятся, например, добывающие платформы. Далее – внедрение новых материалов и технологий. Здесь нужно смотреть, чем богат каждый завод, заслушать его директора, чтобы обозначил перспективы развития производства и сопутствующей модернизации лет на 20 вперёд – исходя из задач, которые тогда придётся решать. Именно такими категориями должен мыслить современный руководитель.

Следующий шаг – сопоставить необходимую стране и очень качественно выполненную по поручению Путина программу кораблестроения на ближайшие десятилетия с возможностями нынешних производств, чтобы изыскать скрытые резервы, провести модернизацию, построить новые заводы. А то у нас Кронштадтскую верфь ещё даже не заложили, а кое-кто уже торопит с переездом Адмиралтейский и Балтийский заводы, под которыми, понятно, «золотая» земля. Спрашиваю у городских руководителей: завтра верфи уедут – у вас есть деньги на развитие этой территории? Нет. Интересуюсь: где будут закладываться суда, уже предусмотренные программой строительства и обновления гражданского флота? Опять нет ответа. Зачем тогда говорить о каком-то переезде?

До 2020 года в России должно быть построено 1350 судов. Мы знаем про ледоколы и атомоходы (всего – восемь единиц). А где информация про остальные транспорты? На календаре – второй квартал 2012 года. Чтобы к 2020 году получить 1350 судов, головные заказы будущих серий уже пора закладывать на стапелях. Во всяком случае, должны быть утверждены проекты и вовсю проводиться конкурсы, где строить. А дальше – модернизация мощностей, создание новых приборов, где мы действительно отстаём по ряду направлений (акустика, локация, навигация, связь), размещение заказов на материалы и комплектующие… Сегодня это не так просто, тем более, что ряд производств в 90-е после приватизации перепрофилировали и межотраслевая кооперация нарушена.

Ведь как было? Пришли новые собственники – а зона ответственности, номенклатура изделий, выпуск которых нужно сохранить, чётко не обозначены. Оборудование, что показалось лишним, продали, землю и помещения сдали в аренду. К примеру, Кировский завод после акционирования утратил несколько стратегических производств. Будем строить атомный ледокол – кто возьмётся изготовить судовые турбины? А тяжёлое судовое энергетическое оборудование? Одни только испытательные стенды бешеных денег стоят! А какие квалифицированные люди там должны работать!

Спуск на воду научно-экспедиционного судна «Академик Трёшников». Фото ИТАР-ТАСС.

В последние годы стало модно спорить с заказчиками о стоимости кораблей и других стратегических изделий. Почему бы не взять за основу систему ценообразования, которая была при плановой экономике, где расписывалось и просчитывалось всё до единой операции? Ведь судно строят в одинаковой последовательности – что при капитализме, что при социализме. Но сейчас на многих верфях технологический график не в чести. А ведь это как устав, там всё расписано: что, когда, как и на какие средства делать. Как выполняются проектно-конструкторские работы, опытные поставки. Как закупаются материалы и оборудование. И самое главное – там есть сроки любой операции, процент технической готовности на каждом этапе и доля в стоимости заказа.

Я поражаюсь, как при сегодняшнем 80-процентном авансировании кто-то говорит о недофинансировании. Значит, здесь что-то не так, и не государство в этом виновато. Да, у завода нет собственных средств. Для начала строительства корабля нужен «толчок» от заказчика. Но чтобы рассчитаться за конструкторскую документацию, закупить материал и запустить процесс – достаточно процентов 10–15. А дальше – помесячно: выполнил определённый этап, представитель заказчика работу принял – через три дня получи деньги.

Адмиралтейские верфи даже в 90-е обходились без кредитов. А занимать под зарплату всегда было позором для всякого директора. Это скандал и повод для серьёзных внутренних проверок, где и по чьей вине произошёл сбой. Таковы азы эффективного управления любым производством – социалистическим или капиталистическим, государственным или частным.

Как показывает практика, сохранились, продолжают стабильно работать, своевременно обновлять технологии, оставаясь конкурентоспособными, предприятия, которыми руководят директора с хорошей управленческой школой, которые держат под личным контролем не только производственные вопросы, но и обучение и переподготовку кадров, эффективность труда, мотивацию персонала.

Национальная идея в моём понимании – дать людям работу, которая бы их устраивала. Если каждый будет нормально работать на своём месте – как раз об этом говорил Путин в отчёте перед Госдумой – остальное получится.

Разумеется, в современных условиях все предприятия просто не могут и не должны быть казёнными. Есть немало сфер, где частная форма собственности доказала свою эффективность. И крупное производство станет гибче, конкурентнее, если его будут подпитывать малый и средний бизнес. Но стратегические отрасли могут развиваться и соответствовать мировому уровню только под жёстким контролем и управлением государства. Тогда можно строить и авианосцы, и атомные подводные крейсеры, и другую сложную морскую технику. У частного капитала для этого нет ни средств, ни научно-производственных и административных ресурсов, ни, по большому счёту, желания. Какие бы сладкие песни ни пели либералы и что бы там ни говорили те, кто, посчитав себя эффективным менеджером в непроизводственной сфере, не прочь стать собственником стратегических активов.

Может быть, в перспективе, когда общество станет более серьёзным, а бизнес – национально ориентированным и ответственным, когда все деньги будут оставаться в родной стране, вопрос о приватизации утратит сегодняшнюю остроту. Но сейчас он не ко времени, и так считает подавляющее большинство сограждан.

Поэтому важно не тратить силы на пустые разговоры, которые нам пытаются навязать, чтобы отвлечь от дела, а оперативно проанализировать имеющиеся мощности, сопоставить их с государственными планами на обозримое будущее и работать, сплотившись вокруг государства. Задача понятна, как никогда – сохранить сильную Россию, у которой, как известно, лишь два союзника: армия и флот.

Об этом пишет сегодня Военное обозрение.

Ушёл из жизни Герой России полковник Александр Маргелов
Сегодня на 71-м году жизни скончался Герой России полковник Александр Васильевич Маргелов – сын легендарного командующего Воздушно-десантными войсками Василия Филипповича Маргелова.

Ушёл из жизни Герой России полковник Александр Маргелов
Сегодня на 71-м году жизни скончался Герой России полковник Александр Васильевич Маргелов – сын легендарного командующего Воздушно-десантными войсками Василия Филипповича Маргелова.

Скончался Герой России Александр Маргелов
Герой России полковник Александр Маргелов, впервые в мировой практике десантировавшийся из самолета Ан-12 внутри боевой машины десанта БМД-1, скончался во вторник на 71 году жизни, сообщают РИА Новости со ссылкой…

Кобзон предлагает отдать крымские заповедники в частные руки
Народный артист СССР, депутат Госдумы Иосиф Кобзон выступил с предложением отдать крымские заповедники в частные руки, сообщают местные СМИ. «Не жадничайте, отдайте в регионы, муниципалам, в частные руки.


  • Ватизация,
  • Верфь,
  • Бизнес,
  • Строительство,
  • Создание
Комментировать публикацию через Постсовет:
Комментарии (0) RSS свернуть / развернуть

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.


Комментировать публикацию через Вконтакте: