Из «Варягов» в «Ши Ланы». Авианосная эпопея Китая

Наверное, найдется немного боевых кораблей, которые за свою жизнь успели пройти через столько «приключений», как авианесущий крейсер «Рига».

Череда интереснейших событий началась в 1990 году, когда корабль впервые переименовали. Он стал называться «Варяг». Однако и под этим именем ему не было суждено войти в состав советского военно-морского флота. СССР распался и по договору между Россией и Украиной авианосец отошел последней. У Киева не было возможностей достроить столь сложный корабль и на 65-70 процентах готовности строительство заморозили. Наконец, в 1998 году Украина продала недостроенный корабль Китаю. За прошедшее с того времени «Варяг» не только сменил хозяина, но и получил новое имя. С 2008 года он называется Shi Lang («Ши Лан»). На данный момент судьба корабля выглядит однозначной и оптимистичной. Поэтому очередной смены владельца или названия ждать не стоит.



Надо заметить, китайцы провели весьма выгодную сделку. По имеющимся данным, за достроенный на две трети корабль было заплачено всего 20 миллионов долларов. Это, конечно, не бесплатно, но стоимость такого же строительства по отдельному контракту была бы на порядок выше. Так что Китай сумел без особенных затрат получить хорошую основу для своего первого авианосца. Бывший «Рига» и «Варяг», теперь именуемый «Ши Ланом», строился в соответствии с советским проектом 1143.6. В некотором роде его можно считать прямым «потомком» и развитием российского авианесущего крейсера «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов». Проектное водоизмещение корабля составляет 60 тыс. тонн. Размеры «Ши Ланга» примерно сопоставимы с «Адмиралом Кузнецовым»: наибольшая длина порядка 305 метров и максимальная ширина полетной палубы в 75 метров. Силовая установка корабля в целом аналогична агрегатам «Кузнецова». Это четыре паротурбинные установки по 50 тыс. лошадиных сил каждая. Максимальная скорость корабля достигает 28-30 узлов, а дальность плавания при экономичном расходе горючего составляет 8000 морских миль.

Насчет вооружения авианосца «Ши Лан» китайцы пока особо не распространяются. Понятно, что в основном оно будет сходным с оружием «Адмирала Кузнецова», но пока об этом нельзя говорить как о свершившемся факте. Проектом 1143.6 предусматривалось оснащение авианосца рядом ствольного и ракетного вооружения. Так, оборону от воздушных и надводных целей на небольших расстояниях должны были обеспечивать шесть 30-миллиметровых автоматических артиллерийских установок АК-630. Остальные задачи противовоздушной обороны возлагались на зенитно-ракетные комплексы «Кинжал» и «Кортик». Кроме того, на корабле должны были устанавливаться два реактивных бомбомета РБУ-12000 и 12 пусковых шахт для противокорабельных ракет «Гранит». Если с артиллерийским и зенитным вооружением все и так понятно – оно в любом случае будет присутствовать на Shi Lang – то вопрос противокорабельных ракет, скорее всего, решится далеко не в их пользу. Дело в том, что у Китая до сих пор нет аналогов советского/российского «Гранита». Поэтому, как считает множество экспертов, шахты для ПКР, как минимум, будут стоять без дела, а то и вовсе будут или даже уже убраны для освобождения дополнительного пространства для других целей.

В качестве основы авиационного вооружения «Ши Лана» предлагается палубный истребитель Shenyang J-15. Как выяснилось в свое время, в середине двухтысячных Китай купил у Украины один из опытных образцов советского самолета Т-10К, который впоследствии «вырос» в современный Су-33. Соответственно, сразу же появились подозрения на предмет китайского авторства истребителя J-15. Да и внешний вид самолета тоже не может быть ничем иным, кроме как намеком на советское происхождение китайского палубника. Версия о реверс-инжиниринге самолета Т-10К, если принять ее за аксиому, может пролить свет на примерные характеристики J-15. Хотя за пределами соответствующих китайских ведомств пока никто не может дать гарантий, что по каким-либо характеристикам J-15 не будет заметно отличаться от Су-33.



Однако куда большие вопросы вызывает не сам китайский палубный самолет, а системы обеспечения его работы на авианосце. Поскольку Shi Lang является прямым наследником «Адмирала Кузнецова», то он тоже оснащен взлетным трамплином. Эта часть летной палубы помогает самолетам взлетать без помощи со стороны, только за счет собственных двигателей. А вот самостоятельно сесть на палубу «Кузнецова» или «Ши Лана» ни один самолет пока не в состоянии. Для этого самолетам требуется помощь в виде аэрофинишера. Насколько известно, у Китая пока нет такой техники. Несколько лет назад Пекин начал переговоры с ЦНИИ Судового машиностроения и Пролетарским заводом на предмет закупки четырех аэрофинишеров. По идее, этого было бы достаточно для полного оснащения авианосца «Ши Лан». Переговоры ни к чему не привели. Дело в том, что российская сторона сослалась на особо важный оборонный характер требуемого китайцами оборудования. Кроме того, причиной отказа послужил ряд неприятных прецедентов, когда проданная Китаю техника использовалась не по назначению, а в качестве образца для копирования без соответствующего разрешения. Что теперь будут делать в Китае – неизвестно. Вряд ли какая-либо третья страна, умеющая строить авианосцы, продаст Поднебесной готовые аэрофинишеры или технологию их производства.

По последним данным: На сайте defence.pk выложены фотографии, подтверждающие наличие тросов аэрофинишера на палубе китайского авианосца Shi Lang (экс-«Варяг»).



Все фото можно посмотреть здесь: Chinese Navy (PLAN) News & Discussions

Часто приходится слышать, что Китай не умеет ничего делать самостоятельно, а только копирует чужие разработки. В этом мнении есть доля истины и корабль «Ши Лан» только подтверждает это. Но в «копилку» копирования и заимствования чужих идей и опыта можно внести еще один не очень известный аргумент. Известно, что командиром корабля был назначен некий Ли Сяоянь. Про него известно не так уж много, но данные о полученном образовании есть. Так, несколько лет назад капитан «Ши Лана» окончил Военно-морскую академию им. Н.Г. Кузнецова. Также известно, что дипломная работа Ли Сяояня была посвящена тактике авианосных ударных групп. Выходит, без зарубежного – в данном случае советско-российского – опыта в Китае не могут даже подготовить капитана. С другой стороны, у нас, в отличие от Поднебесной, есть определенный опыт эксплуатации авианосного флота. «Ши Лан», в свою очередь, будет первым авианосцем в составе флота Народно-освободительной армии Китая.



В настоящее время корабль, который в свое время успел побыть и «Ригой», и «Варягом», проходит испытания. Принятие авианосца«Ши Лан» в строй запланировано на конец лета 2012 года. И этот факт вызывает достаточно много вопросов. Судите сами, аэрофинишеров нет, аналогов «Гранита» тоже, относительно самолета J-15 вообще нет почти никаких подробностей, а корабль уже готов к началу службы. Ситуация, как минимум, странная. Однако в свете имеющейся информации об использовании бывшего «Варяга» в качестве своеобразного учебного полигона для освоения всех необходимых для авианосного флота технологий и навыков обстановка может немного проясниться. В то же время, один решенный или хотя бы немного проясненный вопрос позволяет серьезнее задуматься над другими. К примеру, о причинах строительства авианосца. Так, Тайвань в очередной раз выражает беспокойство по причине усиления мощи китайского флота. По мнению официального Тайбэя, «Ши Лан» нужен Китаю именно для проведения операции по захвату Тайваня. Но эти заявления можно и не рассматривать в качестве основной версии. В конце концов, любая новость об успехах китайской оборонной промышленности сопровождается тайваньскими стенаниями.

Подводя итог, можно предположить, что информация об использовании «Ши Лана» для отработки особенностей работы авианосцев является наиболее правдоподобным вариантом дальнейшего развития событий. Скорее всего, эта «учеба» продлится до конца текущего десятилетия, а к тому времени Китай начнет строительство новых кораблей подобного класса. Возможно даже в каком-нибудь закрытом конструкторском бюро уже полным ходом идут работы над новым проектом. Так что после 2020 года мы вполне можем увидеть новую морскую державу, обладающую авианосным флотом.

По материалам сайта Военное обозрение.

Из «Варяга» в АУГ
Китайский флот способен решать достаточно широкий круг задач проецирования силы Китайская авианосная группировка пока не в силах противостоять своим американским оппонентам.

Аргументы в пользу появления авианосцев в Российском флоте
Возвращаясь к теме развития Российского флота, никак не получится обойти вопрос морской авиации, и её базирования в море.

«Варяг» в Китае. Взгляд с Украины
С 2020 года России придется догонять не только США ВМФ НОАК последовательно реализует программу создания авианесущих сил, передав 25 сентября этого года в состав флота первый авианосец «Ляонин» (Liaoning) с бортовым номером 16.


  • «Ш,
  • Корабль,
  • Авианосец,
  • ФЛОТ,
  • Самолет
Комментировать публикацию через Постсовет:
Комментарии (0) RSS свернуть / развернуть

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.


Комментировать публикацию через Вконтакте: